Альтернативные формы уроков истории. Лабораторное занятие

Разделы: История и обществознание


В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного общественного внимания. Пик реформирования исторического образования пришелся на 1994 – 1996 гг. Преобразования в этой области продолжаются и в настоящее время, при этом учитываются следующие принципы и подходы:

  • отказ от тоталитарной идеологии в сфере преподавания истории и переход к плюрализму идеологий;
  • признание традиций гуманизма как глобального мировоззрения;
  • подготовка и внедрение параллельных и профильных программ и учебников;
  • переход от авторитарной педагогики к педагогическим системам личностно ориентированного характера.

Вместе с тем положительные тенденции сдерживаются подчас методологической неподготовленностью учителей.

Остановимся на одной из составляющих методику преподавания истории в школе – типах и формах учебных занятий, отличных от традиционного урока.

Последнее время мы все чаще обращаемся к альтернативным формам занятий. К таковым относим уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторные и практические занятия.

Лабораторное занятиеформа учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам {1}.

Для лабораторного занятия характерны:

а) высокая степень самостоятельности учащихся в изучении новой темы;
б) различные источники знаний;
в) деятельность учителя в качестве организатора и консультанта.

Виды лабораторного занятия:

1) по учебнику;
2) по документам.

Цели лабораторного занятия по учебнику:

  • формирование представления об исторических фактах, формулирование и аргументация личных оценочных суждений;
  • развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (оценивание, сравнение, сопоставление и др.);
  • формирование опыта социального общения.

Цели лабораторного занятия по документам:

  • углубление и конкретизация исторических знаний;
  • развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;
  • формирование объективного, всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям.

Далее представлена методическая разработка комбинированного лабораторного занятия.

Методическая разработка лабораторного занятия по истории

8 класс 1 ч.

Тема: Внутренняя политика Николая I.

Цель занятия: организовав изучение времени правления Николая I по вариативным учебникам, показать неоднозначность его деятельности и личности; помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.

Средства обучения: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России. XIX век”, учебник Л.М. Ляшенко “История России. XIX век”, пакет документов и заданий-инструкций.

Структура занятия.

Этапы:

I. Организационный. Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно; знакомит класс с учебниками; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальные, групповые, дифференцированные); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы {1}.

II. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

Ш. Коллективное обсуждение результатов. Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.

IV. Подведение итогов. Суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников.

Организационный этап

1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

2. Вступительное слово учителя.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками.

С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой – первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

3. Постановка цели урока. В зависимости от общей подготовленности класса, ее может сформулировать сам учитель (“На основе документов и собственных знаний вам необходимо дать характеристику правления Николая I”) или предложить сделать это учащимся (“Что вы должны сегодня узнать на уроке и как работать”).

4. Знакомство с учебниками.

5. Инструкция к работе.

Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I. В каждой группе распределяются роли. {5} /Приложение 1/

II. Работа в группах

“Хранители” получают от учителя пакет с документами и карточку – инструкцию.

Карточка-инструкция № 1. “Личность Николая I”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы + портрет

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.1 парагр.8 учебник Ляшенко “Новый император”.

Вопрос: О каких чертах характера Николая говорится в тексте?

2) Прочитайте документы 1 - 4, дающие представление о личности и характере Николая I.

Вопрос: На какие черты характера нового императора указывают авторы высказываний?

В. Письменное оформление.

Составьте словесный портрет Николая I по следующей схеме:

а) биографические сведения

б) его привычки, особенности характера

в) как выглядел внешне

г) суждения о нем современников и потомков

Карточка-инструкция № 2. “Русское общество в николаевскую эпоху”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Известен интересный факт. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения

Проект одного из зданий, рядом с которым для масштаба был нарисован человек.

Николай возмутился, почему человек штатский, а не военный.

Вопрос: О чем говорит этот поступок Николая I?

2) Прочитайте документ 5. На основе анализа документа сделайте выводы о развитии русского общества во время правления Николая I.

3) Прочитайте документ 6.

Задание: Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чем вы видите трагизм положения русских солдат? Как армейские порядки могли отразиться на боеспособности русской армии?

В. Письменное оформление.

Возьмите интервью у рядового армии времен Николая I о его жизни и службе

(вопрос-ответ).

Карточка-инструкция № 3. “Система государственного управления (военные и чиновники)”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.2 парагр.8 учебника Ляшенко.

2) Прочитайте документы 7 -11.

3) Задание: Назовите основные черты николаевского режима.

В. Письменное оформление.

Составьте рассказ от имени иностранца, побывавшего в России в правление Николая I.

Что он отметит, какие особенности? (“Россия глазами иностранца”)

Карточка-инструкция № 4. “Система государственного управления (III отделение)”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.3 парагр.8 учебника Ляшенко.

2) Прочитайте документ 12.

Вопрос: Какой была структура корпуса жандармов на местах? Какими были функции жандармов? Почему современники негативно относились к жандармам?

В. Письменное оформление.

Переведите документ на современный русский язык.

Карточка-инструкция № 5. “Крестьянский вопрос”

А. Источники: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.4 парагр.10 учебника Данилова и Косулиной (с.59-60).

Вопрос: Каковы были цели и содержание реформы П.Д. Киселева?

2) Прочитайте документ 13.

Вопрос: Чем было вызвано недовольство крестьян?

3) Известны слова Николая I о том, что “крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Вопрос: Почему же Николай I так и не решился отменить крепостное право?

В. Письменное оформление.

Запишите меры, принятые в правление Николая I для смягчения крепостных отношений. Оформить можно в виде тезисов.

III. Творческие отчеты групп.

“Репортеры” выступают с результатами работы группы. В зависимости от задания, форма выступления различная.

IV. Подведение итогов.

После выступления “репортеров” учитель зачитывает документ 14. Всему классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Николая I? Ответы учащихся.

Достигнуты ли цели урока?

Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?

Домашнее задание на выбор.

а) “Личность в истории” - написать сообщение о Николае I, П.Д. Киселеве или А.Х. Бенкендорфе.

б) Составить кроссворд по изученной теме.

в) Написать небольшое сочинение “Машина времени” - “Как я попал в николаевское время”.

Приложение 2

Список литературы

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 2000.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999.
  3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.
  4. Ляшенко Л.М. История России. XIX век. 8 кл.: Учебно-методическое пособие. – М., 2000.
  5. Мостяева Л.В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права.// Право в школе. 2006. № 3.
  6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.