Тема урока: "Культура нового времени"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. определить роль музыки в жизни общества;
  2. познакомить учащихся с творчеством великих композиторов;
  3. определьть роль искусства в жизни общества;
  4. определить общие черты в творчестве композиторов и художников того момента времени.

Оборудование к уроку:

1. магнитофон;

2. репродукции картин:

- Делакруа “Свобода на баррикадах”
- Курбе “Дробильщики камня”
- Миле “Собирательницы колосьев”
- Рембрант “Портрет старика в красном”
- Ван Гог “Портрет старика крестьянина”
- Клод Моне “Рассвет”

3. учебники;

4. отрывки из музыкальных произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена.

Опережающее задание: Сообщения о жизни и творчестве композиторов.

Ход урока

Завершая изучение “Новой истории”, наш сегодняшний урок мы посвятим развитию культуры этого периода. Для начала давайте определим, что такое культура?

Культура – от латинского cultura – возделывание, воспитание, почитание.

Культура – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Накопление и хранение материальных и духовных ценностей и передача их другим поколениям.

С древнейших времен музыка является одним из важнейших искусств в жизни общества. Музыка окружает человека в радостях и бедах, в трудах и праздниках. Как и другие виды искусства, она служит средством общения между людьми, не считаясь с их возрастом, образом мыслей, национальностью. Эпоха нового времени не была скудна на музыкальные произведения. Целая плеяда выдающихся композиторов творила в это время. Жизнь многих из них была наполнена постоянной борьбой с обществом, бедностью, болезнями. Глухота Бетховена, слепота Баха в последние годы, долгая болезнь Шопена и ранняя смерть в 40 лет. Все эти невзгоды можно было преодолеть, имея неиссякаемую любовь к искусству и неизмеримую жажду к жизни.

(Доклад о И.С.Бахе. Музыкальный фрагмент Орган.)

Это звучал орган – музыкальный инструмент, получивший распространение в Европе в XIV веке. Ещё одним музыкальным инструментом, появившимся в это время является клавесин – предшественник рояля. Послушайте, как он звучит.

(Музыкальный фрагмент. Клавесин. Доклад о В.А.Моцарте)

За свою довольно короткую жизнь Моцарт смог создать массу величайших произведений, которые отвечали передовым настроениям того времени. Его произведения были написаны для фортепиано – нового инструмента появившегося в XVIII веке. Одна из наиболее интересных опер Моцарта “Свадьба Фигаро”.

(Музыкальный фрагмент. “Свадьба Фигаро”)

Великие композиторы обращались к слушателям на понятном народу языке. В основе их музыки были народные мелодии.

Новая история – это период утверждения нового общественного строя.

Какой строй утвердился в странах Европы в XVIII-XIX веках?

В период победы и утверждения капитализма развитие музыкального искусства выразилось в демократизации тематики произведений. Музыка Баха и Моцарта несла людям идеи просвещения , а Бетховен и Шопен в своих произведениях призывали к борьбе. Очевидцем революционных событий во Франции был Л.В.Бетховен.

(Доклад о Л.В.Бетховене. Музыкальный фрагмент “Патетическая”)

В его творчестве звучали порывы революции и национально-освободительной борьбы. В 1791 г. парижский Конвент создает специальный закон о музыке, в котором говорится: “Отныне музыка не должна замыкаться в самой себе. Она должна стать гражданским актом. Место музыки на полях сражений, на площадях, среди народа.”

Современником Бетховена был Эжен Делакруа – величайший представитель романтизма, направления, возникшего во Франции в 30-е годы XIX века.

Романтизм – франц. Romantism, идейное и художественное направление е европейской и американской духовной культуре XVIII – первой половины XIX века.

Одна из наиболее известных картин Делакруа “Свобода на баррикадах”, которая посвящена июльской революции 1830 года во Франции.

(Просмотр репродукции картины “Свобода на баррикадах”.)

Работа над картиной была начата 20 сентября 1830 года, а в апреле следующего года картина появилась на выставке.

Действия её разворачиваются в самом центре Парижа. На баррикаду поднимается прекрасная женщина. На ней античный хитон, на голове фригийский колпак – символ свободы. Женщина олицетворяет Свободу. В её руке знамя республики. Она увлекает за собой людей, готовых идти за освобождение на страдания и смерть. Женщина обернулась к тем, кто идет за ней. Справа от неё молодой человек в цилиндре и сюртуке с ружьем наперевес: в его облике угадывается студент политической школы. За студентом – рабочие в блузах, один из которых (он ранен) приподнявшись, созерцает Свободу. Слева от главной героини полотна парижский мальчик – прообраз знаменитого Гавроша Виктора Гюго.

Делакруа смог передать напряжение боя и чувства людей. Всего несколько фигур запечатлены на картине, но всё равно создается ощущение массовости.

Вопросы:

1. В чем это ощущение массовости проявляется?

2. С помощью чего оно достигнуто?

Тема простого народа прочно утвердилась в творчестве многих художников и композиторов того времени. Один из них Ф.Шопен, который широко отразил и переработал в своих произведениях народное музыкальное творчество. Польский композитор создал замечательные фортепианные произведения.

(Доклад о Ф.Шопене. Музыкальный фрагмент. Вальс.)

Рассказывают, что однажды Наполеон III чуть не ударил одну из картин хлыстом. Это была картина Гюстава Курбе. Художник раздражал завсегдатаев салонов своим подходом к искусству. Именно Курбе стал основателем нового направления в искусстве – реализм.

Реализм – направление в искусстве объективно отражающее все стороны жизни общества .Возник в середине XIX века.

Курбе считал, что для художника нет необходимости придумывать сюжеты, достаточно изображать на ней весь мир. А если этот мир несет простым людям беды и тяготы, это нужно честно и откровенно показать.

(Просмотр репродукции картины Г.Курбе “Дробильщики камня”)

Вопросы:

1. Что вы видите на этой картине?

2. Какова на ваш взгляд жизнь этих людей?

3. Есть ли у этих людей перспективы в жизни?

Сам Курбе дал такое описание картины: “На ней изображен старик семидесяти лет, сгорбленный под бременем своей работы. Видна вся масса его фигуры: тело, иссушенное солнцем, голова в тени соломенной шляпы. Штаны грубой материи все в заплатах, деревянные башмаки надтреснуты, чулки когда-то бывшие синими, обнажают пятки. Рядом молодой человек, с головой покрытой пылью и лицом темного цвета. Лохмотья грязной рубашки обнажают бока и руки. Ремень помочей поддерживает остатки брюк. Грязные кожаные ботинки зияют дырами. Старик на коленях , позади него молодой человек с усилием держит корзину, наполненную камнем. Вот так они начинают и так кончают свою жизнь. Везде разбросаны их рабочие принадлежности – корзина, носилки, кирка, котелок. Все это происходит под ярким солнцем, в открыто поле, у края придорожной канавы”.

Другим примером реалистической живописи может послужить картина Милле “Собирательницы колосьев”

(Просмотр репродукции картины Милле “Собирательницы колосьев”.)

Приближается вечер. Уже убран хлеб. Три крестьянки собирают колосья, оставшиеся в поле. Низко надвинуты на глаза их платки, согнуты спины. Им не до красоты окружающего пейзажа. Они кажутся к каждому колоску, каждому зерну, упавшему на землю.

Художник выразительно показал тяжесть крестьянского труда, горькую заботу бедняков о куске хлеба.

Жизнь простых людей отражал в своих картинах и Рембрант – голландский художник.

(Просмотр репродукции картины Рембранта “Портрет старика в красном”.)

Вопросы:

1. Каковы основные элементы этой картины?.

2. Что вы можете сказать о руках этого старца?

3. Ваши впечатления от лица этого человека.

4. Каково выражение его глаз?

5. Как вы думаете что ждет от жизни этот человек?

А сейчас, посмотрим на картину Винсента Ван Гога “Портрет старика крестьянина”.

(Просмотр репродукции картины Винсента Ван Гога “Портрет старика крестьянина”.)

Задание: постарайтесь сравнить эти портреты, выделив общие и особенные черты этих полотен.

В 70-80 гг. XIX века реалистическое направление в живописи было, прежде всего, представлено импрессионистами.

Импрессионизм – от франц. impression., впечатление. Основоположником этого течения был Клод Моне.

Трагична судьба художников импрессионистов. Их произведения были признаны и поняты широкой общественностью много лет спустя, а творцы этих полотен жили в глубокой нищете, осмеянные и безвестные. Но их творчество имело большое значение для художественного развития Западной Европы.

(Просмотр репродукций картин Клода Моне)

На этих картинах особо остро ощущается новая техника письма – подвижный мазок. Кисть фиксирует постоянную смену цветовых пятен, солнечных бликов. Раздельные мазки, чистых, не смешанных на палитре красок, сливаются в волнующую картину живой природы.

И подводя итог всему выше сказанному отметим, что живопись и искусство постоянно взаимосвязаны друг с другом и являются постоянными спутниками жизни людей. Отражая их жизнь, их мысли и чаянья, призывая к борьбе и открывая новые горизонты.