Урок обучения грамоте в 1-м классе по образовательной системе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с согласными звуками [ф], [ф'], согласной буквой Ф;
  2. Учить читать слова с новой буквой;
  3. Развивать интерес к чтению и желание читать;
  4. Пополнять словарный запас детей;
  5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Дыхательная гимнастика.

Ветер.

Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал:
“В- в- в- в!”
Дул он долго, зло ворчал
И деревья всё качал:
“Ф- ф- ф- ф!”

(Вдох, выдох, вдох, выдох.)

III. Работа с Азбукой.

1. - Откройте Азбуку на странице 142. Определите тему сегодняшнего урока. (Ответы детей).

- Верно, познакомимся с новыми звуками и с буквой, которая их обозначает на письме.

Доскажи словечко:

Муха криком кричит, заливается,
А злодей молчит, ухмыляется…

Вдруг, откуда-то летит маленький комарик,

И в руке его горит маленький … (фонарик)

На доске появляется картинка с изображением фонарика.

- Сколько слогов в слове фонарик (три).

- Какую гласную услышали в первом слоге?

- Есть выбор О - А.

- Говорим [фанар'ик], а пишем фонарик.

2. Звуко-буквенный анализ слова фонарик.

У доски работает один ученик, а остальные дети на местах в Азбуке.

Учитель показывает живой цветок фиалки.

- Ребята, как называется этот цветок?

На доске появляется рисунок с изображением фиалки.

- Найдите в Азбуке кубик с такой картинкой.

- Самостоятельно сделайте звуко-буквенный анализ слова фиалка.
(На доске под картинкой открывается правильная схема. Самопроверка).

- Назовите первый звук слова фиалка. [ф']

- Какой это звук? (согласный, мягкий, глухой)

- Назовите первый звук слова фонарик. [ф]

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)

На доске звуковички гласного, согласного глухого и согласного звонкого звуков.

- Какой звуковичёк подходит к этим звукам? (дети делают свой выбор, ученик выходит к доске, убирает ненужных звуковичков)

Дети “одевают” звуковичка в Азбуке.

3. Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

- Звуки [ф], [ф'] на письме обозначаются буквой Ф.

- Найдите эту букву в Азбуке, заштрихуйте на кубике и представьте, на что она похожа. (ответы детей)

Подготовленные ученики:

1-й ученик (показывая бумажный ключ, декламирует):

Всем известно без подсказки:
Буква Ф -
как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов)

2-й ученик (показывая жестами):

Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)

3-й ученик (показывает иллюстрацию)

Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф. (А. Шибаев)

Физминутка.

По дороге Федя шёл, (ходьба на месте)
Он горошину нашёл, (упор присев, встать)
А горошина упала, (поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону)
Покатилась и пропала. (наклоны головы вправо- влево)
Ох, ох, ох, ох! (руки на голову)
Где-то вырастет горох. (прогибаясь назад, руки развести в стороны)

IV. Работа в Азбуке.

- Прочитайте слоги шёпотом, медленно. фа- фо- фу- фы- фи- фе

- Обозначьте мягкие согласные зелёной точкой. (дети работают на странице Азбуки)

- В каких слогах нашли мягкий согласный звук? Докажите.

- Прочитайте слова.

фауна
фуфайка
фен
фыркает
фигура
фонарик

На доске:

- Прочитайте столбик слов про себя.

- Найдите слово, где встречается два звука [ф]. (фуфайка)

- Найдите слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, пешку. (фигура) Где ещё это слово мы употребляем? (в математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении, фигура человека)

- Прочитайте четвёртое слово с той интонацией, которую оно обозначает. (фыркает) что это значит? (произносить звук на выдохе)

- Читаем хором.

- Как называется прибор для укладки волос? (фен)

- Как сделать из большого фонаря маленький? (с помощью суффикса

-ик-) Найдите слово в Азбуке, выделите суффикс.

- Хором читаем следующий столбик, выделяя голосом гласный звук.

аф
оф
иф
уф
еф

На доске:

- Какой звук обозначает буква Ф в этих слогах?

- Следующий столбик слов прочитайте про себя.

Африка
офицер
Уфа
гриф
телефон

На доске:

- Прочитайте название птицы. (гриф)

(учитель показывает фото с изображением этой птицы)

- Где ещё встречаемся с этим словом? (гриф у струнных музыкальных инструментов; печать и оттиск с изображением подписи; в античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва)

- Прочитайте слова, которые записаны с заглавной буквы. (Африка, Уфа) - Почему? (обозначение географических названий)

- Какое слово обозначает название города? (Уфа)

- Африка - материк.

- Найдите военное слово. (офицер)

- Как называется прибор, который служит для передачи голоса на расстоянии? (телефон)

- Кто был внимателен, и скажет с каким словом мы ещё не поработали? (фауна)

- Кто знает, что это такое? (ответы детей)

- Проверим ваши предположения.

- Найдите в Азбуке предложение над картинками и прочитайте про себя. (Фауна- животный мир Земли, …)

Учитель показывает видеозапись животного мира региона, где проводится урок.

- Кого вы увидели из представителей фауны? (ответы детей)

- Прочитайте вторую часть предложения. (…а флора - растительный мир.)

Учитель показывает видеозапись флоры региона, в котором проводится урок.

- Что является флорой?

- Чем богата флора нашего края?

- Чтобы наша планета оставалась цветущей, будем беречь флору и фауну Земли!

Физминутка.

Вышли уточки на луг,
Кря- кря- кря! (шагаем)
Пролетел весёлый жук,
Ж- ж- ж! (машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Га- га- га! (наклоны головы в стороны)
Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево- вправо)

Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками)
Тузик тоже зарычал,
Р- р- р! (руки на поясе, наклонились вперёд, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш,
Ш- ш- ш! (подняли руки вверх, потянулись)
И опять настала тишь,
Ш- ш- ш!

- С какими представителями фауны встретились на физминутке?

V. Работа с текстом до чтения.

Азбука страница 143 “Папина профессия”.

- Посмотрите на рисунок, прочитайте название текста, предположите о чём текст. (предположение детей)

фотография
фотоаппарат
фотограф
фотокорреспондент

- Чтение ключевых слов с доски:

- Что заметили? (однокоренные, родственные слова)

- Почему?

Разбор лексического значения каждого слова.

(фотография - изображение предметов на чувствительной плёнке; фотоаппарат - аппарат для фотографии; фотограф - специалист по фотографии;

фотокорреспондент- фотограф, чьи фотографии помещают в журналы и газеты)

- Как пополнились ваши предположения? (высказывания детей)

VI. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение текста самостоятельно.

- Подтвердились ли наши предположения?

2. Повторное чтение вслух по абзацам.

1-й абзац.

- Кем работает папа Саши Ефимова? (фотокорреспондентом журнала “Азия и Африка”)

- Прочитайте второе предложение так, как будто мы все фотокорреспонденты и очень гордимся этим.

2-й абзац.

-Найдите предложение, которое соответствует картинке на кубике.

- Что особенно любит снимать Андрей Ефимов? Ответьте словами текста.

- Что такое коллекция?

3-й абзац.

- Прочитайте голосом диктора.

- Какая дикция у диктора? (чёткая, громкая)

4-й абзац.

- Четвёртый абзац прочитайте медленно и вдумчиво.

- Кем же будет Саша, когда вырастет?

- Почему он выбрал себе эту профессию?

3. Работа с текстом после чтения.

- Вернёмся к названию текста.

- Какие заголовки ещё можно подобрать?

- А есть ли автор? (нет)

- Кто мог быть автором этого текста?

- А вы знаете, кем работают ваши папы? (рассказы детей о профессиях пап)

- Дома нарисуйте о профессии ваших пап.

VII. Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Что о ней узнали?

Заселение буквы Ф в Город букв. (район согласных, улица глухих)

Учитель на видео показывает мультфильм про букву Ф из серии “Уроки тётушки совы. Азбука-малышка.”