Аналитико-исследовательская деятельность учителя как основа коррекции знаний и повышения уровня предметной подготовленности учащегося

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Причины неуспеваемости


Так сложилось в моей педагогической деятельности, что я работаю с детьми, уровень развития которых не позволяет осваивать программы повышенной степени трудности. В последнее время ученые отмечают, что число таких детей неуклонно растет. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов.

Проблема слабоуспевающих учеников – это проблема комплексная, требующая для своего разрешения участия всех вовлеченных в нее сторон: самого ребенка, учителя и родителей. Но из своего личного опыта могу сказать, что родители ведут себя часто формально по отношению к проблемам ребенка. И учитель должен играть роль организатора, фассилитатора процесса изменения. При этом он действует в интересах ребенка. Он консультируется с психологом, мотивирует ребенка, родителей, дает рекомендации и поддерживает их на всем протяжении этого трудного пути. И моя цель: помочь ребенку почувствовать, что я с ним не для того, чтобы в очередной раз вынудить его защищаться от обвинений, а для того, чтобы помочь ему стать более успешным. А чтобы ответить на вопрос «Как помочь?», надо было определиться, какие именно знания помогут мне скорректировать свою педагогическую деятельность.

Прежде всего, я выделила основные составляющие своей деятельности:

  1. Дифференциация причин неуспеха
  2. Изучение личностных особенностей учащихся
  3. Педагогический мониторинг
  4. Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости (к неуспевающим мы будем относить учеников некачественно, поверхностно и с пробелами усваивающих программу), учитель все виды помощи может свести к двум, причем мало эффективным: организации дополнительных занятий и оказанию различных мер давления на ученика и его родителей.

Причины неуспеваемости я разбила на 4 группы:

  • Социальные
  • Педагогические
  • Психологические
  • Личностные

К социальным причинам можно отнести асоциальный характер семьи, формализм родителей в воспитании ребенка, конфликтные отношения в семье.

Педагогические причины: неэффективность педагогических приёмов и методов, используемых учителем, неприязнь учителя, педагогическая запущенность.

Психологические причины можно объединить в 2 группы.

1. Недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова:

  • Общее недоразвитие, неготовность ребенка учиться в школе
  • Несформированность приёмов учебной деятельности
  • Недостатки развития психических процессов

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

  • Работает пассивно, постоянно нуждается в стимулах
  • Не подмечает своих неудач и трудностей
  • Не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу
  • Индифферентно относится к результатам работы

И, наконец, личностные причины:

  • Особенности нервной системы
  • Типологические черты характера
  • Состояние здоровья
  • Ведущий канал восприятия
  • Уровень самооценки и т.д.

Никто не отрицает, что от особенностей каждого ученика и класса в целом зависит технология работы учителя. Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно мы ориентируемся, и моделировать учебный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику. Поэтому я начала изучать особенности моих учеников, выяснять причины неуспеха.

Чтобы знания учителя о каждом ученике не были фрагментарны, нужно следовать следующим принципам:

  • Аналитико-исследовательская деятельность должна иметь конкретную цель и проводиться по определенной схеме
  • Данные исследований фиксируются в описательной форме и носят чисто констатирующий характер, а не объяснительный и оценочный
  • Анализ наблюдаемых проявлений ученика проводится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации
  • Данные используются в коррекционной работе

Из года в год я накапливала знания о каждом из своих учеников. В моем классе 21 учащийся, 50% семей неполные. У трети учащихся какие-либо логопедические нарушения, в основном дислалия и дисграфия. У 3 учеников общее недоразвитие речи. При поступлении в школу 29% показали хороший уровень готовности к школе, 48% - средний и 23% - низкий. Только у 48% был высокий и хороший уровень мотивации.

Результаты изучения особенностей нервной системы (Теппинг-тест), представлены в диаграмме

Рис. 1. Соотношение типов нервной системы в 4 классе

Динамика работоспособности выглядит следующим образом: у 100% учащихся первая треть урока высокая работоспособность, на 2 трети урока только у 10%, и на последней трети урока у 48%. Эти данные помогают мне правильно простроить структуру урока, работу с отдельным учеником, скорректировать низкую работоспособность. Знание типологических особенности нервной системы учащихся, позволяет педагогу использовать по отношению к ним приемы, облегчающие их учебную деятельность, с целью получения наибольшего эффекта обучения и воспитания.

В зависимости от свойств силы-слабости нервной системы учащиеся по-разному ведут себя в различных моментах учебной деятельности, особенно в сложных, напряженных ситуациях (контрольная работа, ответ у доски). Если учитель постоянно замечает, что при напряженной работе на уроке или на занятиях ученик быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленно усваивает материал, то его можно охарактеризовать как представителя слабой нервной системы.

“Слабые” предпочитают выбирать такую работу, где реже возникают неожиданные ситуации, требующие определенной перестройки, они не любят работать в дефиците времени и т.д. Для того чтобы избежать возможных неудач, они стараются, как можно точнее выполнить задания, много раз перепроверяют свою работу.

Учащиеся с сильной нервной системой ведут себя иначе в перечисленных ситуациях. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени, их не пугает ответственная, напряженная работа, даже если ее надо сделать за ограниченный промежуток времени. Правильность их ответов зависит от того, какой темп работы задает учитель; их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания, неспокойная обстановка. Как правило, эти учащиеся менее чувствительны к замечаниям учителя, его оценкам. В сложных, напряженных ситуациях они реже теряются, меньше волнуются, проявляют большую уверенность в себе, в своих знаниях, возможностях.

С другой стороны, учащимся с сильной нервной системой с трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону. Замечено, что если действия идут в строгой последовательности, такие ученики часто допускают пропуски, забывают выполнить то или иное преобразование. Они не склонны к работе, требующей систематизации, не любят проверять уже выполненное задание. Испытывают чувство неудовольствия, раздражения при однообразной монотонной работе.

Изучение и учет уровня сформированности системы качества знаний учащегося, его мотивации учебной деятельности позволяет оптимально выбрать методы педагогического воздействия на личность ребенка, т.е. скорректировать собственную педагогическую деятельность, а именно:

  • Оценить эффективность собственной работы
  • Выявить уровень преподавания и формирования системы качеств ЗУНов
  • Выявить место и время, отводящееся на самостоятельную и творческую деятельность учащегося
  • Изучить продвинутость каждого конкретного ученика и группы в целом в усвоении программного материала, учитывая способности и возможности каждого
  • Оценить эффективность конкретного занятия, его продуктивность
  • Выявить уровень отбора содержания, форм и методов работы учителя
  • Оценить результативность инновационных процессов

Уровень успешности учащихся можно измерить количественными и качественными показателями. Количественно – высчитываю степень обученности по каждому предмету - СОУ, качественно – веду учет и анализ допускаемых ошибок.

По итогам года у меня получилась следующая картина.

Таблица 1

Показатели успеваемости учащихся 4 класса

Предмет

«5»

«4»

«3»

Ср. б.

Кач. усп.

СОУ

Русский язык

3

10

8

3,76

62%

58,5%

Лит. чтение

5

12

4

4,05

81%

67,2%

Математика

2

11

8

3,71

62%

56,8%

Природоведение

3

13

5

3,9

76%

62,5%

История

6

9

6

4

71%

66,35

Трудовое обучение

13

5

-

4,01

100%

77,1%

МИК

5

13

3

4,1

86%

68,6%

Иностранный язык

3

9

9

3,71

57%

57,1%

Красным цветом выделены предметы, по показателям СОУ которых можно сделать вывод, что учащиеся овладели знаниями на уровне переноса знаний в новую ситуацию, а по остальным предметам - только на уровне применения к типовым задачам.

Для качественного учета и анализа я использую карту «Качество чтения» (приложение 1), индивидуальные листы учета овладения ЗУНами по русскому языку и математике для каждого года обучения (приложения 2, приложение 3).

Перечень контролируемых знаний, умений и навыков зависит от года обучения и особенностей класса. С этими листами учета я работаю с родителями на собраниях и индивидуальных консультациях.

Важно при этом помнить, что эти показатели, и качественный и количественный, дают возможность оценить реальные достижения ребенка в разных системах координат:

  • в сравнении с самим собой
  • в сравнении с учебной группой
  • в сравнении с образовательным стандартом.

И если, к сожалению, современная система оценки в школе оценивает успехи ученика только в сравнении с образовательным стандартом, то нам нужно использовать, прежде всего, систему оценок в сравнении с самим собой.

Выработанный мониторинг проведения педагогических наблюдений позволяет учителю видеть проявления своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике.

Большое внимание уделяю развитию познавательных процессов. В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития познавательных процессов на оторванном от школьной программы материале. Поэтому у нас в школе составлена сквозная программа по развитию восприятия (1 кл.), памяти (3 кл.), мышления (4 кл.). За основу взяты программа и методические рекомендации Лайло В.В. Мною составлена программа «Развитие внимания и повышение грамотности» для учащихся 2 класса. Кроме этого я задалась целью разработать методические рекомендации по проведению занятий с подбором диагностического и стимульного материала, упражнений. В качестве учебного материала использовала традиционную школьную программу по русскому языку для начальной школы.

В процессе обучения стараюсь использовать самые разнообразные приемы и способы для привития интереса и повышения мотивации к учению.

Так, например, на уроках русского языка использую различные памятки, виды работы, приемы:

  • Усиление орфограммы
  • Выстраивание сюжетной линии
  • Объединение слов в группы по разным категориям
  • Установка на запоминание
  • Разбивка материала на куски и объединение в группы
  • Ассоциативное запоминание
  • Систематизация материала при его воспроизведении
  • Зрительный, слуховой диктанты
  • Графический диктант
  • «Красный карандаш»
  • Письмо с «дырками»

Обобщенный способ запоминания использую при работе над словарными словами. Все словарные слова на каждом году обучения я разбила на тематические группы, каждой присвоен свой номер, что очень удобно при повторении ранее изученных слов.

Разработанные мною тесты, позволяют не только проверить уровень усвоения какой либо темы, но и дифференцированно подойти к учащемуся, создав ему ситуацию успеха. Например, по частям речи мною составлены тесты 4 уровней трудности.

Кроме этого каждый день недели у меня «тематический». Так в начале каждого урока русского языка в 4 классе в понедельник – фонетическая зарядка, во вторник – работа с орфограммами корня, в среду – над составом слова, в четверг – с предложением, в пятницу – с частями речи.

По такому же принципу расписаны дни недели по математике:

  • понедельник – нумерация, именованные величины
  • вторник – вычислительные навыки
  • среда – логические задания
  • четверг - геометрический материал
  • пятница – работа над задачами

На уроках математики большое внимание уделяю отработке вычислительных навыков и работе с задачей. Анализируя работу учащихся на уроке, сделала вывод, что при фронтальной работе ребята довольно успешно справляются с решением задач, и значительно хуже – самостоятельно. Стараюсь научить их «видеть» условие задачи. Для этого используем различные способы его записи: схема, краткая запись, таблица, чертеж, схематический рисунок. В 1-2 классах работали в тетради на печатной основе Н.Б.Истоминой, в которой подобран подготовительный материал для введения задач разных типов. Тесно с математикой связан такой предмет как математика и конструирование. Хорошим подспорьем являются тетради на печатной основе С.И.Волковой. На этих уроках мы работаем над развитием логического, пространственного мышления, над развитием умения работать с чертежными инструментами, умения работать по технологической карте.

Перед каждой контрольной работой с учащимися я проделываю задания, подобные тем, которые будут предложены при проверке знаний. А при самостоятельной работе разрешаю пользоваться этими записями. Это повышает чувство уверенности в себе, создает ситуацию успеха,

С этой же целью мы с ребятами делаем различные памятки, схемы, которые являются путеводителями при проведении самых разнообразных видов работы.

Большое внимание уделяю внеклассной работе по предметам, проводя различные мероприятия, в которых участвуют родители учащихся, что позволяет повысить познавательный интерес к учению.

В заключение хочу сказать, мониторинговые исследования, проводимые мною, позволяют корректировать образовательную траекторию учащихся и собственную педагогическую деятельность. Используя средства диагностики и индивидуальной коррекции, добиваюсь результатов близких к максимально соответствующим возможностям учащихся. Мои ученики успешно справились с тестированием во время прохождения образовательным учреждением государственной аттестации и показали результаты по русскому языку – 91%, по математике – 96%. Добиваюсь стабильных результатов качественной успеваемости на выпуске из начальной школы не менее 50%. Мои выпускники подтверждают свои знания, обучаясь в среднем звене.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М., 2003.
  2. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении // Завуч, 2004, № 6, 7, 8.
  3. Кузнецова Л. Оценка знаний учащихся и новая технология образования // Лучшие страницы педагогической прессы, 2002, №1.
  4. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования // Начальная школа, 1999, №1.
  5. Педагогический мониторинг в начальной школе // Начальная школа, 2000, №28.
  6. Семаго Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми // Школьный психолог, 2003, № 40.
  7. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие. – М., 2004.