Экскурсия в этнографический уголок

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с бытом русской избы на примере школьного этнографического уголка.
  2. Приобщать учащихся к сбору краеведческого материала, работе с ним, составлению сценариев на основе собранного материала и распространению среди учащихся знаний, полученных при встречах со старшим поколением.
  3. Содействовать воспитанию любви к истории своей малой родины

Учитель: Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 году была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Своя культура и свои традиции сложились и в нашем селе.

Скоморох: Здравствуйте, почтенные господа! Не смущайтесь, веселитесь, поудобнее садитесь. Представление начинается. Сюда, сюда все приглашаются!

Исполняется песня «Деревня»

1-ый ведущий: Вы находитесь в этнографическом уголке нашего школьного музея. Село Успеновка возникло в 1909 году. Названо оно в честь старинного русского праздника – Успенья. Село населялось в основном жителями западного происхождения. Условия жизни первых поселенцев были крайне трудными. Первые жители сооружали балаганы, рыли землянки, позже стали строить дома.

2-ой ведущий: По воспоминаниям старожилов в селе дома были с пристройками. Коридор выполнялся из жердей и хвороста и замазывался глиной (назывался турлук). В доме же был земляной пол, а у тех, кто побогаче пол устанавливали чурбачками и засыпали землей. Все дома строились из местного материала (дуб, береза). Крыли дома соломой, пыреем. Из них составлялись снопы и привязывались на крыше. Сквозь них не попадал дождь, было прохладно летом и тепло зимой.

1-ый ведущий: Так дома выглядели снаружи, а теперь заглянем вовнутрь одного такого дома.

Скоморох: Проходите, гости, к нам. Очень рады будем вам.

Все хорошее покажем. Всяку всячину расскажем.

2-ой ведущий: Внутреннее убранство домов богатством не отличалось. Крестьяне довольствовались небольшой избой с простой обстановкой. Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. Изнутри дома белили. Для побелки белую глину привозили из Белого Яра (ныне Завитинский район), а красной, местной подводили широкий плинтус. На пол стелили солому и спали. Даже когда в домах стали ставить кровати, на них стелили матрац, набитый соломой, а сверху кровати заправляли лоскутными одеялами. Наволочки на подушки шили из полотна и красили натуральными красителями, например, свеклой. Позже наволочки стали вышивать или выбивать. Все это нам рассказала и подарила для музея старожил села Мазнева П.Г.

1-ый ведущий: Мебели в доме почти не было: стол с перекрещенными ножками, длинные скамьи да сундуки. На стол стелили скатерть: полотно сшивали и посередине пропускали кружево.

Бабушка:

Как из белых мхов
Из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели
Да из долгого льна
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную.

Ванечка: Ой, вы точно моя бабушка – так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без специальной волшебной палочки и не спрядешь ничего.

Бабушка: Это ты, наверное, Ванечка, про веретено говоришь?

Ванечка: Точно, точно.

Бабушка: Веретено, Ванечка, главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.

Ванечка: Знаю, знаю. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром приговаривали: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал».

Бабушка: Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать.

2-ой ведущий: И не только без веретена, но и без прялки. В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали орудия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это не удивительно. Прялка сопровождала крестьянскую женщину на протяжении всей жизни – от юности до глубокой старости. Прялку бережно передавали из поколения в поколение. Мастера, делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку. Существует множество разновидностей прялки – ведь не только в каждой области или районе, но порой и в каждой деревне они отличались своими неповторимыми чертами и особенностями. Эту прялку нам в музей подарила Михайленко Н.И.

1-ый ведущий: По воспоминаниям Еврасовой Е.Д., Мазнева Д.П. полотно изготавливали сами из конопли или льна. Коноплю и лен осенью дергали, сушили и на специальном верстачке ломали. Кострица (солома) выпадала, остальное продолжали мять босиком и выминали кострицу до конца; затем оставшееся одевали на гребень, подаренный нам Михайленко В.А. и чесали. Получалась шерсть, наподобие овечьей. Затем пряли пряжу, а из нее ткали полотно.

2-ой ведущий: Изо льна полотно получалось мягкое, а из конопли – грубое. Это полотно расстилали на солнце, сушили, затем мочили и так повторяли несколько раз. Затем полотно помещали в «жлук» - деревянную бочку без дна, которую ставили на деревянную лохань, добавляли древесную золу и заливали кипяченой водой. Так полотно замачивали и отбеливали, после чего скатывали в тюки. Тонкое полотно называлось «рядно», его сшивали, как простыни, а «рядюга» - толстое полотно, им укрывались и застилали кровати.

Чтец:

Подарил мне батюшка
Чудо-веретенышко
Серебряное донышко.
Нитка белая бежит,
Веретенышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка,
Дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко.
Я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу.

Бабушка: Замечательные стихи. Действительно, работали раньше день-деньской и даже вечером, когда на улице уже темно. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Печь, Ванечка, в доме занимала большое место. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. В ней и еду готовили (показывает, как с помощью ухвата ставили чугуны в печь, а «чаплей»-сковороду). Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали, а позже и лампу-семилинейку.

1-ый ведущий: Наибольшую выдумку и фантазию проявили мастера при ковке светцов – первых осветительных приборов. Первые светцы обычно делали из старых подков. Оттягивались, т.е. заострялись концы подков и светец готов. Забивали его в деревянную стену, в скобу вставлялась лучина. Более красивыми были светцы, выкованные ввиде небольших веточек с завитками и закрученным вдоль оси стержнем, которые вбивались в стену или специальную подставку. Часто подставки светцов делались за одно целое с корытцем, в которое наливалась вода для тушения огарков.

2-ой ведущий: Постепенно восковые свечи вытесняют лучину и расщепы заменяются «чашечками с блюдцами», а светцы превращаются в подсвечники, которые устанавливаются на столы или на пол, подвешиваются на стены или потолки.

Позже используется лампа-семилинейка, но только в зажиточных домах. Это керосиновая лампа с дюймовой системой мер.

1 дюйм = 25,4 мм = 2,5 см. 1 дюйм делится на 10 линий. В этой лампе (показывает) было 7 линий, отсюда семилинейка. Одна линия =2,5 мм X 7 =17,5 мм. Это была ширина фитиля. Были и десятилинейки, и даже двадцатипяти- линейки.

Ванечка: Помню я светец, и лампу помню. Да, работы было в то время много. Вот только забыл, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались? Работу ведь нельзя было бросить?

Бабушка: А работу и не бросали. Девушки брали с собой прялки, донца, веретенца и собирались вечером в одной избе. Рассаживались на лавки и принимались за рукоделие. Такие вечера назывались посиделками.

Входят девушки. Исполняют песню «В воскресенье я на ярмарку ходила»

Бабушка: Ну, проходите к огню, усаживайтесь, да за работу принимайтесь. Поди работы-то матери всем надавали с собой немало.

Девушки усаживаются на лавки.

Ванечка: Бабушка, а что же на таких посиделках только девушки бывали? А парни как же?

Бабушка: И парни тоже приходили.

Входят парни:

А мы идем, идем,
Земля колых, колых.
А девки хитрые,
А мы хитрее их.

1-ый парень:

Какие туфельки,
Да земляничные.
Какие девочки,
Все симпатичные.

Девушка:

Аэроплан летел,
Колеса терлися,
А мы не звали вас,
А вы приперлися.

2-ой парень: Ну, раз так, айда на другую беседу. Пойдем в соседнее село, там девки повеселее вас будут.

Девушка: Ой, нет, постойте, пошутили мы!

Каждая девушка подходит с частушкой к парню и усаживает его на стул.

1-ая девушка:

Не стой, милый, на порожке,
Не большая тебе честь.
Иди, сядь ко мне на лавку,
Для тебя местечко есть.

2-ая девушка:

Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку.
Не спесивься, пододвинь
Мою точену прялочку.

3-я девушка:

Дайте, дайте, дайте лен,
Дайте сорок веретен.
Буду прясть-попрядывать
Да на дружка поглядывать.

4-я девушка:

Сяду прясть-попрядывать,
На дружка поглядывать.
Нитки рвутся – не вяжу,
На милого все гляжу.

Все усаживаются на лавку.

Бабушка: Парни тоже работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках иногда парни даже варежки вязали, а девушки вышивали.

1-ый ведущий: В 1956 – 1958 гг. по воспоминаниям тех же старожилов стали продавать нитки для вязания и вышивания. Вышивали много: от уголков для этажерок до настоящих картин. (Знакомит с помещенными в уголке вышитыми изделиями).

2-ой ведущий: Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры как символы жизненной силы, счастья, люди верили, что они принесут в дом благополучие.

1-ый ведущий: Комнаты всегда старались украсить. Сначала на окна вешали шторы, вырезанные из газет. Их вырезали как штаны, а по краям делали зубчики, затем по самим шторам вырезали цветы по принципу изготовления

снежинок. В 50-е годы стали появляться цветные карандаши и шторы стали раскрашивать, а с конца 50-х годов в продаже появились ткани, их покупали и шили шторы.

Ванечка: Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках?

Бабушка: Песни пели, игры играли. Парни, девушкам прясть надо, а вы попели бы пока.

Парни исполняют русскую народную песню «Лапти мои».

Ведущий: А теперь давайте поиграем. Игра называется «Булавочка». О ней нам рассказала Еврасова Е.Д.

Все играющие усаживаются на завалинку. Выбирают водящего.

Приходи, скорей, Балда,
Приноси с собой, Балда,
Сорок новеньких ботинок,
Два раза по восемь кринок,
Две копейки с половиной,
Выходи, Балда, с дубиной.

Все вытягивают руки перед собой, а водящий тихонько, чтобы не узнал никто, у кого заветное колечко, передавал кому-нибудь в ладошки булавку, камешек или просто бумажку. Причем делал он это незаметно, а тот, кому отдали «колечко», не должен был подавать виду, что «колечко» у него. И как только водящий говорил громко «Колечко, колечко, выйди на крылечко!», человек, у которого было колечко, должен был выбежать из круга, а остальным надо было его задержать. Если прозевали, то тот, кто выбежал – водящий, а если задержали, то водящий остается старый.

Бабушка: Но не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали, быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая, да ровная, значит девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Чтец:

Возьмет девушка шерсть да веретенце,
Сядет подле светлого оконца.
Вертится веретено,
Крепкими руками сделано оно.
Не похоже на бочку веретенышко,
Не имеет ни стенок, ни донышка.
Ах, как тонок стан веретенный,
Ведь не тоньше нитки сплетенной.
Льется нитка вокруг веретена
И прочна, и мягка, и гладка она.

2-ой ведущий: Узорное вязание на спицах и крючком – старинный и своеобразный вид художественного ремесла. Греют душу теплом и красотой легкие, ажурные, как снежинки, различной формы салфетки и вазы, равных которым нет по красоте во всей Успеновке. Такую красоту изготовила Мазнева П.Г. (знакомит с вязаными вещами, помещенными в уголке).

1-ый ведущий: Гончарное ремесло также издавна развивалось на Руси. Понятие «керамика» включает все виды изделий, выполняемых из белой и красной глины. Изделия из обожженной глины – очень древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины, миски, чашки. Наши предки пользовались в основном деревянной и глиняной посудой. (Знакомит с представленными в уголке изделиями из глины).

2-ой ведущий показывает, как пользовались рубелем, представляет утюги.

Учитель: Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные, эстетические начала, целесообразность и красота. Сегодня что-то из этих предметов прочно вошло в наш быт как необходимое, что-то вы видите впервые. Но все это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.