Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.

Для учащихся 5-го класса можно использовать задания следующей направленности:

Анализ зрительного образа.

1. Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названные признака:

  • яркий – жёлтый (свет, лампа, солнце…)
  • пушистый – зелёный (ёлка, шарф, трава…)
  • прозрачный – голубой (небо, глаза, вода…)
  • сильный – добрый (человек, руки, собака…)

В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном значении: сладкий – лёгкий (жизнь, запах, победа)

2. Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

  • гладкий – чёрный – тихий (вода, собака…)
  • белый – мягкий – съедобный (хлеб, мороженое..)
  • тёмный – тяжёлый – шумный (поток воды, небо…)
  • светлый – лёгкий – блестящий (волосы, ткань…)

3. Разгадай загадку:

  • Не машина, а железный, со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь)
  • Маленькое, сдобное
    Колесо съедобное,
    Я одна тебя не съем,
    Разделю ребятам всем. (Бублик)

Умение находить общие и различающиеся признаки предметов.

Даны предметы: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина. Найди между ними как можно больше отличий.

Например:

    Шкаф

    Телевизор

    большой

    обычно небольшой

    используется для хранения вещей

    не используется для хранения вещей

    не нуждается в электричестве

    нуждается в электричестве

Найди общие признаки вышеперечисленных предметов.

Например:

    Шкаф – Телевизор

    Предметы домашнего обихода

    Подставка для других вещей

    Предметы любования

    Объекты искусственного происхождения

Умение составлять сюжетный рассказ.

1. Представь, что ты превратился в домашнее животное: собаку, попугайчика, хомячка или кошку. Попробуй представить, как протекает твоя жизнь:

  • Что ты ешь?
  • Чем занимаешься днём?
  • Кто твой хозяин и как он к тебе относится?
  • Где ты спишь?
  • Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?

Составь от имени выбранного животного рассказ на тему “День и ночь моей жизни”.

2. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:

  • Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
  • Как я попал в дом?
  • Что я могу делать или что со мной можно делать?
  • Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
  • Какие интересные истории со мной происходили?
  • С какими предметами я дружу?
  • Кого я не очень люблю?

Умение находить причину событий, устанавливать причинные связи между событиями.

1. Придумай рассказ, объясняющий причину возникновения следующей ситуации:

  • Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
  • Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
  • Окна всех школьных кабинетов распахнуты настежь.

При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.
Например: ситуация, когда речка могла выйти из берегов и затопить окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что космический корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду.

2. Придумай рассказ, связав между собой следующие события:

  • Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
  • Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Например:

Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Умение объяснять образное сравнение.

1. Объясни, что это означает:

  • Мальчик, как медведь
  • Учитель, как грозовая туча
  • Человек, как стена
  • Деревья, как богатыри
  • Воздух, как стеклянный.

2. Придумай, с чем можно сравнить:

  • Причёску
  • Одуванчик
  • Снежинку
  • Озеро
  • Ветер

Необходимо помнить, что образное сравнение можно составить по любому признаку предмета или явления.
Например: причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась, как картонный домик, как песочный куличик; держалась, как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как морёный дуб.
Красота: как произведение искусства.

Желательно придумать как можно больше сравнений.

Умение подбирать слова, противоположные по значению.

1. Подбери слова, противоположные по значению:

  • Свежий хлеб – …
    свежий ветер – …
    свежая рубашка – …
  • Чёрная ткань – …
    чёрная работа – …
    чёрные мысли – …

2. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

  • На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
  • У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
  • Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

Умение согласовывать слова в предложении.

1. Поэт написал стихотворение про девочку Милу, но, когда он ушёл, все слова в столбиках перепутались. Помоги каждому слову найти своё место.

Мила
Не
Мама
Ей
Милу
мыла
без мыла
жалела
было
не
мыла
мама
мыла
мылом
мило
люила

(Мама Милу мыла мылом.
Не жалела мама мыла.
Мила мыла не любила.
Ей без мыла было мило.)

2. Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв. (Предложение состоит из четырёх слов.)

  • Б… у… ж… б…
  • С… о… н… с…
  • К… е… л… к…

Для того, чтобы определить, какие упражнения необходимы учащимся именно вашего класса, желательно провести диагностику речевых творческих способностей детей. В этом Вам могут помочь школьные психологи, а также следующая литература:

  1. Т.В.Галкина, Л.Г.Алексеева Методика диагностики речемыслительной креативности.// Методы психологической диагностики, вып. 1 – М., 1993.
  2. Дж.Родари  Грамматика фантазии. – М., 1978.
  3. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – С-Пб., 1994.
  4. А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.