Авторская разработка урока по географии в 8-м классе по теме: "Русская равнина"

Разделы: География


Цели урока.

  • Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей).
  • Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Оборудование: физико-географическая карта России, тектоническая карта России, климатическая карта России, физико-географическая карта Русской равнины; репродукции картин русской природы, фотографии города Городца, городецкой и хохломской росписи, городецкой вышивки и пряничных досок; доклады учащихся; набор посуды с хохломской росписью, набор матрешек.

Примечание: учащимся были даны опережающие задания по рубрикам “Поэты, писатели, художники” и “Население и кустарные промыслы”.

Ход урока

Учитель. Ребята, мы сегодня начинаем изучать новую тему “Крупные природные районы России”. Иначе, их в научной литературе называют физико-географическими странами. Откройте, пожалуйста, первый форзац учебника и найдите карту - схему России, на которой изображены все крупные природные районы. Перечислите их.

Ученик. Русская (Восточно-Европейская) равнина, Урал, Кавказ, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири и Дальний Восток.

Учитель. Каждая физико-географическая страна уникальна и неповторима. Нам еще предстоит совершить путешествия по всем этим странам. На этом уроке мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по Русской равнине. Нас ожидает знакомство с историей формирования, тектоническим строением и рельефом изучаемой территории, ее климатом и водами, природными зонами, а также с населением и старинными кустарными промыслами.

Но этот урок будет необычным! Ведь наука география связана теснейшим образом и с литературой, и с живописью. Природу описывали не только ученые, но и поэты, писатели, художники. И мне бы хотелось создать не только научный, но и художественный образ природы Русской равнины.

План нашего урока изображен в виде следующей схемы, которую мы поэтапно должны заполнить.

Русская равнина
Тектоника и рельеф

 

Климат Воды Население,кустарные промыслы Поэты, писатели, художники Разнообразие природы
 

 

         

 Учащиеся перерисовывают данную схему в тетрадь, после чего всем классом начинают наполнять ее содержанием.

По темам рубрик “Поэты, писатели, художники” и “Население, кустарные промыслы” ученики подготовили опережающие задания – небольшие доклады.

Ожидаемые ответы учащихся

ТЕКТОНИКА И РЕЛЬЕФ

Учитель. Посмотрите на тектоническую карту России. Что представляет из себя Русская равнина в тектоническом отношении? (в основании Русской равнины лежит древняя Русская платформа).

Везде ли кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом? (нет, имеется Балтийский щит на северо-западе и Воронежский массив на юго-западе).

Чем обусловлен равнинный характер рельефа? (тем, что равнина находится на платформе).

Посмотрите на физическую карту. Что можно сказать о рельефе Русской равнины? (равнина представляет собой совокупность возвышенностей и низменностей).

Перечислите возвышенности. (Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж).

Как вы думаете, чем обусловлено наличие возвышенностей и низменностей в пределах равнины? (неровностями фундамента).

А теперь нанесите на контурную карту Русской равнины Валдайскую, Среднерусскую и Приволжскую возвышенности.

В результате дальнейшей беседы рубрика “Тектоника и рельеф” заполняется следующим содержанием:

  1. Крупнейшая равнина мира.
  2. Древняя равнина.
  3. Разнообразие рельефа (возвышенности и низменности).
  4. Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, - 28 м.
  5. На севере альпийские черты ландшафта при отсутствии гор – скалы, каменные развалы (связано с деятельностью ледника).
  6. Имеются каньоны и водопады! (в Саблино).
  7. На юге имеют место землетрясения!

КЛИМАТ

  1. В целом, самый благоприятный климат в России (мягкая зима и теплое лето).
  2. Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос).
  3. Климат очень разнообразный.

ВОДЫ

  1. Много внутренних вод.
  2. Волга – самая длинная река Европы.
  3. Ладожское и онежское озера – Великие Европейские озера.
  4. Большинство рек текут с севера на юг.
  5. По рекам проходил путь из варяг в греки.

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ

Разнообразие ландшафтов – от тундры на севере до пустыни на юге.

ПОЭТЫ, ПИСАТЕЛИ, ХУДОЖНИКИ

Эти художественные описания природы Русской равнины подготовили учащиеся, которым было дано опережающее задание.

Иван Саввич Никитин (1824-1861)

Русь

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
Посмотрю на юг –
Нивы зрелые
Что камыш густой
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
Поднимает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю…

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) (о тайге)

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей…

Максим Горький (1869–1936) (о тайге)

Уходим все дальше в лес, синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, немолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поет странная птица – щур. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает ее пушистый хвост; видишь невероятно много, хочется видеть все больше, идти все дальше…

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) (о тайге)

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога…

Иван Алексеевич Бунин (о лесном озере)

На озере, среди лесов зеленых,
Кувшинки белые, как звезды, расцветали.
В Петровке, в жаркий день,
Когда в бору сосновом
Так сухо и светло от солнца и песков,
Я прихожу на луг, под тень ольхи сребристой,
Где пахнет мятою и теплою водой,
Где рдеют радужно-стеклянные стрекозы,
И блещет озеро среди стволов берез…

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) (о смешанном лесе)

Летом в лесу

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще раздается треск. Уж не медведь ли это?

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) (о смешанном лесе)

…Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями, дорожке... Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо…

Иван Захарович Суриков (1841-1880)

Степь

Едешь, едешь, - степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь, - как шальные
Кони мчатся степью;
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы, -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.
Едешь, едешь,- степь да небо,
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Степь

Между тем перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность… едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Степь весною

Раннее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки…

После этого учитель знакомит ребят с картинами родной природы (И.И.Шишкин, И.И.Левитан и др.)

НАСЕЛЕНИЕ, КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

  1. На Русской равнине проживает 80% населения страны.
  2. Почти все мегаполисы России.
  3. Две столицы – Москва и Санкт-Петербург.
  4. Главная арена, где происходили события русской истории, где складывалась государственность и формировалась русская нация.

5.Хохломская роспись и другие народные промыслы.

Учитель. Как вы думаете, почему именно в Центральной России возникли кустарные промыслы? (край богат лесами…)

Учащиеся читают доклады, а учитель показывает фотографии, посуду с хохломской росписью… и дополняет их выступления.

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Золотая хохлома, хохломская роспись – старинный русский народный промысел. Его родина – нижегородское Заволжье, богатый лесами край. Расцвет этого промысла приходится на XVIII век, а ставшее торговым село Хохлома дало ему название.

В старину среди деревянной утвари, наполнявшей дом, особой любовью пользовались хохломские изделия. Это и до сих пор так. Хохломской промысел – роспись деревянной посуды и мебели – один из самых знаменитых в России.

Мотивы хохломской росписи – мотивы родной природы: сочные красные ягоды малины и земляники, гроздья рябины в сочетании с яркой зеленью листьев и густой желтизной “каленого” золота.

ДЕРЕВЯННАЯ ЛЕПОТА

Русь богата лесами. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и легко доступного.

В старину самым большим богатством крестьянской семьи на Руси был добротный, красиво украшенный резьбой дом. Для постройки дома использовали сосну. Пожалуй, нигде в России крестьянские избы не украшались так богато резьбой, как в нижегородском Заволжье. Каждый такой дом отличался индивидуальностью и является произведением искусства.

ГОРОДЕЦ – ГОРОД МАСТЕРОВ

Городец – древний русский город в нижегородском Заволжье. Городу уже более восьми веков. Городец – родина самых разнообразных кустарных промыслов.

Этот город можно назвать музеем деревянного зодчества под открытым небом. Почти все дома этого старинного города деревянные и одноэтажные, украшены великолепной резьбой.

Можно без устали бродить по его старым улочкам, рассматривая “деревянные кружева” маленьких домиков позапрошлого века и вспоминая историю, уклад жизни и быт минувшего времени.

ГОРОДЕЦКАЯ ВЫШИВКА

На Руси всегда вышивкой украшались одежда, предметы быта и убранства жилища. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику шитья.

Особое место занимает гипюрная вышивка, которая привлекает разнообразием снежно-белых узоров и золотое шитье, выделяющееся торжественностью и пышностью.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городецкая роспись по дереву сегодня не менее известна, чем хохломская.

Основные мотивы Городецкой росписи – сцены из мещанского быта – интерьеры богатых купеческих домов, дамы в нарядных платьях, кавалеры в модных сюртуках.

Преобладающие цвета Городецкой живописи – красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный.

Городецкая роспись наполнена радостью и праздником.

ПРЯНИЧНЫЕ ДОСКИ

Издавна славился Городец пряничным производством. Пряников в Городце выпекали до 30 сортов. Они отличались и по размерам - от самых мелких до аршинных, и по вкусу – медовые, мятные, с добавлением различных пряностей.

В огромных количествах поступали пряники на Нижегородскую ярмарку, откуда они расходились по всей России.

Изображения, которые резались на пряничных досках, были необычайно разнообразны. Это и фантастические птицы, и прекрасные сказочные дворцы, и всадники с саблями, и лошади, гуси, петухи, рыбы, а позднее пароходы и паровозы с вагончиками.

Учитель. Итак, на этом уроке мы познакомились с Русской равниной. Это крупнейшая физико-географическая страна на территории России. Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.