Применение проектно-исследовательского метода на уроках

Разделы: География


Учитель географии в современной школе поставлен в условия, когда с одной стороны необходимо заниматься отработкой навыков тестирования(проблема подготовки к ЕГЭ), а с другой – тематика уроков требует творческого(иллюстрированного) подхода. Если добавить к этому, что часов в 10-11 классах не становится больше, то задача перед педагогом стоит не простая. Итак, как же, встречаясь с учащимися один раз в неделю, сформировать у них научное мировоззрение и целостный взгляд на особенности и развитие человеческого общества. При этом необходимо учесть профилизацию образования и дифференцированный подход в обучении. Становится очевидным, что традиционные уроки не принесут должного результата, необходимы поиски новых форм работы.

Одной из относительно новых форм работы на уроках географии можно считать применение информационных технологий. Учителя многих школ имеют в своем арсенале мультимедийные пособия, допущенные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Не секрет, что применение на уроках мультимедиа систем, значительно облегчило объяснения нового материала, привлекло внимание учащихся к предмету, так как и на сей момент далеко не на всех уроках, даже при наличии оборудования, используются компьютерные технологии. Ряд педагогов считает, что без “мела и тряпки” невозможно объяснить материал. Я не отношусь к их числу, но следует признаться, что простое использование компьютера, как наглядного пособия через какое-то время не приносит ожидаемого результата. Учащиеся очень быстро привыкают к новизне данного наглядного метода и теряют интерес к процессу обучения.

Для того, чтобы урок принес максимальную пользу всем участникам процесса, необходима деятельность учащихся на уроке, а не созерцание готового продукта. Таким образом, путем проб и ошибок, я пришла к необходимости применения проектной деятельности на уроках географии.

Прекрасным толчком для применения на уроках проектной деятельности, является использование программы Intel “Обучение для будущего”, разработанная американскими авторами из института компьютерных технологий и переведенная на русский язык для скорейшей подготовки учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Планирование учебного проекта укладывается в следующую схему:

  1. Подготовка к разработке учебного проекта. На этом этапе целесообразно рассмотреть и обсудить реальный проект, где можно рассказать о требованиях, предъявляющихся к проекту.
  2. Продумывание темы проекта, с учетом возрастной категории учащихся.
  3. Формулирование основополагающего вопроса(на который нельзя ответить одним предложением) и проблемных вопросов учебной темы.
  4. Формулирование дидактических целей проекта.
  5. Формулирование задач.
  6. Формулирование проблемы(выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
  7. Выдвижение гипотез решения проблем
  8. Определение творческого названия проекта
  9. Самостоятельная работа
  10. Подготовка презентации
  11. Защита полученных результатов
  12. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

Такой проект требует длительной подготовки и может быть представлен далеко не каждым учащимся. Но данную методику можно использовать и на повседневных уроках.

Схема работы следующая:

Учитель не рассказывает новую тему, стоя у карты или у проектора, сильные учащиеся выступают в роли рассказчиков, получив опережающее задание.Задача учителя так спланировать урок, чтобы как можно больше учащихся сумели побывать у проектора со своими презентациями, предложить остальным обсудить увиденное, сделать выводы и определиться со следующими темами презентаций. На следующий урок предлагается учащимся, не подготовившим презентацию в прошлый раз, самим предложить одноклассникам и учителю электронный материал по пройденной теме. Самые слабые(или ленивые) ученики могут не готовить электронную работу, но они обязательно должны получить оценку за устный ответ по выбранной ими проблеме данной темы, причем не требуется от них знание дополнительной литературы, можно ограничиться и текстом учебника. Печатный вариант работ не требуется, так как бесконечное количество докладов итак уже мертвым грузом лежит в кабинетах. А вот яркая презентация из 5-6 слайдов, выполненная в программе Microsoft Power Point с комментариями докладчика вызывает неподдельный интерес у учащихся, да и у учителей. Итоговая или одна из промежуточных презентаций должны (или могут) быть подготовлены учителем., чтобы скорректировать ход мыслей учащихся и перекинуть планку к следующей теме.

Такие маленькие презентации можно готовить уже с детьми начальных классов, но там они несут скорее развлекательно-узнавательный, чем поисковый характер, так как младшие дети очень зависимы от мнения учителя и еще не готовы к поисковой деятельности в полной мере.

Таким образом, мы получаем оценки-зачеты по основным темам у всех учащихся. Каждый учащийся предупрежден о необходимости получить зачет по теме, и сам выбирает вариант зачета. С темами курса ученики знакомы заранее, что позволяет им подготовить ряд презентаций еще до того, как появится необходимость их демонстрировать, а это в свою очередь решает проблему загруженности учеников и дает им возможность скорректировать внеурочную деятельность. Это очень важно для учащихся 10-11 классов, так как основная масса уже определилась с выбором будущей профессии и занимается на различных дополнительных курсах.

Приведу основные темы календарно-тематического планирования по курсу Экономическая и социальная география мира, которые должны лечь в основу презентаций:

10 класс

  1. Освоение человеком земли.
  2. Политическая карта мира.
  3. География мировых природных ресурсов.
  4. География населения мира
  5. география религий и цивилизаций
  6. Общая характеристика мирового хозяйства
  7. География отраслей мирового хозяйства.

11 класс

1.Общие вопросы региональной географии

2.Регионы мира:

А) Зарубежная Европа

Б) Страны Азии

В) Страны Африки

Г) Страны Америки

Д) Австралия

Государства: США, Канада, Япония, Китай, Индия, Бразилия.

3. Глобальные проблемы человечества:

Сохранение мира на Земле.

Экологическая проблема

Демографическая проблема

Продовольственная проблема

Энергетическая и сырьевая проблемы

Проблемы Мирового океана

По теме Освоение человеком земли учащимся предлагается таблица, которая заполняется индивидуально и является основой для выполнения работы.

В зависимости от сложности и объема темы, работа может выполняться по группам, но и в этом случае должна быть продумана доля участия каждого. Я по группам распределила только тему “Глобальные проблемы человечества”, учитывая загруженность учащихся в конце 11 класса. Все-таки групповая работа иногда лишает возможности увидеть индивидуальность. Ведь учитель задает только тему, вот основополагающий вопрос ученик ставит перед собой сам. Ведь существуют жесткие рамки: 5-6 слайдов, 3-4 минуты выступления А значит остановится надо на чем-то одном.

Здесь-то и проявляется творческая индивидуальность каждого, а значит возникают условия для создания серьезной научно-исследовательской работы учащегося.Примером такого выхода может быть работа ученика Мартьянова Ярослава “Геополитическое положение России после распада СССР”.Эта работа заняла второе место на секции :культурология и третье на секции: География на 31 научно-практической конференции Донской Академии Юга России в Ростове-на-Дону. Учащийся увлекся темой Политическая карта мира и в результате пытался связать количество визитов дипломатов от прочности занимаемого на политической арене положения нашей страны.

Некоторые работы учащихся по теме “Природные ресурсы” являются настоящим подспорьем в моей работе. Очень ценю работы с различными схемами.

Когда в учебном заведении такая работа поставлена в системе, то вскоре очень просто отличить скаченную из Интернета работу от самостоятельной. Ведь навыки приобретаются не только у некоторых учащихся, но и у учителей. Ребята сами видят работу, где нет никакой мысли, уровень требований повышается и халтурщикам приходится туго. Оценивает работу учитель, но высказываются учащиеся порой откровенно. В принципе, работа в Интернете так же требует усилий, главное чтобы получился новый продукт. Очень хорошо, если в школе практикуются Дни защиты проектов и научно-практические конференции, тогда такая деятельность может вызвать особый интерес учащихся. Несколько презентаций учеников, приложенных к моей статье подтвердят все вышесказанное. И в заключении. Хочется добавить, что проблема применения новых педагогических технологий позволяет повысить свой профессиональный уровень и выявляет необходимость учиться тому, что еще вчера казалось недоступным и трудным.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3