Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Интегрирующая дидактическая цель:

  1. Помочь учащимся получить знания о роли общения в становлении человеческой личности, показать, как на общение влияет индивидуальность человека, способы воздействия на человека посредством общения, какие существуют формы общения.
  2. Дать информацию подросткам об особенностях становления личности и межличностном общении, что особенно актуально в период отрочества и юности, когда общение очень значимо.
  3. Продолжить формирование умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом.
Учебный элемент Название учебного элемента Время (мин.)
У.Э. 0 Мотивационная беседа 5
У.Э. 1. Входной контроль 10
У.Э. 2 Индивидуальность и общение 15
У.Э. 3. Общение как способ воздействия на человека. 15
У.Э. 4. Роль общения в жизни человека. 15
У.Э. 5. Завершающий контроль 15
У.Э. 6. Рефлексия 5

У.Э. 0. Мотивационная беседа.

Частная дидактическая цель: Мотивировать учащихся на изучение данной темы, показать её значимость для каждого человека.

Мы не думаем о том, как дышим и о воздухе вспоминаем только тогда, когда нам его не хватает. Мы общаемся, друг с другом постоянно, безотчётно, как дышим. И только почувствовав себя одиноким, непонятым или оскорблённым, задаёмся вопросами: “Как я общаюсь? И правильно ли я это делаю?”

Между тем общаться можно грамотно и безграмотно. Ваша манера общения - это то, что стоит между вами и другим человеком, а то и обществом. Иногда это стена, которая вас разделяет. Если вы хотите, чтобы она существовала – ваше право. А если не хотите, но она возникает, что делать? Ведь неумение общаться – это своеобразный тупик, оно формирует у человека чувство ущербности, неполноценности, озлобленности и даже может привести к болезни – психоневрозу.

С другой стороны – общение преобразует духовное состояние одного человека в общее достояние субъектов общения: познаются новые отношения, мысли, переживания, идеалы. Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием.

В ходе сегодняшнего урока нам будут приходить на помощь заранее подготовленные эксперты. Они будут помогать учителю, проверять задания входного и завершающего контролей, давать справки, организовывать психологические эксперименты и оказывать вам всяческое содействие.

У. Э. 1. Входной контроль

Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо учащиеся усвоили материал предыдущей темы и подготовлены к восприятию нового материала.

1. На доске помещены иллюстрации, демонстрирующие различные виды общения,

Каждая иллюстрация имеет буквенное обозначение.

Задание: соотнести предложенные иллюстрации с известными вам видами общения

а

б

в

г

  1. Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.
  2. Общение воображаемых партнёров
  3. Общение между реальными субъектами.
  4. Общение реального субъекта с иллюзорным партнёром.

Образец выполнения: 1а; 2б, 3в, 4г.

2. О каком виде общения говорится в стихотворении Галины Абутковой “Джоконда”

( Желательно поместить на доску иллюстрацию картины Леонардо да Винчи Джоконда).

От печали твоей я ушла со слезами.
Пять веков не стареет твоя красота.
И чему улыбаются эти уста,
Если с грустью такой ты беседуешь с нами?
Твои губы чему-то сейчас улыбались,
Будто тайным каким – то, чудесным мечтам.
И в то время как грустью глаза наполнялись,
Ты остаток улыбки доверила нам.
А глаза загрустили, о чём я не знаю,
Да и как их понять в этой долгой дали!
Отчего–то, быть может,
Джоконда страдает
И улыбкой укрыла страданья свои?

3. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения? Общение – это

А. элемент любой совместной деятельности.

Б. особый вид активности, основанный на обмене знаниями, эмоциями.

верно только А.

верно только Б.

верны оба суждения.

4. оба суждения неверны.

Ответы:

1). 1 г, 2 в, 3 а, 4 б.

2).Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.

3). Вариант 3. В суждении А. это понятие употреблено в узком значении, а в суждении Б. – в широком.

Оцените свою работу по следующим критериям: выполнены все задания-“5”; выполнено два задания - “4”; выполнено одно задание - “3”.

У.Э. 2. Индивидуальность и общение.

Частная дидактическая цель: Рассмотреть, как на общение влияет индивидуальность человека. Общение – это, прежде всего раскрытие себя, самоанализ. Информация о самом себе и об окружающих людях определяет способы общения и его характер. Для этого необходимо иметь сведения психологического характера.

Все вопросы и задания учителя обсуждаются в группах по 4-5 человек, на которые разделён класс.

Учитель: Вашему вниманию предлагается описание двух типов личности по направленности на общение и даётся задание узнать по данным психологическим портретам кого-нибудь из своих одноклассников, а, быть может, кто-то узнает и самого себя.

Портрет №1. Этот человек общителен, легко вступает в контакт, с удовольствием завязывает новые знакомства, любит компанию. Он первым поднимает руку в классе, хочет скорее получить исчерпывающую информацию. Внешний мир подобно магниту, притягивает его. Он импульсивен, инициативен, любит быть в центре внимания. Он лёгок на подъём, любит походы, экскурсии, легко может переключаться с одного дела на другое, любит смену впечатлений. Мнение окружающих его глубоко интересует.

Портрет № 2. Он погружён в себя, рассудителен, озабочен тем, правильно ли его понимают окружающие. Он сосредоточен на собственном внутреннем мире, предпочитает узкий круг близких друзей, избирателен в общении, в широком кругу контактов быстро утомляется. Он склонен к самоанализу, шумные компании его не устраивают. Он спокоен, внимателен, нетороплив, не жалует выскочек. Он независим в своём мнении, но чрезвычайно раним, мнителен, тревожен.

Учащиеся высказывают своё мнение, называют одноклассников, которые, по их мнению, походят на предложенные психологические портреты.

Справка эксперта № 1: Люди по описанию похожие на портрет № 1 – экстраверты. Они ориентированы по направленности на общение на внешний мир. Люди, которые подходят под второе описание – интроверты, они ориентированы на свой внутренний мир. Те, кто находится как бы на середине оси “экстраверсия” - “интроверсия” - в психологии называются амбаверты. Они в меру общительны, в меру склонны к уединению. Такое деление людей по направленности на общение ввёл швейцарский психолог Юнг.

Задание учителя: Обсудите в группах следующие вопросы

  1. Кем быть лучше: экстравертом или интровертом, а может быть амбавертом?
  2. Как в общении следует учитывать психологические особенности личности?

Предположим ситуацию, когда общаются экстраверт и интроверт – какие недоразумения и почему могут между ними возникнуть?

Учащиеся обсуждают поставленные вопросы и высказывают своё мнение, возможна дискуссия.

Справка эксперта № 2: Индивидуальные психологические особенности определяются типом нервной системы и проявляются, прежде всего, в свойствах темперамента, которые являются врождёнными. Иными словами, природа сама наделяет человека качествами экстраверта или интроверта. Следовательно, нельзя выделить худшую или лучшую направленность на общение. Но вот учитывать это надо.

Справка эксперта № 3: Если человек не считается с этими психологическими особенностями или не знает о них, то, будучи представителем одного из психологических типов он может не понять противоположенный тип людей. Так, интровертов может раздражать повышенная активность в общении экстравертов, они могут принимать общительность за позирование. Экстраверты могут считать интровертов эгоистами, стремящимися к уединению, не учитывая их быстрой психологической утомляемости. Иногда экстраверты, которым, кажется, что у них нет проблем в общении, являются причиной эмоционального неблагополучия других: могут заговорить “до смерти”, не понимая, что собеседник устал.

У.Э. 3. Общение как способ воздействия на человека.

Частная дидактическая цель: Показать, что общение - мощный канал воздействия на мысли, взгляды, жизненную позицию, поступки отдельных людей, социальных групп, общество. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Поэтому необходимо научиться это различать, и понимать, какое воздействие пытаются на вас оказать, в какое русло повернуть вашу жизнь, а также самим использовать различные приёмы общения в жизни.

Учитель: Проведём эксперимент, позволяющий определить, насколько хорошо вы можете понять другого человека и описать его.

Выходят поочерёдно две группы ребят по 3-4 человека. Им показывают фотографию одного и того же человека, но группам даются разные установки.

Задание группам: Вы должны внимательно вглядеться в лицо этого человека, и описать какой у него характер, что он за личность?

Установка 1 группе: Перед вами известный учёный-врач. Он основал собственную клинику в России, вылечил сотни людей, его открытия известны во всём мире.

Установка 2 группе: Перед вами фотография лидера бандформирования. Под его руководством проходили террористические акты, он виновен в гибели сотен ни в чём не повинных людей.

Группы, как правило, дают противоположенные характеристики личности этого человека.

Учитель задаёт классу вопрос: “Как вы думаете, почему ребята дали одному и тому же человеку такие разные характеристики?”

Учащиеся высказывают различные предположения. Затем с этим же вопросом учитель обращается к участникам эксперимента. Ребята объясняют, что на их мнение оказало влияние содержание задания.

Справка эксперта № 4: Однажды американский психолог Розентал явился в один из классов средней школы, чтобы провести обследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий “коэффициент интеллектуальности”. При этом он сознательно пошёл на подлог. Среди тех, кого назвали “самыми умными”, более половины обладали средними возможностями. Через год, явившись в ту же школу, Розентал, выяснил, что все, кому он создал репутацию наиболее умных являются лучшими учениками в классе. Ни ребята, ни учителя не знали о подлоге.

Задание учащимся: Прокомментируйте результаты эксперимента, проведённого американским психологом.

Справка эксперта № 5: В эксперименте, проведённом в классе, а также в эксперименте американского психолога его участникам были даны установки, которые воздействовали на сознание людей, на их мнение.

Учитель: Проведём ещё один эксперимент. Приглашается группа ребят. Им показывают 2 палочки, одна из которой заведомо длиннее другой. Учитель спрашивает, какая из палочек длиннее? Суть эксперимента состоит в следующем: все ребята, кроме одного человека посвящены в суть эксперимента и по просьбе учителя показывают на короткую палочку, уверяя, что она длиннее. Испытуемым является как раз человек, которого не готовили заранее. В 70% случаев объект эксперимента показывает также на короткую палочку вместо длинной. Лучше для этого эксперимента выбирать ученика, легко попадающего под чужое влияние.

Учитель объясняет суть эксперимента и просит ответить: Почему объект эксперимента дал неверный ответ. Учащиеся высказывают свои версии.

Справка эксперта № 6: Помимо индивидуального сознания существует групповое сознание, и даже общественное сознание. Даже в маленькой группе человек ведёт себя и думает не так как наедине с собой. Когда он в коллективе, его суждения меняются, они корректируются группой. Об этом точно сказал Александр Блок:

Ты и сам иногда не поймёшь,
Отчего так бывает порой
Что собою ты к людям придёшь,
А уйдёшь от людей – не собой.

Порой бывает весьма тяжело человеку противопоставить своё мнение мнению группы, а тем более, общественному мнению. Тем не менее, такие люди всегда были и будут. Это и Джордано Бруно, и академик А. Д. Сахаров, и быть может, ваш сосед по парте. Такие люди в свою очередь могут оказать воздействие на мнение коллектива и общества.

Учитель: Как человек может оказать воздействие на группу?

Ученики предлагают свои варианты воздействия.

Справка эксперта № 7: Рассмотрим один из вариантов воздействия. В каждой группе есть лидер. Есть формальный, занимающий эту должность официально, а есть неформальный, тот, кто пользуется наибольшим авторитетом. Иногда это может быть один и тот же человек. Учителю, чтобы воздействовать на групповое сознание, скажем на класс не обязательно вести беседы с каждым членом группы. Достаточно найти общий язык с неформальным лидером, а он воздействует на группу в нужном направлении. Это открытие используется в педагогике, политике, пропаганде.

Учитель: Сейчас мы с вами разыграем сценку “в магазине”. Роль продавца сыграет эксперт. А на роль покупателя пригласим кого-либо из ребят. Задание продавцу: Заставить покупателя при помощи манипуляции, купить дорогой товар, который, возможно, ему “не по карману”.

Задание классу: Обсудите эту сценку и прокомментируйте, какие действия по отношению к покупателю совершал продавец, как их можно охарактеризовать?

Справка эксперта № 8: то, что мы наблюдали в этой сценке, называется манипуляция. Мы с ней нередко сталкиваемся в жизни: иногда выступаем в роли манипулятора сами, иногда бываем объектами манипуляции. В этой сценке покупатель – объект манипуляции. Манипулятор либо для защиты, либо, чтобы получить какую-либо выгоду эксплуатирует и себя и других как вещь. В то время как нормальный человек (актуализатор) рассматривает и себя и других как личности.

У.Э. 4. Роль общения в жизни человека.

Частная дидактическая цель: Используя предложенный материал, ответьте на вопрос, какую роль играет общение в жизни человека.

Работа в группах.

  1. Всем нам с детства знаком образ героя Редьярда Киплинга Маугли. А что же будет с ребёнком на самом деле воспитанного животными? Было бы жестоко проводить такой эксперимент даже ради науки. Но сама жизнь поставила этот эксперимент Случаев, когда детей вскормленных животными, находили люди, известно более 30: в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции и т.д. Все эти дети издавали нечленораздельные звуки, не умели ходить на двух ногах, быстро бегали, были очень сильны. Все они обладали индивидуальной психикой, но личностью не обладали. Далеко не все даже по истечению длительного времени они могли научиться говорить.
  2. В некоторых приютах дети часто болели и даже умирали не от отсутствия лекарств и потому что плохо питались, а потому что их некому было приласкать, погладить, обнять.
  3. В детских домах по этой же причине дети отстают в развитии и даже получают диагноз олигофрения, дебильность. Но стоит их усыновить, как они начинают быстро развиваться и догонять, а иногда и перегонять в развитии своих сверстников, воспитывающихся дома.

После обсуждения в группах учащиеся дают ответы на вопрос.

У. Э. 5. Завершающий контроль.

Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо был усвоен изученный материал.

Задание: письменно выполнить и сдать работу на проверку учителю или эксперту.

1. Приведите доказательства, что общение необходимо для формирования личности.

2. Приведены 3 основания - 1 уровень; 2 основания - 2 уровень; 1 основание - 3 уровень.

А. Какие типы направленности личности на общение вам известны?

Б. Может ли измениться тип личности в течение жизни? Почему?

В. Приведите примеры ярко выраженных экстравертов и интровертов, известных вам героев художественной литературы.

Ответы даны на 3 вопроса-1 уровень; на 2 вопроса- 2 уровень; на 1 вопрос-3 уровень.

3. А. Назовите способы воздействия на человека через общение.

Б. Как взаимодействуют индивидуальное, групповое и общественное сознания.

В. В чём опасность манипуляции?

Ответы даны на 3 вопроса-1 уровень; на 2 вопроса- 2 уровень; на 1 вопрос-3 уровень.

Оцените свою работу по следующим критериям: большинство ответов на 1 уровне- “5”; на 2 уровне-“4”; на 3 уровне-“3”.

Ответы.

1.1. Без общения человек не сможет усвоить речь, правила поведения, не сможет стать личностью.

1. 2. Без общения ребёнок может отстать в умственном и физическом развитии, может заболеть и даже умереть.

1.3. Без общения человек будет испытывать психологический дискомфорт.

2. А. экстраверты, интроверты, амбаверты.

Б. Нет, т. к. тип личности является врождённым.

В. Экстраверты: Хлестаков, Ноздрёв, Наташа Ростова, Чацкий.

Интроверты: Коробочка, Обломов, Печорин.

3. А. На человека можно воздействовать при помощи установки, посредством манипуляции, воздействие через групповое и общественное сознание.

Б. Индивидуальное сознание, групповое сознание и общественное сознание взаимодействуют и влияют друг на друга.

В. опасность манипуляции состоит в том, что объект манипуляции выступает не как личность, а как вещь. Для манипулятора манипуляция опасна тем, что люди перестают ему доверять, перестают с ним общаться.

У. Э. 6. Рефлексия.

Частная дидактическая цель: Проанализировать насколько хорошо был усвоен изучаемый материал? Что нуждается в доработке?

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали?
  2. Как вы оцениваете работу группы?
  3. Какой вклад в работу группы внесли вы?
  4. Хорошо ли вы усвоили изучаемый материал?
  5. Какие вопросы нуждаются в доработке?

Список литературы.

  1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М, 1989.
  2. Башкирова Г.Б. Наедине с собой. М., 1975.
  3. Воробьёв Г. Г. Человек-человек. М., 1979.
  4. Гуревич П. С. Человек. М., 1995.
  5. Дубрович А. Общение: наука и искусство.
  6. Козлов Н. лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  7. Кумар В. Ваш психологический портрет. Спб., 1997.
  8. Нейхард Д. Властелин эмоций. Спб., 1997.