Этнопедагогические условия приобщения младших школьников к традиционной эвенкийской культуре

Разделы: Начальная школа


Народное педагогическое творчество представляет собой одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей. Оно меняет формы и способы вместе с изменениями в человеческом обществе. Все народы в своем общественном развитии прошли в целом одни и те же этапы, находились между собою в определенных связях и зависимостях. Все это способствовало тому, что в воспитании многих народов есть немало общего, представляющего общечеловеческую ценность.

В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. Эти явления обусловлены демократизацией нашего общества, тем, что имеется возможность открыто заявить о своих интересах и потребностях. Появилась необходимость пересмотра содержания образования, которая основывается на народной философии с учетом типа мышления, менталитета народа. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восстановление утерянных ценностей исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития.

Как известно, темпы возрождения зависят от того, как молодое поколение будет воспринимать свою принадлежность к родному народу, от его национальной гордости, понимания непреходящего значения развития родной культуры и экономики своего края в жизни всего мира, его стремления к процветанию родной земли во всех отношениях, уровня культуры, масштаба мышления каждого представителя этноса. Возрождение языка рассматриваем в тесной связи с вопросами сохранения духовной и материальной культуры эвенкийского народа.

Актуальность этнопедагогических представлений в национальной школе заключается в том, что народ всегда исторически значительнее, чем население. Любой так называемый малый народ – всегда явление более значительное, поэтому их надо беречь как всемирное сокровище. Этнические педагогические заряды, суммарный запас у самых малых народов огромны, просто неисчислимы, потому что воспитание вечная категория. Поэтому этнопедагогика – это не педагогика этноса, а педагогика этносов, педагогика единого человечества.

Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики аргументированными положениями, закономерностями процесса воспитания и обучения, а педагогическую практику – эффективными способами, приёмами и средствами воспитания.

В настоящее время ученые отмечают, что образование для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сегодня оказывается фактором реального выживания, сохранения этнической идентичности, сохранения уникальных, выработанных многовековой практикой, способов взаимодействия человека с природой и социумом – традиционных этнических культур, которые имеют не только общероссийскую, но и общепризнанную мировую, общепланетарную ценность.

В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли – воспитание реальной жизнью. Этот принцип можно считать одним из ценных положений народной педагогики. Воспитание реальной жизнью великие мыслители прошлого стремились показать как “естественное”, “природосообразное” воспитание. Так, веками и тысячелетиями складывалось такое естественное состояние жизни общества, когда родители, отправляясь на работу, брали с собой детей, как правило, отцы – сыновей, матери – дочерей. В результате совместной деятельности и общения появились, отшлифовывались воспитательные традиции народа.

Процесс воспитания подрастающего поколения у народов Севера представлял собой усвоение социальных норм поведения традиционного социума посредством естественного включения в хозяйственно-бытовую деятельность взрослых. “Нормы традиционной морали не знали возрастной дифференциации: единственным дифференциатором норм поведения были гендерные различия, определявшие разные направления социализации индивидуума. Ни в одном из этносов не имелось специальных правил поведения для детей и взрослых”. Мальчики помогали смотреть за стадом, участвовали в промыслах, охотились, рыбачили, обрабатывали со старшими шкуры – в процессе этого вырабатывались и усваивались эталонные стереотипы умелого промысловика, мужчины, отца семейства. Девочки ухаживали за младшими детьми, помогали матерям в шитье, вышивании, в приготовлении и заготовке пищи и т.д. – становились хозяйками, учились быть женщинами, матерями. В процессе совместного, естественного проживания дети незаметно для себя воспитывались и вовлекались в северное традиционное общество, этноэкологическую жизнедеятельность на хрупкой северной природе.

У коренных малочисленных народов Севера, например, по описаниям многих исследователей, прививание хозяйственно-бытовых навыков, нормативных установок происходило посредством имитации детьми действий взрослых, на первых порах – в виде игр. “Детские игры и развлечения – это своеобразное "культурное пространство", относительно замкнутая сфера жизни, которая существует в силу традиции, но не создается взрослыми специально в угоду потребностям сегодняшнего дня, и в этом заключается ее отличие от того "мира детства", который в официальной педагогике создается и изменяется по воле взрослых”.

Следующей чрезвычайно важной целью народного воспитания является воспитание здорового ребенка, его физическое развитие: отсюда обилие подвижных игр, соревнований между детьми в скорости, в умении выполнять те или иные трудовые навыки с раннего возраста, особое внимание процессам закаливания – которая призвана решить главную сущность народного воспитания – привитие трудолюбия. Ведь вне труда нет ни нравственного, ни физического, ни умственного воспитания. Труд – начало воспитания, трудолюбие – окончательный результат воспитания.

Особое место в воспитательных традициях народов Севера имеет – эстетическое воспитание. Эффективным средством эстетического воспитания являлись устное народное творчество, песни и пляски и, конечно, народные промыслы. Вся материальная культура народов Севера отличается художественностью исполнения. Вероятно, скудность окружающего ландшафта способствовала возникновению и развитию особых эстетических требований к материальной культуре народа. Ни одни унты, ни одна шуба не шились женщинами-эвенкийками без каких-либо декоративных украшений. Оленьи упряжи обильно украшались мужчинами. У северных народов эстетичность являлась практически, хоть и не всегда осознанным, синонимом трудолюбия.

С младенческих лет северяне воспитывали почтительное отношение к старикам и больным, молодежь приучали обращаться к старшим в соответствии с их возрастом или степенью родства. Воспитание уверенности в себе, характера, воли, чувств детей у народов Севера до недавнего времени происходила в основном в повседневной жизни, в условиях реальной природной и семейной среды, в процессе взаимоотношения родителей с детьми. Первую роль в воспитании детей играют дома, естественно, мать, бабушка и старшие сестры, а затем – отец, дедушка, старшие братья и другие. Воспитание и обучение малышей в семье определенную положительную роль играют старшие по возрасту братья и сестры и другое окружение.

Такие нравственные качества, как честность, справедливость, коллективизм, дети усваивали в труде, знакомясь с неписаными законами, обычаями, традициями. Отношение между людьми в суровой тайге издавна складывались по принципу взаимного доверия, честности, взаимовыручки и поддержки. Если к стаду прибивался чужой олень, то его немедленно возвращали к хозяину. В рыбацких охотничьих избушках посетитель всегда найдет заготовленные стружки для огня, спички, соль, пищу.

Как правило, северяне немногословны, молчаливы, их речь лаконична. За этим прослеживаются глубина внутреннего мира, основательность слов и поступков. Эти черты характера необходимо всегда учитывать при работе с детьми-северянами. Традиция гостеприимства требуют таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, чуткость.

Семья, как основание этноса, формирует, сохраняет и развивает внутрисемейные и межсемейные этнические традиции. Именно в семье формируется нравственная ориентация народов – традиции добра, взаимопомощи, милосердия, терпимости, любви, взаимной заботы, привязанности и духовного общения всех живущих там людей. Среди эвенков, по нашим наблюдениям, особо можно выделить стремление жить интересами людей, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях, взаимная солидарность и заинтересованность. Старшее поколение особо отмечает такие качества как требовательность к себе как к будущему гражданину и к товарищам, ответственное отношение к выполнению нравственных требований, трудовых поручений и заданий.

Источниками формирования самых положительных нравственно-психологических качеств с точки зрения народных традиций воспитания детей, являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, конкретные трудовые дела, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура народа, аккумулирующая общечеловеческие моральные нормы поведения на психологической основе с учетом социально-экономического и исторического развития общества.

Народная педагогика представляет собой чистый неиссякаемый родник, откуда народы исчерпают знания о жизни, об окружающем мире, по неписаным законам которого из поколения в поколение воспитывали своих детей в духе сохранения, укрепления и развития добрых обычаев и традиций.

“Во всем мире сегодня можно увидеть процессы одной и той же направленности: идет необычайное усиление этнических чувств, проявляющееся во всех сферах человеческой жизни; значительно повысилась роль национального фактора в социально-политических процессах; усиливается интерес к традиционной культуре. И это притом, что еще совсем недавно научная мысль вне зависимости от политических ориентаций предрекала скорое исчезновение национальной идентичности как значимого фактора социальной реальности. Большинство регионов мира охвачено процессом этнического возрождения, или, как его еще называют, этническим парадоксом современности – парадоксом, потому что оно идет параллельно с мировыми глобализационными процессами и вопреки им”.

Противоречия, возникающие в семье аборигенов в связи с разрушением традиционной этноэкологической жизнедеятельности, дестабилизируют систему поддержания преемственности между поколениями коренных жителей Севера. А официальная советская педагогика носила унифицирующие функции, которые не совсем оправдали себя на практике, и не смогла достигнуть согласованности между домашним и общественным воспитанием, обеспечивающей преемственность. Таким образом, официальные формы школьного образования не учитывали особенности народных традиций в воспитании детей народов Севера, что и явилось одной из главных причин и педагогического кризиса и демографического, социально-экономического кризиса в северном обществе.

Припасть к своим корням! А корни наши переплетены. Эти корни – опора и надежда наша, а, может быть, и спасение. Огромное человеческое море возникло из одного чистого родника. Без национальных корней, без этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе. Чем заполнить этот вакуум? Только культурой, только духовностью. И центр, ядро этой культуры – традиционная культура воспитания. Поэтому этнопедагогическая концепция национальной школы является ведущей концепцией её дальнейшего развития.

Процесс этнокультурного возрождения народов Севера Якутии – это прежде всего процесс возвращения их к своим народным истокам: языку, знанию и пониманию верований и обычаев, истории и жизненной философии народа. При этом в силу сложившихся исторических и социальных обстоятельств, представители народов Севера живут в полиэтнической среде, и чтобы выжить и развиваться в этих условиях, им следует также знать и понимать культуру живущих рядом представителей других народов, в первую очередь, якутов и русских.

Сегодня, сама жизнь требует от школы выполнения социального заказа общества и населяющих его этносов – передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного и других народов, их традиции и духовно нравственные ценности. Одной из основных проблем народов является незнание родного языка, традиций и обычаев.

Утрата связей с вековыми, культурными ценностями и с традиционным укладом жизни эвенков объясняет изменение многих ориентиров. Изменение, которое ведет к разрыву межпоколенных социокультурных связей, к разрушению механизма трансляции из прошлого в настоящее не только этнических традиций и нравственных ценностей, а и всего исторического опыта народов. Методы и способы выживания, социальной и хозяйственной деятельности в экстремальных климатических условиях уже не воспринимаются самими традиционными этносами как жизненно важный комплекс необходимый для успешной жизнедеятельности. В результате усложняется естественное поддержание культурной непрерывности этнического самосознания.

И поэтому очень серьезное отношение, обостренное внимание самих эвенков на воспитание своих детей на принципах традиционной культуры, на новую педагогическую концепцию, предусматривающую согласованность с семейным, домашним, а значит и этническим, воспитанием в современном мире естественна и закономерна. Национальные традиции воспитания практически являются главным условием и национального возрождения, и возрождения любых традиций национальных. Это основа основ.

Действительно, в последние годы, особенно в связи с поиском национальной идеи развития общества во время политических и социально-экономических реформ в стране возрос интерес к традиционному воспитанию народов России. Проводились и проводятся обширные исследования, конференции, опыты в связи с необходимостью преодоления унификации образования и воспитания. Признано, что народная педагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения национальной самобытности и резервом обновления образовательных технологий.

Учащиеся начальных классов знакомятся с тем, что повадки и поведения животных, движения небесных тел, изменения в растительном мире служили для предков источниками их разнообразных знаний в области метеорологии, ботаники, зоологии и т.д. Все это развивало у людей тонкую наблюдательность, исключительную способность ориентироваться в бескрайних просторах степей, тайги, тундры и в любую погоду.

Эвенкам хорошо знакомы съедобные свойства растений. В народе также хорошо известны и лечебные свойства растений. В арсенале эвенкийской народной медицины насчитывается всего 114 видов местной флоры. Близкое общение с природой вырабатывало у людей наблюдательность. В результате выкристаллизовывались общепринятые в народе приметы, по которым предсказывалась погода. Народные приметы имеют большую ценность в деле воспитания, умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности и способности анализировать окружающий мир.

Природоохранная направленность образования и воспитания в нашей школе имеет глубокие корни. Так, дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, зверьку или насекомому. Например, никому не разрешается рубить крупное дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы “одаривает” его, развешивая на его ветках что-либо памятное. В некоторых местах вокруг такого дерева строят изгородь. Религиозные верования народов Севера, связанные с преклонением перед силами природы, имеют ярко выраженную этноэкологическую направленность. Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощенные в педагогические идеи, традиции и обычаи. Народная педагогика располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей.

Весь циклический жизненный уклад эвенков отразили пословицы, приметы, загадки, песни, сказки, передающие целую гамму чувств и отношений людей между собой и окружающим миром. Вековые наблюдения за явлениями природы фиксировались в форме различных примет и передавались из поколения в поколение. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. Роль и значение устного народного творчества в освоении материала огромна. В фольклоре воплощена сила и красота народной души. В нем показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.

Эвенкийские народные загадки – эффективное средство воспитания школьников. Велика их роль в формировании этноэкологической культуры. В загадках содержится познавательный материал, обогащающий школьников сведениями о представителях растительного и животного мира, представлениями о жизненном укладе предков. Они узнают много нового и интересного.

Особое место среди других жанров фольклора принадлежит пословицам, в которых заключена народная мудрость. Порицается в народных изречениях бесхозяйственное отношение к земле, расточительный подход к ее богатствам. Многие пословицы содержат ценные практические сведения о земле. Благодаря образности, совершенности мысли, пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе и труду. Отметив присутствие вербальных элементов практически во всех факторах народного воспитания, выделим собственно словесные средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки, прибаутки, басни, притчи, назидания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознания и поведение ребенка в народной педагогике огромно: поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение и многое другое.

В эвенкийской народной педагогике сказки, сочетающие в себе воспитательный и познавательный моменты, занимают одно из ведущих мест. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы: солнце, месяц, ветер, выступающие не только как силы природы, но и как персонажи со своим характером. Эвенкийские сказки поэтизируют красоту родной природы, что, наряду с другими особенностями, придает им высокую художественную ценность и национальное своеобразие. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определенной степени служит преодолению утилитарно-потребительского подхода к окружающей среде.

Для эвенкийских сказок характерно включение песен, которые придают повествованию образность, поэтичность и музыкальность. Песни поют не только люди, герои сказок, но и животные, представители растительного мира и даже неодушевленные предметы. В народных песнях многие образы заимствованы из природы – неисчерпаемого источника гармонии красок и звуков, в них фигурируют лиственница, береза, горностай, куница; иногда сравнения заимствуются и из мифологического мира, выступают мать – земля, мать воды и т.д.

Простота, искренность, непосредственность сказки соответствует аналогичным свойствам психики ребенка и тем самым позволяет достичь гармоничного сочетания умственного и нравственного развития. Создавая сказки, народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать их подрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие и др. воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Многие игровые песни носят обрядовый характер, связанный с традиционными промыслами. Много мелодичных песен о птицах и зверях, населяющих эвенкийские леса. Двухголосная шуточная обрядовая песня сочетает детскую веселость и лиризм. Поэтичны и задушевны народные песни о деревьях, символизирующих красоту окружающего мира.

На протяжении веков песни служили испытанным средством формирования у детей бережного отношения к природе, развития эстетических чувств. В песнях – вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. В них отражается единство человека и природы, единство не созерцательное, а активное. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям они оказывают на чувства и сознание детей сильное впечатление и надолго сохраняются в памяти.

Воспитательные возможности народной педагогики целесообразно использовать для работы с младшими школьниками, в связи с тем, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, музыкально – песенной, игровой. Экологическое содержание, заключенное в этнопедагогическом наследии, в силу специфики жанров многократно повторяется, что делает его более приемлемым для детского восприятия и запоминания, осознания идей, заложенных в нем. Этноэкологические знания тесно связаны с практикой, привлечением детей к труду, а это оказывает сильное нравственно-эмоциональное воздействие.

Традиции и обычаи, оформившись из потребностей жизни человека, становятся как бы неписаным правилом, законом общественной жизни. В итоге они превращаются в материальные, духовные и общечеловеческие ценности, регулирующие разнообразные потребности и интересы людей в обществе.

Исследуя традиции и обычаи народов Севера, их роль в организации воспитательной работы с учащимися, известные педагоги отмечают: “…человек растет, развивается в определенной общественной среде, и весь уклад жизни, обычаи передаются ему с малых лет и влияют на формирование его облика”.

В настоящее время в местах компактного проживания коренных северных этносов в связи с нехваткой профессиональных учительских кадров, по мнению самих эвенков, качество получаемого образования стало еще ниже. Если говорить о факторах, определяющих катастрофически низкий уровень качества школьного образования аборигенов, то среди них выделяются, прежде всего, – сложившийся тип поселения, обусловленные им неудовлетворительная обеспеченность кадрами и состояние социально-культурной инфраструктуры, низкий социальный и экономический статус родителей. Между тем, именно образовательный статус является наиболее универсальным и гарантированным фактором развития подрастающего поколения и этноса в целом.

Нестабильное положение в социально-экономической сфере создаёт определённые трудности, связанные с деформацией духовно-нравственных устоев общества, в том числе и в области воспитания и обучения детей. Социально-экономические преобразования, ведущие к рынку, требует людей самостоятельных, деловых, обладающих чувством хозяина, трудолюбивых, профессионально-компетентных, способных к принятию ответственных решений и саморегуляции поведения. Формирование личностных качеств направленности поведения сравнительно мало зависит от знаний, а осуществляется соответствующей организацией деятельности, основанной на общечеловеческих ценностях. Семья, школа ,социум играют решающую роль в социализации подрастающего поколения. Их влияние на социальное и личностное формирование тем эффективнее, чем полнее и глубже они будут использовать свои возможности.

Таким образом, идея комплексного подхода в обучении и воспитании детей, соединяющая официальную педагогику с этнопедагогическими традициями народа, учитывая возрастные особенности, дала положительные результаты по всем параметрам. Используя игры, танцы и песни, устное народное творчество, приобщая к основам народной духовной и материальной культуры, что позволит добиться развития творческой индивидуальности, эмоционального развития, воспитания эстетических и патриотических чувств, развития духовной сферы, самостоятельности и даже физического развития.

В итоге хочется отметить, что разработка и внедрение педагогических программ с внедрением этнопедагогических компонентов и с учетом региональных особенностей, использование педагогических народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании подрастающего поколения.