Урок музыки в 5-м классе по теме: "Музыка и изобразительное искусство"

Разделы: Музыка


Цель урока: дать представление о многообразии и богатстве музыки и зобразительного искусства, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.

Задачи:

  • Образовательная

    Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ; введение понятий динамика и контраст в музыке и изобразительном искусстве.

  • Развивающая

    Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве.

  • Воспитательная

    Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Музыкальный материал:

  1. “Сказочная страна” (по сказкам А. С. Пушкина), сл. В. Майоровой, муз. Н. Михуткиной. – исполнение.
  2. “Белая дорожка”, сл. А.Пришельца, муз, В. Ренёва – разучивание.
  3. “Вальс. Полночь” - фрагмент из балета “Золушка”, С. С. Прокофьев – слушание.
  4. “В пещере горного короля” Э. Григ – слушание.
  5. “Три чуда” - фрагмент (царевна- Лебедь) из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А. Римский-Корсаков.

Иллюстративный материал:

  1. “Иван-царевич на Сером Волке” - Виктор Васнецов.
  2. “Алёнушка” - В.Васнецов.
  3. “Три богатыря” - В.Васнецов.
  4. “Утро в сосновом лесу” - Иван Шишкин.
  5. “Царевна-Лебедь” - Михаил Врубель.
  6. “Весна. Большая вода” - Исаак Левитан.
  7. “Жизнь и смерть” Эдуард Дробицкий.

ТСО: Магнитофон, аудиозаписи, СD-диски.

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Ход урока

Организационная часть урока.

1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.

2. Сообщение темы урока.

3. Эпиграф выписан на доске.

“Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому нас учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее и добрее”. (Д. Б. Кабалевский.)

“Искусство общечеловечно. Его высшее назначение – проникновение в душу человечества”. (Ф. Шаляпин.)

Основная часть урока.

1. Вводная беседа о различиях и сходствах двух видов искусств.

2. Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок, сделанный художником к знакомому им произведению и назвать это произведение.

- “Золушка” Шарль Перо.

3. Детям предлагается прослушать фрагмент из балета “Золушка” и назвать его.

- “Вальс. Полночь”, С.С.Прокофьев.

4. Учитель проигрывает мелодию из выученной ранее песни “Сказочная страна”, дети по звучанию должны узнать и назвать данное произведение. (Приложение 1)

“Сказочная страна”

(по сказкам Пушкина)

Слова В. Майоровой. Музыка Н. Михуткиной

  1. За далёкими морями, за лесами и горами,

Есть Пушкина страна, волшебства она полна.

Рам по морю величаво лебедь белая плывёт,

А по берегу морскому дядька Черномор идёт.

Припев:

Сказочная страна, сказочная страна

Ласки, надежд полна, радостная страна.

Сказочная страна, сказочная страна

С детства страну мы эту любим эту

С нами всегда она.

2. Днём и ночью кот учёный ходит по цепи кругом,

И удалый царь Гвидон с детства каждому знаком.

Царь Додон в стране далёкой правит лёжа на боку,

Золотая рыбка в сети попадает старику.

Припев:

Вокально-хоровая работа:

- Работа над певческой постановкой корпуса, мелодическим рисунком отдельных музыкальных фраз.

-Повторение текста всей песни.

-Концертное хоровое исполнение песни.

5. Детям предлагается назвать героев, которых помогла увидеть эта песня, (работа по содержанию песни).

-С какими из этих героев мы уже встречались в музыке?

- “Три чуда” из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.

Учитель демонстрирует картину художника Михаила Врубеля “Царевна-Лебедь”, “Три богатыря” Виктора Васнецова.

Краткая беседа об этих образах в музыке и изобразительном искусстве.

А.С.Пушкин описал дивную красоту Царевны-Лебедь:

“Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит”.

Учитель демонстрирует картины сказочных героев, которые детям известны - В.Васнецов “Иван-царевич на сером волке”, “Алёнушка” - учащиеся называют их.

6. - Мы уже сказали, что эти два вида искусства различны, но также между ними есть и много общего. Сейчас мы рассмотрим два понятия - контраст и динамика и свойственны ли они музыке и изобразительному искусству.

Используется таблица (Приложение 2, Приложение 3)

Учитель приводит примеры в музыке и изобразительном искусстве.

Пример контраста и динамики в музыке - произведение Э.Грига “В пещере горного короля”, (от тихого к громкому; светлого к тёмному) – слушание произведения.

Пример в изобразобразительном искусстве – произведение Эдуарда Дробицкого “Жизнь и смерть”. (Рисунок 1) - (светлый образ и тёмный)

7. Музыкально-игровая пауза. Учитель читает фрагмент из вступления к поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.

“Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей”

Под музыку, дети должны за минуту нарисовать следы этих зверей. Звучит музыка по выбору учителя.

8. Краткая беседа об образах природы в музыке и изобразительном искусстве. Учитель демонстрирует картины: Иван Шишкин “Утро в сосновом лесу”, Исаак Левитан “Весна. Большая вода”.

9. Знакомство с новой песней “Белая дорожка”, слова А. Пришельца, музыка В Ренева.

1 куплет:

Мороз трещит и колется, над крышами дымок,

А в поле за околицей, простор широк!

Припев:

За речку, за рощу веди, веди сама,

Ах, белая дорожка, русская зима!

2 куплет:

Летит, метёт метелица, а на пути лесок.

В лесу за каждым деревцем снежок прилёг.

3 куплет:

Сюда не раз ходили мы в осенние деньки,

Средь поля посадили мы свои дубки.

4 куплет:

Ложись, снежок, укутывай всю землю, укрывай,

Храни от ветра лютого наш урожай!

Вокально-хоровая работа:

- Показ-исполнение песни учителем, (слушая, дети образно рисуют картину).

- Работа по тексту.

- Разучивание песни по музыкальным фразам.

Обобщение и итог урока.

1. Дети делятся на три группы – художники, писатели, композиторы. На доске плакат с фамилиями известных людей в разном порядке, учащиеся выписывают фамилии, относящиеся к их группе.

2. Вывод совместно с учителем и детьми.

- Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, даже определённые картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку. Эти два искусства различны, но их темы могут быть одинаковы.

3. Анализ работы учащихся.

4. Д/З – нарисовать к любому музыкальному произведению рисунок.