Политическая жизнь современного общества: женщины во власти

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию актуальности и значимости выдвинутой проблемы.

2. Раскрыть перед учащимися сложность реализации в условиях современной политической жизни в Российской Федерации подлинного равноправия мужчин и женщин.

3. Способствовать развитию мышления, формировать у учащихся умения и навыки исследования (видеть и формулировать проблему, планировать её исследование, анализировать и делать выводы.

4. Воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.

5. Разрушать стереотипы по отношению к роли, личности и значению женщин в семье, обществе и политике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Используемые технологии:

  1. Исследовательская деятельность учащихся.
  2. Дебаты – формализованная дискуссия по выдвинутым положениям.

Основные понятия урока: политика, политический статус личности, политический лидер, политические права, гендер, гендерное неравенство, гендерная ассиметрия, гендерные стереотипы, политика гендерного равенства.

Основные источники и средства обучения.

Учебники.

Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10 -11 кл. М., 2000.

Кравченко А.И. Обществознание. 10 – 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. М., 2000.

Человек и общество. Обществознание. 11 кл.: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. М., 2001.

Литература по проблеме.

1. Абубакирова Н.И. Что такое гендер?// Общественные науки и современность.1996. № 6.

2. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность. Журнал “Школьные технологии”, №5 – 2005.

3. Светенко Т.В., Калинкина Е.Г., Петренко О.Л. Дебаты. Учебно – методический комплект, М., Бонфи, 2001.

4. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. П.И и О № 10, 2004.

5. Шпак Н.Э. Управление городом Минусинском до 19917 г. Сборник статей, Новосибирск, 2004.

6. Чащина Л.П. Минусинская городская дума. Сборник статей. Мартьяновские чтения, Минусинск, 2001.

Документы по проблеме.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон “О политических партиях”.
  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1980.
  4. Постановление Правительства РФ “Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.”
  5. Документы Минусинской городской думы: списки депутатов;
    1. депутатские комиссии Минусинской городской думы;
    2. структура местного самоуправления г. Минусинска.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1. Актуальность темы. Традиционно считается, что политика является той сферой общественной деятельности, где доминирует мужчина. В российском обществе сохраняются гендерные стереотипы относительно роли женщины в обществе: предназначение женщины быть только матерью и хозяйкой.

У нас мало женщин – политиков, женщин – лидеров, женщин – руководителей. Например, среди государственных служащих женщины составляют 56 %, руководителей из них – только 9 %, А высшие руководящие должности в России занимают лишь 1,3 % женщин. В стране есть только одна женщина – губернатор – В.И. Матвиенко.

Чем вызвана такая ситуация? Может ли женщина быть успешной в политической сфере? И может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной – руководителем? Нужны ли вообще женщины во власти? В последние годы эти и другие вопросы приобретают особое значение.

2. Работа в группах.

1 группа. Изучение документов о равноправии женщин в современном обществе.

Группа изучила документы по заявленной проблеме.

Конституция РФ говорит: “Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

В Федеральном законе “О политических партиях” записано: “Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные должности в органах власти и органах местного самоуправления”. (Ст.8, п.4).

“Членство в политической партии не может быть ограниченно по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации конституционными законами и федеральными законами”. (Ст. 23, п.10).

Постановление Правительства РФ от 29 августа 1996 года № 1032 “Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”.

Вывод: содержание представленных документов доказывает полное равенство мужчин и женщин в РФ.

2 группа. Гендер и гендерный аспект темы. Работа над основными понятиями темы по домашнему заданию.

В результате изучения специальной литературы эта группа разработала словарь темы: гендер – социальный пол;

  • гендерное неравенство – дискриминация по признаку пола;
  • гендерная асимметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин;
  • гендерное равенство – равное социальное положение мужчин и женщин, независимость, ответственность обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни;
  • гендерные стереотипы – исторически сложившиеся представления о поведении мужчин и женщин;
  • политика гендерного равенства – создание условий для самореализации личности во всех сферах с учетом их различий.

Вывод: знакомство со специальной терминологией по теме “Женщины во власти” позволяет расширить круг рассматриваемых понятий, закрепить и применять их.

3 группа. Сбор и анализ статистического материала, отражающего реальную занятость российских женщин в политике федерального, регионального, муниципального, школьного уровня.

На Федеральном уровне государственных служащих женщин – 56%, руководителей из них – только 9 %, А высшие руководящие должности в России занимают лишь 1,3 % женщин. На региональном уровне: в Законодательном собрании Красноярского края 35 депутатов, работающих на освобождённой основе. Из них -3 женщины, что составляет

11 %. На муниципальном уровне г. Минусинска: заместителей главы города – 5, из них – 3 женщины, что составляет 60 %. В городе 5 начальников управлений, из них женщин -4, что составляет 80%. В городской думе I созыва – 23 % женщин, II созыва – 12%,

III созыва – 32 %. На школьном уровне (школа № 4): администрация - 100% женщины, совет школы -90%, совет старшеклассников – 78 % девушек.

Выводы. Проанализировав эти данные, можно сделать выводы, что в нашей стране женщин-руководителей гораздо меньше, чем мужчин. Хотя на городском уровне отмечаем рост количества женщин во власти. А в нашей школе - вся власть в руках представительниц женского пола

4, 5 группы. Отношение к проблеме равноправия мужчин и женщин. Руководители исследовательских групп информируют о результатах проведенных исследований: анкетирования, интервью.

Эти группы разработали анкету для учащихся 10 – 11 классов нашей школы.

В анкетировании приняли участие 107 человек, из них 38 мальчиков и 69 девочек в возрасте от 15 до 17 лет.

Анкета

1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:

а) много;
б) мало;
в) не знаю.

О количестве женщин-политиков в нашей стране сложилось такое мнение:

ответы всего мальчики девочки
много

мало

не знаю

5,6 %

82 %

12 %

5,6 %

26 %

9%

0 %

44 %

3 %

Вывод. Полное единодушие: на российской политической арене женщин-политиков мало.

2. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Назовите их.

Наиболее известные имена женщин-политиков: И.Хакамада, В. Новодворская, Г. Старовойтова (помнит 1 человек), В. Матвиенко.

Таким образом, политиков-женщин учащиеся знают мало, в основном тех, кого часто видят на телеэкране.

Среди руководителей-женщин г. Минусинска называют Г. Братилову, Л.Ермолаеву, Л. Полежаеву.

3. Реально ли, на ваш взгляд, избрание на пост Президента РФ женщины?

а) да;
б) нет;
в) не думал(а) об этом.

Реальным избранием на пост Президента Российской Федерации женщины считают:

ответы всего мальчики девочки
да

нет

не думал (а)

45 %

42 %

12 %

9 %

23 %

5 %

36 %

19 %

7 %

Ответы показали, что большинство опрошенных рассматривает ситуацию, когда президентом нашей страны станет женщина, как нереальную. Это характерно для общества, где преобладает традиционное сознание.

4. Каковы, на ваш взгляд, характерные черты политиков-мужчин и политиков-женщин? Перечислите их.

Характерными чертами политиков-мужчин опрошенные считают:

решительность, любовь к политике как к занятию, ум, предприимчивость, жесткость, нетерпимость, способность заниматься политикой от природы.

Так ответили 66,7 % мальчиков и 11 % девочек.

Характерными чертами политиков-женщин анкетируемые называют: долготерпение, целеустремленность, гибкость, развита интуиция, выдержанность, ответственность. Так думают 22 % мальчиков и 62 % девочек. Не думали над этим вопросом 37 % мальчиков и 22 % девочек.

Эти данные показывают, что почти все мальчики считают, что способность к управлению у мужчин “в крови”, они умнее, что “так заведено с давних времен”, а место женщины заниматься семьей.

5. Кого вы выберете, если выбирать из двух кандидатов – мужчину или женщину?

ответы всего мальчики девочки
мужчину

женщину

все равно

43 %

33 %

27 %

19 %

8 %

7 %

24 %

22 %

20 %

Показательно, что сами девочки предпочитают кандидатов – мужчин.

а) мужчину;
б) женщину;
в) все равно.

6. Кто, по вашему мнению, более способен на управленческую деятельность?

а) мужчина;
б) женщина;
в) это не зависит от пола.

Способность к управленческой деятельности опрошенные оценивают следующим образом:

ответы всего мальчики девочки
мужчины

женщины

не зависит от пола

35 %

24 %

49 %

21 %

3 %

5 %

14 %

20 %

34 %

Анализ полученных данных показал, что мальчики традиционно рассматривают политику, управление как “неженское дело”. Конструктивно настроены девочки, они оценивают участие женщин в управлении достаточно высоко. Обнадеживается процент отметивших, что “способности от пола не зависят” - 49 %.

7. Как вы считаете, почему в нашем государстве образование, здравоохранение и культура относятся к женским (феминизированным) областям?

Образование, здравоохранение и культура в нашем государстве относятся к женским областям, потому что:

а) это малооплачиваемые сферы 52 %
б) эти области требуют особых качеств (терпение, доброта) - 30 %
в) это физически легкая работа - 19 %
г) не знаю - 1 %.

8. Встречались ли вы с дискриминацией по признаку пола? Где и как?

50 % опрошенных сталкивались с нарушением прав по признаку пола, но примеры назвать отказались.

9. Сталкивались ли вы с гендерной дискриминацией на уроках?

а) да;
б) нет
в) иногда.

С гендерной дискриминацией на уроке:

- сталкивались - 24 %
- нет - 44 %
- иногда - 31 %

10. Влияют ли гендерные стереотипы на выбор профессии, жизненного пути?

а) влияют; б) не влияют; в) затрудняюсь ответить.

На этот вопрос получены следующие ответы:

а) влияют - 63 %
б) не влияют - 27 %
в) затрудняюсь ответить - 32 %

11. Готова ли наша молодежь жить в обществе, основанном на концепции гендерного равенства?

“да” ответили - 34 %
“нет” - 49 %
необходимо гендерное просвещение - 17 %

Еще одним видом работы было интервью с заместителем городской думы Зенченко М.С. и депутатом городской думы Вдовиченко Г.И. Их мнение по исследуемой проблеме.

М.С. Зенченко приветствует женщин-политиков, так как главное в руководителе, по его мнению – профессионализм.

Михаил Степанович считает, что гендерное просвещение не обязательно, но должна существовать система подготовки руководящих кадров, управленицев, которая охватывала бы и мужчин, и женщин.

Галина Ивановна Вдовиченко высказывала такую точку зрения. Все новое, прогрессивное придумывают мужчины, но только женщина может с присущим ей терпением, целеустремленностью, мудростью претворять в жизнь изобретения мужчин. Политика очень нуждается в женщинах.

ВЫВОДЫ:

1.В условиях современной политической жизни в РФ реального равноправия мужчин и женщин не существует.

2. Примеры политической жизни в нашей стране, в нашем городе говорят о том, что женщины могут быть успешными руководителями, проводить эффективную политику.

3. Ситуация, когда женщин во власти мало, объясняется тем, что в нашем обществе преобладает традиционное сознание или гендерные стереотипы. Современные юноши 15 – 17 лет в большинстве своём уверены, что “политика – не женское дело”. Немало девочек руководителями видят представителей мужского пола.

4. Проведённое исследование показало необходимость гендерного просвещения и развития гендерного образования, т.к. общество, в котором предстоит жить современной молодёжи, - это общество основано на принципах равноправия, уважения и приоритета личности.

1. Проведение дебатов по выдвинутым положениям: “Политика - не женское дело”, “Женщина президент в нашей стране – это утопия?”, “Вы хотели бы, чтобы ваша мама выбрала путь политика?”

Учащиеся делятся на две команды: сторонники женщин – политиков и противники женщин – политиков. Каждая команда приводит свои контраргументы по дискуссионным вопросам.

2. Прослушивание записи интервью с председателем Минусинской городской думы Ермолаевой Л.Н.

3. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Вопросы учащимся.

- Какие трудности вы испытывали в ходе проведения исследования?

- Какие этапы работы вызвали у вас чувство удовлетворения, особенно запомнились?

Учащимся предлагается выбрать ключевые слова темы, используя одно из них составить синквей. Методика синквея предложена Институтом “Открытое общество” и позволяет, действуя по определённому алгоритму сформировать чёткое представление о той или иной позиции.

1. Политика 1. Политика.
2. Жёсткая, мужская. 2. Созидательная, разумная.
3.Выбирает, выбивает, ломает. 3. Мирит, уравновешивает, договаривается.
4.Мужикам в политику дорога! 4.Женщины России, избирайтесь.
5. Борьба! 5. Согласие!