Тема урока: "Словоизменение". 3–4-й классы

Разделы: Русский язык


3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4)

Цели:

  • формировать понятие о словоизменении;
  • Начать подготовительную работу к изучению падежей;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • Буква Бб
  • Таблица опора с “окошками” для склонения существительных
  • Схема для составления предложения
  • Видеофильм о зимнем Енисее
  • Рисунок дятла
  • Иллюстрация зимнего леса
  • Индивидуальные опорные таблицы для склонения существительных

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание. Словарная работа.

Бб бб

- Край земли у водной поверхности… (берег)

берег

- Назовите орфограммы в этом слове. Запишите проверочное слово.

- Запишите родственные слова. Выделите корень.

- При помощи каких частей слова образовывали новые слова? (суффиксы, приставка)

берег – берега, бережок, береговой, набережная

III. Вводное повторение. Словарная работа.

1. Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, какое слово в этом ряду “лишнее”? Почему? (Берега – это форма слова, изменяется окончание и число слова)

- Объясните различие между формой слова и родственными словами?

- Давайте при помощи опорной таблицы, образуем разные формы этого слова…

берег - -Что? (берег)
а -Нет чего? (берега)
у -Дам чему? (берегу)
- - Вижу что? (берег)
ом - Горжусь чем? (берегом)
е - Читаю о чем? (о береге)

- Какое действие мы сейчас производили? (слово изменяли по вопросам)

- Какая часть слова при этом изменялась? (изменялось окончание)

2. Развитие речи.

1. Просмотр видеофильма о Енисее.

- Составьте свое предложение по фрагменту к схеме.

- Что по схеме сможете сказать о предложении? (будут однородные сказуемые, соединенные союзом и)

2. Зрительно-слуховой диктант.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Каким членом предложения является у нас слово берега? (второстепенным, так как отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? и имеет предлог В)

- Что здесь происходило со словом БЕРЕГА: изменялась форма слова или словообразование? (изменялась форма, так как изменилось только окончание)

IV. Сообщение темы урока. Постановка задач.

- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Чем будем сегодня заниматься? (будем изменять форму слов по вопросам, речь пойдет об изменении слов или словоизменении)

- Чем будем учиться? (отличать словоизменение от словообразования, правильно ставить вопросы для словоизменения)

V. Новая тема.

1. Комментированное письмо-наблюдение за словоизменением.

- Выделение орфограмм.

- Встречаются ли однородные члены? Какие? Почему нет запятой?

- Заметили ли в этих предложениях что-то интересное? (встречаются одни и те же слова: зима, сосна, но они являются то главными членами, то второстепенными)

- Выпишем их.

Сосне – сосна, зима – зимой.

- Что происходит с этими словами? (меняется окончание, а основа и корень – нет)

- Что это значит? (слово изменяется, или происходит словоизменение)

- А что такое словообразование? (подбор родственных слов, изменение основы слова разными способами, изменяется значение слова)

2. Выявление отличительных признаков словообразования и словоизменения.

- Работа по вариантам.

- Сделайте вывод о том, что такое словоизменение и чем оно отличается от словообразования? (словоизменение – это изменение слова по падежам или его склонение)

VI. Закрепление.

1. Творческое задание с элементами комментированного письма.

1. Работа с иллюстрацией зимнего леса.

- Кто является обитателем зимнего леса?

Он по-рабочему одет
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (дятел)

2. Работа в группах.

Продвинутый уровень Базовый уровень
Написать мини сочинение, используя
словоизменение слова дятел.
составить словосочетания со словом дятел,
определить падеж
прилетел (кто?)_____________ (__п.)

не заметишь (кого?) ____________ (__п.)

засмотрелся (на кого?)__________ (__п.)

попадут (кому?) _____________ (___п.)

выклеванных (кем?) ___________ (___п.)

узнал (о ком?) ________________ (___п.)

2. Самостоятельная работа в словоизменении.

- Списать текст, употребляя выделенное слово в нужной форме, определить падеж.

Москва – сердце нашей Родины.
Из Москва поезда идут, самолеты летят в разные уголки страны.
В Москве много заводов, школ, больниц.
- индивидуальная работа:
склоняем слово МОСКВА
 
Москв а
ы

е

у
ой
е

- Что значит просклонять слово?

VII. Итог.

- О чем сегодня узнали на уроке?

- Какой вывод сделали?

- В чем разница между словообразованием и словоизменением?