Программа обучения в подготовительном классе детской художественной школы

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

Современная педагогика уделяет огромное внимание всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, в том числе изобразительных способностей.

Исследования психологов и педагогов показали, что овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Этот блок способностей к изобразительной деятельности специальному исследованию не подвергался. Вместе с тем техническая основа рисования имеет большое значение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в этом возрасте дети начинают овладевать способами изображения и неудачи в этом плане могут навсегда отвратить ребенка от изобразительной деятельности, а успехи способствуют развитию изобразительных способностей и творчества.

Специфика психологии детей 6-8 лет требует постоянного поддержания педагогом интереса детей к деятельности. Интерес детей к изобразительной деятельности вызывается эффектом удачи, который особенно легко поддерживать при использовании новых нетрадиционных видов графических изображений, более занимательных и доступных для ребят, чем традиционные виды рисования. Нетрадиционные виды графических изображений – это рисование нетрадиционными материалами: восковыми свечами, ватой, поролоновыми тампонами, деревянными палочками, наждачной бумагой, руками и т.д. Такая практика дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, выработку разнообразных умений и навыков, свободу в создании выразительного образа. Приобретенные графические навыки и развившиеся двигательные способности руки дают возможность воплотить любой изобразительный замысел. Тем самым нетрадиционные виды графических изображений наряду с традиционными видами способствуют развитию изобразительных способностей детей.

Однако работа педагогов существенно затруднена тем, что вопрос обучения детей в подготовительных классах детских художественных школ недостаточно освещен в современной методической литературе. В настоящее время не существует единой программы обучения в подготовительном классе художественной школы, отвечающей требованиям времени и соответствующей возросшей эрудиции, знаниям, умениям и навыкам современных дошкольников, удовлетворяющей педагогов системностью, уровнем поставленных задач и решаемых вопросов воспитания и обучения. А если есть разработки ведущих специалистов в области изобразительного творчества, то они недоступны широкому кругу педагогов-практиков.

Поэтому мы пришли к необходимости создания программы обучения детей в подготовительном классе художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.

Над данной программой я работала с 1996 по 2006 год на базе художественного отделения МОУ ДОД “Детская школа искусств №1 г.Артема” Приморского края. Специализация на методике обучения изобразительной деятельности дошкольников в Уссурийском государственном педагогическом институте позволила мне разработать систему занятий по изобразительному искусству для детей 6-8 лет.

1. Общие рекомендации

Данная программа рассчитана на занятия с детьми 6-8 лет по 6 часов в неделю. Всего учебный курс рассчитан на 180 часов в год.

В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач. В каждом задании детям ставиться только одна изобразительная задача. В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и навыки.

В отборе тем для занятий соблюдаются следующие принципы:

  • учет эмоционально-интеллектуального опыта учащихся;
  • последовательность освоения учащимися изобразительных умений и навыков;
  • необходимость повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей;
  • учет сезонных явлений, местного окружения – природного и социального, социальных явлений, календарных дат и др.
  • по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности;
  • нахождение заданий, предлагаемых ребенку, в “зоне оптимальной трудности”, то есть на пределе возможностей ребенка.

Однако тематика заданий может быть изменена педагогом при обязательном сохранении изобразительных задач и их последовательности.

В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей действительности, формирование у детей целостного, живого представления о предметах и явлениях.

Для того чтобы дети освоили как можно большее количество средств и способов создания художественного образа, и чтобы интерес к изобразительной деятельности у них при этом не ослабевал, в программе используется принцип чередования художественных материалов и техник.

Начиная со второго полугодия, дети должны при работе над композицией обязательно выполнять эскизы. При планировании занятий чередуются задания, требующие продолжительной работы, с быстрыми зарисовками, набросками, упражнениями.

Рекомендуемые размеры рисунков – 1\8, 1\4 листа, в зависимости от содержания работы, материала. Важно, чтобы формат листа не был стандартным, выбор его должен диктоваться замыслом ребенка.

При проведении занятий необходимо соблюдать их структуру. Во вводной части занятия проводится беседа (7-8 мин.), основной целью которой является формирование замысла. Используется иллюстративный материал, музыкальные и поэтические произведения, рассказы детей. Обсуждение замыслов заключается в определении содержания изображения (что будут изображать), способов изображения (как) и в определении места изображения на листе (где). Также педагог на отдельном листе показывает новые способы и технику изображения. Сразу после показа этот лист убирается. Также можно напомнить детям уже известные им способы изображения, но только устно, уже без показа. Желательно, чтобы дети сами вспомнили и описали эти способы.

В основной части занятия дети работают над изображением, педагог помогает им индивидуально советом, напоминанием. Главное – не давать ребенку готовых решений, предложить ему самому вспомнить приемы работы или обдумать варианты изображения.

Заключительную часть занятия занимает просмотр и анализ детских работ, сопровождаемый беседой с целью обратить внимание детей на результат деятельности. К анализу детских работ надо возвращаться и по прошествии определенного времени (отсроченный анализ).

2. Задачи обучения

Данная программа направлена на развитие у детей к концу второго полугодия следующих знаний и умений:

  • в области композиционной организации изображения:
  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения,
  • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого,
  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа,
  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
  • в области формы, пропорции, конструкции:
  • уметь рисовать линии разного направления и характера,
  • уметь рисовать предметы симметричной формы,
  • знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова),
  • учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;
  • в области цвета:
  • знать способы получения составных цветов, светлых и темных оттенков одного цвета,
  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,
  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
  • в области передачи пространства:
  • уметь передать плановость пространства (ближе – ниже, дальше – выше), загораживаемость дальних предметов ближними,
  • элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену),
  • уметь передавать зрительное уменьшение удаленных предметов.

3. Тематический план

Тема занятия Изобразит. материалы и техники Часы
 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

 

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

I–е полугодие

Рисование по представлению “Волшебный сад”

Изобразительная игра “На что похоже?”

Рисование “Домик в деревне”

Сюжетная композиция, созданная в гамме оттенков одного цвета

Изображение, дающее понятие о теплой и холодной гаммах цветов

Иллюстрации к русским народным сказкам

“Коты и котята”

Рисование по наблюдению “Осень”

Рисование по представлению “Встреча с инопланетянами”

Рисование по памяти “Цирк”

Портрет отрицательного героя

“Пейзаж настроения”

Натюрморт из двух предметов на цветном фоне

“Сказки Андерсена”

“Мой край родной”

“Человек и его профессия”

“Зимние забавы”

II–е полугодие

Рисование по обработанной основе

Рисование “Зимушка-Зима”

Граттаж на белой основе “Наш город ночью”

Граттаж на цветной основе “Сказочный дворец”

Рисование “Путешествие во сне и наяву”

Рисование “Масленица”

Портрет “Мой папа – самый, самый!”

Рисование “Спортивные рекорды”

Портрет “Моя мама”

Беседа “Музыка и живопись”

Иллюстрации к произведениям русских композиторов (н-р, “Снегурочка”, “Садко” и др.)

Рисование “Голубая планета”

Рисование орнамента

Рисование натюрморта с вербой

Рисование “Нет – терроризму!”

“Мы – за здоровое будущее!”

“Пасха - светлый праздник”

Рисование натюрморта из двух фруктов

“Защитники Родины”

Рисование “Одуванчики в траве”

Кляксография

Рисование букета цветов

Заключительная работа “Лето”

 

отпечатки по цв. фону

монотипия

черный фломастер

гуашь

гуашь

акварель, гуашь

акварель, жесткая кисть

“отдельные мазки”

восковые мелки

фломастеры, мелки

гуашь, акварель

вата, нитки, акварель

гуашь

аппликация из ткани

по выбору

по выбору

цветные карандаши

 

наждачная бумага

выкрывание воском

процарапывание

процарапывание

по выбору

цветные карандаши

акварель, гуашь

по выбору

акварель, гуашь

акварель, гуашь

пастель

гуашь

гуашь

по выбору

по выбору

цветные карандаши

простой карандаш

простой карандаш

тушь, перо

тушь, перо, кисть

акварель, гуашь

по выбору

 

2

1

3

3

3

6

3

6

6

6

3

6

3

9

6

6

6

 

3

3

5

4

6

6

6

6

3

1

5

6

3

3

6

6

6

3

6

3

3

3

6

Всего на курс - 180 часов

4. Конспекты занятий

Монотипия “Волшебный сад”

Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления о лете, передавать его колорит. Обучить детей способам и приемам работы в технике монотипии, а также приемам оттисков мятой бумагой, сухими листьями, цветами и веточками. Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

Материалы: тонированная акварелью бумага 1/4 листа, гуашь, акварельные мелки, тушь, деревянные палочки или перья для туши, кисти № 3-5, цветные и простые карандаши.

Методические указания: В начале занятия - беседа о технике монотипии. Показ способов отпечатков с помощью стекла, мятого листа бумаги, покрытых краской травинок, листьев и цветов. Дети покрывают фон работы акварелью с помощью кусочка ваты, затем выполняют отпечатки и дорисовку деталей.

Рисование фломастером “Домик в деревне”

Цель: Обучить приемам рисования фломастером. Учить пользоваться линией, штрихом, пятном как средством выразительности, хорошо располагать изображение на листе.

Материалы: бумага 1/8 листа, один фломастер темного цвета, простой карандаш.

Методические указания: Во вводной части занятия провести беседу о графике как виде изобразительного искусства. Рассматривание репродукций набросков тушью Ван Гога и др. Учить внимательно всматриваться в произведение, сравнивать изображенное художником в картине с реальной действительностью, понимать средства выразительности.

Напомнить о разнообразии домов по пропорциям и расположению. Напомнить о зависимости выбора изобразительного средства от материала изображаемого предмета.

“Пейзаж настроения”

Цель: Научить передавать настроение в пейзаже (грусть, мечтательность, страх, тревожность, радость, нежность и т.д.) при помощи цвета.

Материалы: бумага 1/4 листа, гуашь, акварель.

Методические указания: В предварительной беседе, сопровождаемой показом репродукций, показать, как художники передают настроение в пейзаже, как используют выразительные возможности цвета. Попросить детей подумать и рассказать, как меняется настроение в пейзаже в зависимости от времени суток, времени года и погоды.

До начала работы над композицией провести упражнение: выложить у одного края палитры 2-3 яркие краски, а у другого 2-3 темные и глухие, отдельно от них – белую и черную. Начиная смешивать краски, обсудить с детьми, как меняется “характер” цвета. При этом лучше избегать называть краски привычными словами, а говорить “теплые” и “холодные”. Дать задание, например, так изменить безмятежный синий цвет, чтобы он стал тревожным или нежным, или успокоить вызывающий оранжевый и т.д.

Дети работают над пейзажем, стараясь передать определенное чувство.

После работы – коллективное обсуждение, кому из детей наиболее удалось передать задуманное, а кто был не очень удачен и почему.

Аппликация из ткани

Тема: Сказки Г.-Х.Андерсена

Цель: Ознакомить детей с техникой выполнения аппликации из ткани. Научить их подбирать ткань такого цвета и текстуры, которые наиболее подходят для их замысла. Тренировать навыки работы клеем и ножницами. Развивать аккуратность и терпение, желание помочь товарищу.

Материалы: картон 1/4 листа, разноцветные лоскутки ткани, клей ПВА или “Мастер+”, кисть для клея, ножницы, калька.

Методические указания: Обязательно создание эскизов. После нанесения рисунка на картон, он переснимается на кальку, которая служит выкройкой для создания изображения из ткани. Работа выполняется от дальнего плана (фона) к переднему. Чтобы детали из ткани (особенно мелкие) можно было легко вырезать, с изнаночной стороны ткани приклеивается калька. Из ткани, укрепленной подобным образом, удобно вырезать детали даже очень сложной конфигурации. В последнюю очередь выполняется дорисовка фломастером очень мелких деталей. Работы оформляются в рамы или паспарту.

“Зимушка-Зима”

Цель: Иллюстрация стихотворений С. Есенина, А.С.Пушкина и др. Передача поэтического образа в пейзаже. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), использовать эти цвета при создании картины зимней природы. Развивать эстетические чувства.

Овладение техникой “выкрывания” воском. Учить передавать в рисунке зимний пейзаж, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы.

Материалы: бумага 1/4 листа, акварель, белый свечной воск, мел ученический, пастель.

Методические указания: В предварительную работу к занятию включить: наблюдение различных состояний зимней природы, слушание музыкальных произведений и стихотворений о зиме, рассматривание репродукций зимних пейзажей.

Для успешного применения техники “выкрывания” воском сначала надо решить, какие части изображения вы хотите высветлить, а затем покрыть их воском. При рисовании краской эти места будут оставаться светлыми, так как акварель будет скатываться по воску. Цветные свечи могут дать любопытные результаты. Чем более отчетливую текстуру и степень высветления требуется получить, тем более сильным должен быть нажим на свечу.

Граттаж “Сказочный дворец”

Цель: Закрепить навыки работы в технике граттаж (с применением цветного фона), умение оформлять замысел композиционно, соответственно располагая изображения на листе, последовательно выполнять все этапы работы над композицией. Развивать воображение, творчество.

Материалы: специально подготовленная заранее бумага ? листа, стеки, деревянные палочки, перья, восковые мелки.

Методические указания: Подготовить заранее фон для граттажа: покрыть воском лист бумаги, расцвеченный нежными оттенками акварельной краски. Можно брать любую яркую картинку, обложку журнала, открытку, хорошо натереть ее восковой свечой, затем покрыть смесью черной туши и гуаши.

Напомнить детям о разнообразии дворцовой архитектуры. Какими должны быть постройки, чтобы передать характер живущих в них сказочных персонажей? При необходимости напомнить приемы процарапывания.

Рисование натюрморта из двух фруктов

Цель: Познакомить детей с техникой рисунка. Создание изображения, передающего простейшие тоновые отношения.

Материалы: бумага 1/8 листа, простой карандаш ТМ-М, ластик

Методические указания: Натюрморт ставится простой – яблоко и огурец на нейтральном фоне.

Напомнить детям о рисунке как виде графического искусства. Дать понятие тона. На отдельном листе показать технические приемы штриховки предметов карандашом, а также приемы “выборки” тона ластиком.

Напомнить детям о необходимости изображать предметы крупно, на весь лист, уравновешивать композицию. При работе карандашом – стараться подобрать тон, максимально приближенный к тону предметов. Дать детям понятие собственной и падающей теней. Попросить детей показать на натюрморте собственные и падающие тени. Также дети рассказывают, какой предмет светлее, какой темнее, каким образом они будут передавать данные тоновые соотношения в рисунке.

Дети работают самостоятельно, педагог помогает советом индивидуально.

Заключение

К шести-семи годам все дети без исключения с удовольствием садятся за рисование. Именно этот возраст считается в психологии наиболее удачным для начала систематических занятий изобразительной деятельностью под руководством художника-педагога.

Работы различных авторов убеждают в том, что творческое выражение в рисунке тесно связано с овладением изобразительными навыками и умениями. Чем большими умениями располагает ребенок, чем свободнее их применяет, тем шире и глубже он может передать свой замысел, проявить подлинную свободу творческого решения изображения. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать дети связывают с умением изображать. На эту особенность детской изобразительной деятельности указывал советский психолог Г.С.Костюк, отмечая, что все дети сначала, особенно в дошкольном возрасте, увлекаются этой деятельностью. Однако у одних это увлечение сохраняется и в дальнейшем, у других – спадает. Определяющую роль здесь играют разные успехи в овладении способами графического изображения объектов, в выработке необходимых умений и навыков.

Как показал опыт работы, данная программа дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, способствует выработке разнообразных технических умений и навыков, дает свободу творческого выражения. Ведь, как подметила Н.А.Ветлугина, “овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве”.