Элективный курс "Программирование в среде Delphi"

Разделы: Информатика

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: планирование


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из трех основных целей изучения информатики в школе является развитие мышления школьников.

Развитие интеллекта рассматривается как составная часть развития личности в целом. При этом выделение проблемы развития интеллекта из всех остальных проблем и задач образования не говорит об их игнорировании. Интеллект не сводится к умственным способностям человека, а характеризует некую совокупность его возможностей, в том числе в творческой деятельности, рассматривается как способность человека к восприятию информации. Именно интеллект определяет культурный уровень человека.

В информатике базовым инструментом развития интеллектуальных способностей ребенка является программирование.

Данный курс предусматривает программирование в среде Delphi по следующим соображениям:

Delphi можно изучать и использовать на нескольких уровнях:

1) Работа с визуальными объектами практически без программирования.

2) Работа в консольном приложении с программой (без создания визуальной формы).

Эти две возможности работы в среде Delphi позволяют “развести” овладение алгоритмом написания программ и алгоритмом создания визуальных форм (что отсутствует в среде Visual Basic).

Здесь представлен годовой курс (по 1 часу в неделю) по изучению программирования на языке ObjectPascal фактически с “нуля” в 7 – 8 математических классах.

В начале рассматривается программирование на языке ObjectPascal (в консольном приложении среды Delphi), и лишь после изучения основных приемов программирования (циклы, массивы, сортировка, многомерные массивы, процедуры и функции) рассматривается работа с визуальными объектами.

За основу был принят полугодовой курс, предложенный на сайте www.olympiads.ruдля 8 математического класса. Была частично изменена структура курса (убрана тема “графы” и добавлено визуальное программирование в среде Delphi). Задачи использовались как с данного сайта, так и из других источников – книг и семинарских занятиях по информатике в МГОУ. (Огромное спасибо Грамакову Дмитрию Анатольевичу).

Курс завершается разработкой игры.

Программное обеспечение: свободно распространяемая версия объектно-ориентированной среды программирования Delphi.

Методы обучения: метод проектов, лекции, проблемный метод, частично-поисковый метод.

Контроль знаний и умений: текущий контроль уровня усвоения мат6риала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты проекта (разработка игры).

Программа элективного курса

Классы: 7-8.

Количество учебных часов: 34.

Образовательная область: информатика.

Профиль: естественно-математический.

Цели курса:

  • развитие интеллектуального, образного и алгоритмического мышления школьников;
  • формирование практических навыков работы с интегрированной средой программирования Delphi;
  • формирование умения планировать свою деятельность, критически оценивать результаты своей работы, готовности исправлять свои ошибки, настойчивости и целенаправленности в действиях;
  • подготовка учащихся к олимпиаде по информатике.

Тематическое планирование курса

Теория Форма занятий
1. Введение в объектно-ориентированное программирование. Лекция
2. Общий синтаксис программы на языке Object Pascal. Константы и переменные. Лекция
3. Типы данных и операторы в Object Pascal. Семинар
4. Условный оператор If.. Датчик случайных чисел. Семинар
5. Вложенный оператор If-Then-Else. Задача о Гарри отере. Практика
6. Оператор case. Программа “меню”. Семинар
7. Циклы. Цикл for. Лекция
8. Цикл while. Практика
9. НОД и НОК чисел. Алгоритм Евклида. Практика
10. Цикл repeat. Вложенные циклы. Практика
11. Массивы. Лекция
12. Поиск в массиве. Практика
13. Подсчет элементов в массиве. Практика
14. Слияние и разбивка массивов. Семинар
15. Решение олимпиадных задач. Задача Иосифа Флавия. Практика
16. Игра “Программист” Практика
Итоговая работа за полугодие
17. Сортировка массивов. Семинар
18. Определение сложности алгоритма сортировки. Практика
19. Многомерные массивы. Лекция
20. Формирование элементов матриц. Практика
21. Задачи с двумерными массивами. Практика
22.Подпрограммы. Процедуры. Лекция
23.Функции. Рекурсия. Семинар
24. “Тур коня”. Практика
25. “Тур коня” Практика
26. Объектно-ориентированное программирование. Лекция
27. Система объектно-ориентированного программирования Delphi. Семинар
28. Классы Delphi Лекция
29. Компоненты Delphi Лекция
30. Проект “Калькулятор”. Практика
31. Игра Баше. Практика
32. Игра Баше. Практика
33. “Честная” игра Баше Практика
Итоговая работа за год
34. Решение олимпиадных задач Практика

Методические материалы

Урок 1.

Данный курс посвящен изучению программирования на языке Object Pascal в среде Delphi.

Напомню, что назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Все программы составляются на каком-либо языке программирования.

Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

Вы уже сталкивались с программированием – писали программы на языке Qbasic. В рамках этого курса мы будем использовать язык Object Pascal и среду Delphi. Чем же отличаются друг от друга языки программирования?

Существуют различные парадигмы (методологии) программирования:

  • “Спагетти”. Выполнение шагов программы один за другим. Основное использование получает оператор go to.
  • Структурное программирование. Языки программирования имеют определенные структурные единицы, позволяющие организовывать процесс программирования таким образом, что программа имеет ясную и понятную структуру (используются условные операторы и циклы).
  • Модульное программирование. Программа разбивается на отдельные части – модули, которые могут программироваться независимо. Конечная программа – объединение разработанных модулей (используются процедуры и функции).
  • Объектно-ориентированное программирование. Это целая философия, совершенно особый подход к проектированию приложений. В основе ООП лежит такое понятие, как класс. Любой класс имеет поля, методы и свойства.

Сейчас мы не будем останавливаться на этом. Мы поговорим об этом позднее, когда перейдем к программированию в среде Delphi.

Сначала мы будем работать с вами на языке OPAscal в консольном приложении среды Delphi. Позже мы перейдем к ООП с использованием интерфейса программы.

Знакомство с языком OPascal мы начнем с написания первой программы. Вы должны ощутить уверенность в себе, понять, что раз вы смогли написать одну программу, сможете написать и другие.

Итак. Нашей первой программой будет программа – приветствие. Она выведет на экран текст и завершит свою работу.

Открываем: Delphi – File – New – Other – Consol Application.

У вас открылось окошко, в котором уже написаны ключевые слова. Ваша задача – написать действия, которые должна выполнить эта программа. Назовем ее First.

Program First;

Uses SysUtils;

Begin

Write (‘Hello, ’);

Writeln (‘friends!’)

End.

Запуск программы – F9.

Успели что прочитать? Но программа была выполнена! Чтобы была возможность прочитать надпись на экране, надо в программу добавить одну строчку:

Begin

Write (‘Hello, ’);

Writeln (‘friends!’);

Readln

End.

На этом наш первый урок закончен. Надеюсь, вам понравилось!

Урок 2.

Программа работает с величинами. При использовании в программе много раз величины одного и того же значения (числа или строки), лучше употреблять константы.

Константы – имена для фиксированных значений, ссылка на которые используется в программах.

Константы позволяют обращаться к значениям по имени, а не использовать числа.

Пример описания констант:

Const Pi = 3.14;

Значение константы – число или результат вычислений с использованием других констант.

Имя константы может состоять из латинских букв, цифр и знаков подчеркиваний, но не может начинаться с цифры. Регистр значения не имеет, то есть имена X_time и x_TimE считаются одинаковыми.

Переменные – именованный объект данных заранее определенного типа.

Переменная имеет три важные характеристики:

  1. Имя – дает способ ссылаться на уникальное место в памяти, которое занимает переменная.
  2. Тип – определяет, сколько памяти отводится для переменной, какие значении она может принимать и какие операции можно с ней производить.
  3. Значение – любая информация, которая в настоящий момент хранится в занимаемой переменной области памяти.

Объявление переменных:

Var a, b, c: Тип1;

Sum1: Тип2;

Переменная величина получает значение в результате присваивания. Например: a := 1.

Основные свойства присваивания:

  1. Значение переменной неопределенно, если ей не присвоено никакого значения.
  2. Новое значение, присеваемое переменной, заменяет ее старое значение.

Общий синтаксис программы на языке Opascal выглядит следующим образом:

Program <Имя_программы>;

Uses <Модули>;

Type <список констант>;

Const <типы данных, определяемых пользователем>;

Var <список всех используемых переменных>;

<список функций и процедур>;

begin

<операторы>

end.

Важно: точку с запятой (;) можно не ставить только перед словом end, в остальных случаях отсутствие этого знака считается ошибкой.

Теперь попробуем написать программу, которая меняет местами значения переменных.

Алгоритм:

  a b
Было 1 2
стало 2 1

1) Нужно взять дополнительную переменную, поместить туда временно одно из значений:

  оператор a b c
a ® c c := a 1 2 1
b ® a a := b 2 2 1
c ® b b := c 2 1 1

2) Без использования дополнительной переменной:

  a b
  1 2
a := a + b 3 2
b := a – b 3 1
a := a – b 2 1

Program Obmen;

Uses SysUtils;

Var a, b: Integer;

Begin

Write (‘a = ’);

Readln (a);

Write (‘b = ’);

Readln (b);

a := a + b;

b := a – b;

a := a – b;

Writeln (‘a = ’, a, ‘; b = ‘, b);

Readln

End.

Домашнее задание: Написать программу обмена значений трех переменных (А —> В—> С—> А).