Элективный курс "Искусство красноречия". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Отличительной чертой настоящего курса является обилие практических речевых упражнений, направленных на

  • Преодоление страха перед аудиторией
  • Развитие дикции
  • Постановка дыхания, приобретение навыка устной речи
  • Развитие интереса к языку.

Задачи курса – развивать умения

  • Убеждать посредством устной речи
  • Донести свои мысли, идеи до оппонента и понять чужое мнение по данному вопросу
  • Вырабатывать общее мнение, принимать общее решение или находить компромисс

Курс строится на принципах естественного развития личности учащихся

  • От умения составить и произнести речь – к умению отстаивать свои взгляды
  • От умения отстаивать свои взгляды – к умению сопоставлять их со взглядами других и формировать обще приемлемое мнение.

Программа курса.

1. Риторика как искусство красноречия. (2 часа)

Обучение первым речам, ограниченным во времени. Подготовка речевого аппарата к произнесению речи.

Формировать умение слушать, анализировать. Отработка умения говорить много в определённый интервал времени.

2. Риторика Древней Греции. (4 часа)

Эллада – родина красноречия. Понятие о софизмах, софистические речи.

Работа над речами, ограниченными во времени. Отработка умения говорить не только много, но и красиво в фиксированном интервале времени.

Практикум. Составление софистических речей.

3. Сократ – философ и оратор.( 2 часа)

Личность Сократа. Совершенствование созданных учащимися речей. Знакомство с простейшими приемами борьбы с “помехами”.

4. Демосфен – оратор Древней Греции. ( 2 часа)

Личность Демосфена. Работа над темпом речи. Филиппики Демосфена.

Сила голоса и речи.

5. Зачётное занятие. (2 часа)

“Загадай желание”

На выбор софизм или филиппинку (темы обговариваются с учителем)

Занятие 1.

Тема: Риторика как искусство красноречия.

Цель: рассказать о происхождении риторики, заинтересовать предметом, побудить учащихся к произнесению речей.

Ход занятия

1. Слово учителя.

Есть такая древняя притча. Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжёлую тележку, доверху нагруженную камнями.

- Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.

- Не видишь, я, надрываясь, толкаю тяжёлую тележку, - неприветливо ответил тот.

Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:

- Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.

И третьему путник задал тот же вопрос:

- Что ты делаешь, добрый человек?

Третий работник остановился, отёр рукавом пот со лба, лёгкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был заложен фундамент, ответил:

- Я строю этот прекрасный храм.

Любое действие, предмет, явление можно определить по-разному. По-разному определяли и риторику.

“Риторика (красноречие) есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.”М.В.Ломоносов

Древнегреческий философ Аристотель считал, что “риторика – это счастье”, потому что она помогает человеку быть понятным другими.

Не все признавали существование риторики как науки. В.Г.Белинский, яркий литературный критик ХIХ века, писал: “Не только риторики, даже теории красноречия как науки красноречия не может быть. Красноречие есть искусство, - не целое и полное, как поэзия: в красноречии есть цель, всегда практическая, всегда определяемая временем и обстоятельствами…”

Для нас синонимами будут понятия:

  • Риторика
  • Красноречие
  • Мастерство устного выступления

II. Что такое риторика? Как она возникла? Куда уходят её корни?

Задание. Я попробую ответить на все эти вопросы. А вы будете учиться слушать и слышать и составлять план моего сообщения.

Происхождение слова.

Слово риторика содержит древний корень puma — истина. В древнеиранском эпосе Авесте сохранилось понятие рта: “Нет другой истины, кроме истины рта...”. В индийских Ведах это звучит как puma. Чтобы передать свою истину людям, когда-то Бог создал из своих уст брахманов, жрецов, которые должны были вешать людям небесную истину, истину неба. В русском языке это слово утвердилось как рот.

Второй корень — -рик —речение.

Таким образом, риторика - изречение истины.

А теперь давайте вернемся на несколько тысячелетий в глубь истории и попытаемся представить себе первые риторические опыты наших предков.

Древнейший языческий культ.

Древнейшим языческим культом был культ плодородия всего живого, т.е. “культ рога изобилия”. Он называется роталическим (ротала — кубок).

Жрецы учили, как взаимодействовать с богами, природой, чтоб обеспечили достаток, изобилие.

В определенный праздник, когда божество открывает свои уши, нужно было успеть выпросить у него желаемое, то есть обратиться с молитвой, мольбой, просьбой и перечислить все, что нужно. Ограничение во времени, вероятно, было как-то связано с временем падения звезды (такое поверье сохранилось и сейчас).

III. Вот еще одно упражнение “Загадай желание”:

а) за фиксированное время перечислите как можно больше желаний;
б) поделитесь своими впечатлениями.

Но зададим себе вопрос: нужен ли этот предмет в школе, пригодятся ли п жизни навыки убеждения? Воздействия речью? Когда? (Размышления учащихся.)

IV. Древние говорили: "Скажи несколько слов, чтоб я узнал, кто ты”.

Эту истину хорошо помнят в США. Там при тестировании кандидатов в менеджеры применяют такой метод: испытуемому дают тему, отводят 10-15 минут для подготовки и предлагают выступить в зале с плохой акустикой. Если кандидат не “доходит* до каждого слушателя, его считают “слабаком*, “хиля-гой” и не берут на работу.

Подумаем над таким высказыванием: “Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым оно обладает, другим людям...

Слово — это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, - мы оцениваем его значение и силу”.

(В. Короленко)

V.  Практическая работа.

А.

а) “Загадай желание”.
б) Анализ выступления.
г) Как можно облегчить работу? (Наличие плана, умение представлять то, о чем говоришь.)

Б.

а) Упражнение. Знаю, что многим из вас выступать мешает робость. Есть упражнение, которое, говорят, помогает преодолеть ее. Итак, вы входите в автобус и громко, чтобы услышали все, просите продать билетик.
б) Упражнение. Развить образную память поможет следующее упражнение. То дороге домой зайдите в любой магазин, внимательно посмотрите вокруг, постарайтесь восстановить картину и перечислить предметы обстановки, проверьте себя.

V I. Итог. Что нового узнали вы на уроке? Какое знание показалось

Занятие 2.

Тема: Риторика в Древней Греции.

Цель: обучать слушать, воспринимать, запоминать; работать над постановкой дыхания.

Ход занятия

I. Сегодня мы остановимся на том, когда возникла потребность в риторике как науке.

Условие: мы не будем записывать, а будем слушать речь, воспринимать её. Это важное риторическое умение – воспринимать со слуха. После рассказа вы должны ответить на мои вопросы.

II. Родиной красноречия считается Эллада, та как именно здесь оно достигло расцвета, именно здесь появились первые работы по теории риторики.

В V веке до н.э. в Элладе появляются города-государства с новым политическим устройством – демократией. Верховным влостителем в таком государстве было народное собрание, к которому непосредственно обращался политический деятель. Чтобы привлечь на свою сторону народ, надо было умело представить свои идеи привлекательным образом.

Публично не только решались политические вопросы, но и совершался суд.

Прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить любой человек.

Обвиняемый защищался сам, убеждая судей. Количество судей в Афинах, например, было около 500, а всего участвовать в собрании могло до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто обладал сильным голосом, даром слова, умел расположить к себе слушателей. В этих условиях появились платные учителя-софисты (от греч. sophistes - искусник, мудрец), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан.

В силу своего географического положения Греция была окружена такими культурными центрами, как. Ассирия, Египет, Вавилон, Шумер, где издавна существовал тот самый “роталический культ”, о котором мы уже говорили. Софисты использовали знания, философию и умение жрецов культа в социальных и политических целях.

Софисты всегда подчеркивали силу слова.

Горгий: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить”.

При этом греческие мудрецы отмечали, что красноречие — тяжелый труд.

Пифагор: “Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители, и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, так как они недостаточно проницательны”.

Софисты заложили основы риторики как науки. По их мнению, цель оратора — не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста — научить “делать слабое мнение сильным”.

Отсюда значение слова софизм — преднамеренно ложный вывод.

Истинный оратор должен уметь одну и ту же вещь восхвалять и порицать. Нужно уметь так построить речь, чтоб она была не короткой и не длинной, уметь использовать антитезу, созвучие окончаний, воздействовать на чувства собеседников.

Вопросы. Кто такие софисты?

Почему возникла необходимость в учителях риторики?

В чем заключается учение софистов?

III. Практическая работа

Академик A.M. Микулин говорил, что “...все люди, которым в своей работе приходится быть ораторами, обязательно должны пройти курс постановки голоса во имя защиты своего здоровья и даже жизни...”.

У неподготовленного человека, непривычного к произношению монологов, страдает основная функция — снабжение организма кислородом, так как человек старается сказать как можно больше слов на выдохе и задерживает вдох.

Постановка дыхания. Встаньте, расслабьтесь, положите руки на верхнюю часть живота. Плечи и грудь неподвижны. Вдохните верхней частью живота (через нос), выдохните (через рот). Сделайте несколько вдохов – выдохов на счёт. Попробуйте на выдохе произнести звук [ф]. Это и будет домашним манием.

Домашние задания. 1. Работа над дыханием.

2. Попробуйте доказать, что Земля плоская.

Возможны такие задания:

  • Докажите, что красноречие необходимо, и опровергните эту мысль.
  • Что важнее: любовь или долг?
  • Аристотель считал, что плоское легче объемного. Докажите и опровергните
    эту мысль.

Занятие 3.

Тема: Риторика в Древней Греции. Практикум.

Цель: продолжать работу над постановкой дыхания; продолжать работу над речью учащихся; постараться раскрепостить ребят.

Ход занятия

I. Индивидуальная работа с учащимися по постановке дыхания

Постановка дыхания.

1) Встаньте, расслабьтесь, положите руки на верхнюю часть живота. Плечи и грудь неподвижны. Вдохните верхней частью живота (через нос), выдохните (через рот). Сделайте несколько вдохов – выдохов на счёт. Попробуйте на выдохе произнести звук [ф].

2) Речевое упражнение “ Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз – Егорка , два – Егорка, три – Егорка, четыре– Егорка, пять – Егорка”

II.

1. Работа над упражнением “Загадай желание”

2.Работа над упражнением “Софизм”:

а) произнесение речи;
б) анализ по схеме.

Обеспечить в речи.

  • Доходчивость
  • Логичность
  • Эмоциональность
  • Лаконичность, живость, простоту.
  • Грамотность
  • Выразительность

Домашние задания. 1. Работа над дыханием.

2. Используя рекомендации, полученные на уроке, продолжите работу над речами

Занятие 4.

Тема: Сократ – философ и оратор.

Цель: дать общее представление о методике Сократа; продолжать работу над речью, дикцией.

Ход занятия

I. Дыхательные упражнения.

1.Вдох свободный, без усилий, словно мы вдыхаем приятный аромат. Вдох через нос, выдох через рот. Тело свободное, не напрягайся.
2. Попробуйте говорить “в маску”. Упражнение помогает лучше использовать резонаторы.

Сделайте полузевок с закрытым ртом, словно его нужно задержать. Выдох при звуке м-м .

II. Напомните, какие взгляды проповедовали софисты. Какавы, по их мнению, задачи оратора?

Взгляды человека, о котором пойдёт речь сегодня, были следующем шагом в развитии риторики.

Итак, 2,5 тысячи лет назад в демократическом государстве состоялся суд над философом. Впервые в истории человек был осуждён за идеи. Негласно осуждённому была предоставлена полная возможность бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Философ предпочёл казнь и выпил предназначенную ему чашу с цикутой. И при этом он не уставал прославлять законы своей страны и убеждённо выдвигать строгое требование для себя и для всех повиноваться законам своей родины, каковы бы они ни были.

Это и был Сократ, большой философ, чудак и оригинал. Он никогда не записывал своих взглядов, но они сохранились в памяти людей.

Лысый, приземистый, с прославленной шишкой на лбу, с приплюснутым носом, толстыми губами, глазами на выкате, в бедной одёже, он вошёл в мировую историю.

Для Сократа абсолютная истина божественна, именно не научна, а божественна. (“Высшая истина есть Бог”). Она – мера всех вещей. Для Сократа была неприемлема готовность софистов силою красноречия убедить публику в чём угодно.

Сократ одним из первых пытался найти путь к богу через разум и одним из первых выяснил, что через разум можно прийти к единому Богу. И в этом трагедия Сократа. В своих выводах он покушался на устои общества, а сам совсем не желал идти против этого общества. А поэтому (ничего не утверждая!) пытался разубедить людей в их заблуждениях.

Риторике софистов Сократ противопоставил свое понимание красноречия, основанное на поиске.

Эта теория изложена в диалоге “Федр”, записанном учеником Сократа Платоном.

III. Анализ речи, прослушанной учащимися.

IV. Какие представления о Сократе возникли у вас? В чем его взгляды на риторику отличаются от взглядов софистов?

V. Практикум.

1. “Загадай желание” (2 ученика).

2. Учитель показывает образец подобной речи.

  • Чем отличается услышанная речь от придыдущих?
  • Почему автор так много успел пожелать?
  • Почему иногда речь звучит хуже, чем задумана и звучала дома?

Методика борьбы с помехами.

1.Увлечь речью, выбранной темой (лучший вариант)

2. Выбрать при произнесении того, кто слушает, и обращаться к нему.

3. “Уйти в себя”, смотреть поверх голов. (Отрицательно то, что нарушается контакт с аудиторией.)

4. “Поиграть” с голосом (Показать!)

5. Сказать нечто острое, неожиданное.

Домашние задания. Репетировать речи перед зеркалом.

Занятие 5.

Тема: Демосфен – оратор Древней Греции.

Цель: убедить учащихся в том, что риторика может помочь стать оратором; побудить учащихся к произнесению речей.

Ход занятия

I. Запись на доске:

Поэтами рождаются,
ораторами становятся.

(Цицерон)

…Обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум.

(М.М. Сперанский)

Сегодня на уроке мы узнаем об ораторе Древней Греции и попробуем ответить, кто же прав – Цицерон или Сперанский.

II. Речь подготовлена заранее учеником.

Примерный ответ ученика.

Афинский государственный деятель, великий оратор древности, он всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за её свободу.

Родился Демосфен в Афинах, отец его был состоятельным человеком, имел оружейную мастерскую. Когда Демосфену было 7 лет, отец умер, оставив мальчику и его пятилетней сестре крупное состояние. Воспитание было поручено матери и опекунам, которые оказались людьми недобросовестными, не платили жалованья учителям, не заботились об образовании детей. Мальчик рос слабым, физически неразвитым.

Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а всё остальное присвоили себе. Демосфен решил вести дело в суде…

Первое выступление перед народом кончилось печально. А причина была ясна: слабый голос, невнятная речь, лёгкое заикание, картавость, дурная привычка подёргивать плечом, неумение держаться перед публикой. Вторая попытка – новая неудача. Упав духом, закрыв лицо, спешил он домой, когда его нагнал известный афинский актёр. Демосфен начал горько жаловаться на свои неудачи. “всё это так, - отвечал актёр, - но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Еврипида или Софокла”.

Демосфен прочёл. Когда он закончил, актёр повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, что это были другие стихи. И он понял, чего ему не хватает. Он уединился, обрил полголовы, чтобы не выходить на улицу. В день по нескольку часов подряд он занимался упражнениями. Он набирал в рот камешки и старался говорить ясно. Брал в руки щенка, слушая его рычание, повторял звук р. Громко читал стихи, гуля по песчаному берегу моря, стараясь заглушить голосом шум волн. Подвесил к потолку меч, чтобы тот всякий раз, когда дернется плечо, больно ранил

Демосфена.

И он стал оратором. Но :

  • Никогда Демосфен не говорил без подготовки
  • Всегда выучивал наизусть свою речь
  • Тщательно отбирал слова.

Но что это были за речи! Простота выражения сочеталась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью, убежденностью.

В 30 лет он начал принимать участие в государственных делах. Его стал побаиваться враг греков македонский царь Филипп. Филипп, имеющий в своих руках прекрасно вооружённую армию, пользуясь внутренними раздорами среди греков, подкупая (“Осёл, нагруженный золотом, возьмет любую крепость”,- говорил Филипп), стремился завоевать всю Грецию. Демосфен понял, какую опасность для Афин и Греции представляет царь Филипп, и возглавил партию его противников. О выступал с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались “филиппиками”, с тех пор существует слово филиппика – гневная речь, направленная против кого-либо или против чего-либо.

И Демосфен добился своего. Афины выступили против царя Филиппа. Выступление не увенчалось успехом, но Афины не стали на колени перед Филиппом, оберегая свою честь и культуру.

III. Работа над выступлением.

Какую речь преследовал оратор, выстуравший с речью?

Проанализируйте речь оратора-ученика.

IV. Тренировочная работа

  1. Работа в парах (подготовка 10 минут). Убедите товарища в том, что надо учиться ораторскому искусству.
  2. Работа над упражнением “Загадай желание”, софизмами.
  3. Проверка работы

V. “Сюрприз”. Ученик заранее готовит с помощью учителя современную филиппику и произносит её.

VI. Цицерон прав: “Поэтами рождаются, ораторами становятся”.

Домашнее задание. Подготовиться к выпускному уроку.

  1. “Загадай желание”
  2. На выбор софизм или филиппинку (темы обговариваются с учителем0

Литература.

  1. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1996
  2. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: Просвещение, 1996
  3. Орлик Елена Альбом по риторике. М.: Грамотей, 2004
  4. Коровина В.Я. На подступах к риторике. Газета “Литература”№43, 1994