Развитие творчества и самостоятельности ребенка через проектную деятельность

Разделы: Математика


Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево- ориентированной, безличностной педагогике. Проектная деятельность позволяет решить ряд проблем, стоящих перед современным учителем. Конечно же существуют основные положения данной методики, которые сложились в результате работы различных педагогических коллективов как российских школ, так и зарубежных, но, изучая данную методику, каждый педагог “преломляет” через себя накопленный уже опыт и вносит свой в эту деятельность. Метод проектов является благодатной почвой для развития творчества учащихся и, что немаловажно, их интереса к нашему, иногда “скучному” предмету. В общеобразовательных школах, где учащиеся занимаются всеми предметами в равной степени, на математику отводится не так много времени и чтобы усвоить все те знания, которые нам предлагает программа, учителю приходится использовать различные приемы и методы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету - это привлекает учеников, но очень часто учащиеся слабо владеют навыками анализа, не способны из большого количества информации выделить именно ту, которая отвечает выбранной им теме. Большое затруднение у учащихся 6-8-х классов, а также у старшеклассников вызывает формулировка цели их деятельности, постановка проблемы. Проектная деятельность учит детей работе с большим количеством информации, анализу изученной информации, её систематизации, постановке проблемы и целей своей деятельности. Позволяет выполнять работу в соответствии со своими возрастными и психологическими особенностями. Дает возможность подросткам научиться работе в группах, воспитывает ответственность перед своими коллегами по работе. Данная деятельность позволяет учителю работать с каждым ребенком или группой детей индивидуально, в том режиме, который ему задают дети. Важным аспектом данной деятельности является отчет каждой группы или каждого ребенка о проделанной работе. Т.е. работа оценивается не заочно, а в “интерактивном режиме”.

Я проектной деятельностью заинтересовалась в 2006г, но еще летом 2005 года являлась слушателем курсов по Программе Intel “Обучение для будущего”. Данную методику начала использовать на базе 6 класса. Учащиеся этого класса на достаточном уровне владели информационными технологиями и были готовы для работы по данной методике. Основой нашей деятельности мы выбрали использование информационных технологий на уроках математики, а в дальнейшем “переложили” проектную деятельность и на наши воспитательные мероприятия, где подключили к компьютерным технологиям ещё и театральное мастерство. Но все же использование проектной деятельности на уроках математики для нас остается приоритетом. Подготовка проекта требует длительный промежуток времени и чтобы не загружать учащихся большим количеством проектов, в течение учебного года планирую не более двух проектов по математике и одного, но большого проекта по воспитательной работе.

Подготовка любого проекта включает шесть “П”: планирование тем для самостоятельного исследования; постановка целей и проблемного вопроса; подбор и анализ материала; подготовка отчета; презентация отчета; портфолио.

С чего начинается разработка учебного проекта? Что может помочь нам придумать учебные задания с привлечением различных областей знания, чтобы школьники с интересом участвовали в процессе “извлечения уроков” из изучаемого материала?

Темы для самостоятельного исследования планируются в соответствии с темой того блока материала, который требуется повторить и являются основными вопросами данной темы. Я стараюсь сформулировать их таким образом, чтобы ответы на эти вопросы выявляли действительное понимание учениками содержание предмета. Они планируются учителем и предлагаются учащимся. Учащиеся выбирают тему по желанию, и таким образом формируется группа, которая в дальнейшем будет работать над данной темой и готовить отчет. Группы могут формироваться и по взаимным симпатиям детей в группе, т.е. сначала формируется группа, а затем выбирается тема для подготовки отчета. На данном этапе я предлагаю учащимся самостоятельно собрать различную информацию по своей теме, а затем уже переходим к следующему этапу нашей деятельности. Для подбора информации используются различные источники информации: учебная и научная литература, мультимедийные энциклопедии, ресурсы Интернета, сборники картинок и фотографий. Если необходим какой-либо социологический опрос, то учащиеся самостоятельно формулируют вопросы для него и занимаются сбором информации. На данном этапе определяющим является “включение” в свой вопрос, т.е. необходимость понять “о чем идет речь?”. Так же учащиеся выбирают метод оформления отчета по теме, т.е. это может быть презентация для сопровождения собственного доклада, реферат, буклет, Web-сайт, электронная таблица, сценка (чаще для внеклассного мероприятия). В данную деятельность стараюсь не вмешиваться и только, если учащиеся затрудняются в подборе материала или в выборе метода оформления отчета, стараюсь “ненавязчиво” направить их на более приемлемый для всех нас путь. В ходе этой работы самым сложным является правильное формирование групп. Стараюсь, чтобы учащиеся отбирали для себя партнеров по оформлению отчета не только в соответствии со своими интересами, но и так, чтобы уровень математической подготовки учащихся одной группы был приблизительно равен. Но иногда возникает необходимость комплектовать группы таким образом, чтобы в группу попадал учащийся, который будет вести за собой всю группу, или учащийся, который по уровню математической подготовке ниже, но по уровню владения компьютерными технологиями гораздо выше всех остальных партнеров по группе. Данные комплектации зависят от цели, которую ставлю перед собой в процессе подготовке отчета. Если все учащиеся по уровню математической подготовки равны, то и возможно дифференцировать темы по уровню сложности. Если один ученик является лидером в группе, значит, преследую цель взаимопомощи в преодолении пробелов в знаниях учащихся. Если один или несколько детей подготовлены технически лучше, чем математически, то уровень представленного отчета будет очень высок и математически и технически. Но никогда не настаиваю на том, чтобы было только по-моему, так как если ученик чувствует себя некомфортно в данной группе, то и вклад его в отчет будет минимальным.

Очень сложным для учащихся всех возрастов является постановка целей и проблемного вопроса своего отчета и поэтому пытаемся сформулировать цели и поставить проблемный вопрос совместно. Учащиеся предлагают собственные идеи и при подготовке каждого следующего проекта в классе выделяются дети, которых можно разделить на четыре уровня по самостоятельной деятельности при постановке проблемы. Первый уровень - это учащиеся, которые демонстрируют понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем, называют причины, по которым они приступили к работе над конкретным проектом. Второй уровень- самостоятельно ставят задачи на основные цели, сформулированные с помощью учителя, т.е. “Я должен…”. Третий уровень - учащиеся самостоятельно ставят цель проекта на основании проблемы. И четвертый уровень - учащиеся, которые могут самостоятельно сформулировать проблему на основе анализа ситуации, указывают на возможные последствия существования проблемы. Т.к. уровень математической подготовки учащихся в общеобразовательных классах различный, то и существование учащихся различных уровней по самостоятельной деятельности при постановке проблемы вполне реальна и возможность перехода ребенка на более высокий уровень так же реальна. При подготовке каждого нового проекта познавательная активность, интерес и саморазвитие учащегося возрастает.

Следующий этап работы это подбор и анализ материала, который является непосредственным продолжением первого этапа работы учащихся. Т.е. на руках у учащихся уже есть различный материал по поставленной проблеме и теперь возникает вопрос, а тот ли это материал, а может быть необходимо еще продолжить поиск информации и соответствует ли данный материал поставленной проблеме. Когда поставлен проблемный вопрос и сформулированы цели, то и анализ материала, который имеется у ребенка, оказывается гораздо проще, чем это кажется на первом этапе подготовки проекта. Главным на данном этапе является то, что учитель играет роль стороннего наблюдателя. Я на данном этапе стараюсь не вмешиваться в деятельность групп, т.к. основной задачей проектной деятельности является развитие навыка самостоятельно добывать знания. Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблемы, возникающие по мере выполнения проекта, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского поискового характера. Анализ и обработка информации порой для учащихся является, казалось бы, неразрешимой задачей и тогда я из пассивного наблюдателя превращаюсь в активного “соучастника” и пытаюсь направить учащихся на наиболее приемлемый для всех нас путь.

Подготовка отчета самый длительный во времени этап, на который у нас уходит от одного до двух месяцев, т.к необходимо учесть загруженность детей, соответствие нормам нахождения ребенка около компьютера, занятость компьютерного класса школы, индивидуальные и психологические, а так же возрастные особенности каждого участника проекта. Эти аспекты являются очень важными и, естественно, подготовка проекта растягивается во времени. В ходе подготовки отчета учащиеся оформляют результаты своих исследований. Обязательным является формулирование выводов по итогам своей деятельности. При подготовке отчета иногда дети используют достаточно оригинальные и неожиданные формы. Такими формами могут быть плакаты, листовки, буклеты, открытки, сценки, пантомимы, несмотря на то, что это математика. Очевидным становится то, что фантазии, непосредственности и творчеству ребенка можно только позавидовать. Этот этап включает в себя и непосредственную подготовку к отчету, т.е. своего рода репетиция. Это необходимо особенно при подготовке первых проектов, т.к. учащиеся еще не совсем умеют аргументировано и лаконично выражать свои мысли, очень неуверенны в себе при споре с оппонентом, а иногда и при защите презентации владеют слабой техникой чтения. Поэтому при подготовке к защите своих отчетов мы прежде всего читаем свои выступления, пытаемся формулировать вопросы собеседнику, пытаемся строить свою речь так, чтобы одноклассникам было интересно ( немаловажную роль играет даже интонация или жесты), предугадать вопросы, которые можно получить в ходе отчета от товарищей.

Презентация проекта включает в себя защиту проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов). Мои учащиеся отдают предпочтение устным формам отчета с демонстрацией презентации, буклета, Web-сайта или демонстрации сценок, пантомим. Обязательным является оценка деятельности каждой группы и каждого участника этой группы. Я стараюсь охарактеризовать деятельность каждого ребенка таким образом, чтобы отразить именно его роль в большой совместной деятельности группы. Презентацию проекта мы проводим во время урока или двух уроков. По итогам своей деятельности каждый ребенок получает оценку, как правило, “хорошо” или “отлично”. Критериями оценки являются:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте)
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы

Защита проекта проходит в доброжелательной форме. Все учащиеся очень внимательно относятся к работе других детей, т.к. они понимают, какой большой труд был проделан и как важно для каждого внимание при отчете. Каждая презентация заканчивается подведением итогов общей деятельности, выводами, выдвижениями новых проблем исследований.

Последний этап тесно связан с предыдущим, т.к. любая защита интересней тем, чем большее количество человек её увидит. Поэтому, как правило, на защите проекта всегда есть приглашенные: учащиеся с других классов, учителя, родители, администрация. Осознание значимости собственной деятельности побуждает учащихся работать над новыми проектами.

Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. В процессе подготовки проекта обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

При работе над данным методом мною и моими детьми были разработаны следующие проекты: бинарный (история-математика) проект по теме “Средневековье”, проекты по математике “Симметрия”, “Случайные и достоверные события”, проект по внеклассной работе “Я и Моя Семья”. Более подробно остановлюсь на проекте по математике “Симметрия”.

Дидактическими целями данного проекта являлись:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы в команде;
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
  • Умение увидеть проблему и наметить пути её решения;
  • Развитие критического мышления (рефлексивного)

Методические задачи проекта:

  • Научить пользоваться PowerPoint и Publisher для оформления результатов самостоятельной деятельности;
  • Научить пользоваться различными носителями информации для получения информации и оформления результатов самостоятельной деятельности;
  • Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
  • Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию

Основополагающий вопрос: Чем интересна симметрия?

Проблемные вопросы (вопросы самостоятельных исследований):

Витражи и симметрия

  • Проблемный вопрос В чём красота и величие витражей?

Осевая симметрия

  • Проблемный вопрос: Почему она осевая?

Центральная симметрия

  • Проблемный вопрос: Почему она центральная?

Зеркальная симметрия

  • Проблемный вопрос: Почему она зеркальная?

Симметрия и окружающий нас мир

  • Проблемный вопрос: Чем интересна симметрия?

Творческое название проекта: Симметрия и окружающий нас мир.

Выполнение проекта направлено на изучение темы “Симметрия”. В ходе выполнения проекта учащиеся занимаются поиском, обработкой и анализом информации по данной теме, что способствует развитию самостоятельной деятельности. При подготовке проекта выполнение самостоятельных работ происходит через постановку заданий в привлекательной для школьников форме: подготовка презентации.

Покажу пример отчета учащихся в виде презентации по проблеме Зеркальная симметрия:

  • первый слайд отражает тему отчета и его участников;
  • второй слайд ставит цели отчета и проблемный вопрос;
  • третий слайд дает основные понятия темы;
  • четвертый, пятый, шестой слайды расширяют знания учащихся по данной теме;
  • седьмой слайд содержит основные выводы по данной проблеме.

См. Приложение1

В данном проекте проблемы “Центральная симметрия”, “Осевая симметрия”, “Зеркальнаясимметрия” представлены в виде презентации для сопровождения собственного доклада. Проблема “Витражи и симметрия” представлена в виде Web-сайта. Проблема “Симметрия и окружающий нас мир” представлена в виде буклета.