Внеклассное мероприятие "Я – Гражданин и Ученик"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну;
  • формирование понятий “Права”, “Обязанности”;
  • организация самоопределения детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками)

Оборудование: коробка, обернутая в подарочную бумагу, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки для творческой работы.

Ход занятия

I. Организационный момент:

II. Актуализация знаний:

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

- Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.

(Дети показывают, затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)

- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу?

(Было правило – не брать)

- Назовите синоним к слову правило?

(Закон)

- Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает Конвенцию о правах ребенка.

- Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете. Но вначале, обратимся к толковому словарю.

- Кто такой ребенок?

- Что такое Конвенция?

(Работа с толковым словарем)

III. Театрализация

Участники:

1. Судья

2. Лиса Алиса

3. Кот Базилио

4. Буратино

Перед работой разобьемся на группы. Чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку.

(Учитель предлагает детям жетоны разных цветов, в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы)

- Если права не соблюдаются, кто заступится за ребенка? (Суд)

- Наш кабинет превращается в зал суда. Вы – присяжные заседатели. Слово предоставляем судье.

Судья: Поступило заявление от Буратино. Он просит у суда защиты. Дело в том, что на жизнь несовершеннолетнего героя неоднократно покушались. А так же завладели его имуществом – 4 золотыми монетами. “Уважаемый суд, прошу разобраться в злодеяниях некой лисы Алисы и кота, по кличке Базилио. Защитите и помогите”.

Истец Буратино, расскажите суду поподробнее о том, что произошло. Уважаемые присяжные заседатели, выслушаем внимательно и примем справедливое решение.

(Звучит музыка из кинофильма “Приключение Буратино”).

Буратино: Когда я возвращался из харчевни “Три пескаря”, то почувствовал, что за мной кто-то следует. Я потом только понял, что это были лиса Алиса и кот Базилио. А когда я очень сильно испугался. Я побежал. Они тоже побежали.

Появляются лиса и кот.

Буратино: Ай-ай!

Лиса: Стой.

Базилио: Кошелек или жизнь? (Разбойники трясли его за шиворот, один грозил пистолетом, другой – обшаривал карманы Буратино)

Лиса: Где твои деньги?

Базилио: Деньги, паршшшивец!

Лиса: разорву в клочки!

Базилио: Голову отъем! (Звон монет)

Лиса: Вот где у него деньги! Во рту у него деньги…(Лиса схватила Буратино за голову, кот – за ноги)

Буратино: Уважаемый суд, они украли у меня золотые монеты.

Судья: Буратино, давайте все по порядку.

Буратино: Кот и лиса привели меня на поле Дураков.

Лиса: Рой ямку.

Кот: Клади золотые монеты.

Лиса: Посыпь солью.

Кот: Зачерпни из лужи, полей хорошенько.

Лиса: Да не забудь сказать “Крекс, фекс, пекс”…

Буратино: А вы уйдите все-таки подальше…

Лиса: Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги.

Кот: Боже сохрани.

Буратино: Я все сделал, как они сказали. Закопал деньги и стал ждать. Но тут появились полицейские, схватили меня и бросили в пруд. А они утащили монеты.

Судья: Все понятно. Оказывается, сказочные герои абсолютно не знают права ребенка. Присяжные заседатели займемся этим делом серьезно.

Инсценировка закончена, учитель продолжает вести занятие.

- Какие права были нарушены? (Покушение на свободу, покушение на жизнь и на имущество)

- Но если внимательно прочитать все произведение Алексея Толстого, то можно заметить, как неоднократно нарушается закон о правах ребенка. Хотя, отдельные права соблюдаются. Проанализируем, в каких ситуациях это происходит.

Работа осуществляется в группах, учитель раздает карточки, на которых записаны отдельные эпизоды из сказки. Ребята объясняют, где и как нарушаются права ребенка, где соблюдаются

Карточки:

1. “В животе у Буратино было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла.

Он опять закрыл глаза – увидел тарелку с манной кашей, с малиновым вареньем. Открыл глаза – нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем” (Нарушается правило на полноценное питание).

2. “С подоконника он через всю каморку перелетел на стол, крыса за ним…И тут на столе она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье”. (Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность).

3. “Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись” (Нарушение прав – рабство, непосильный труд).

4. Положив Буратино на кровать, Артемон собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола”. (Право на бесплатное медицинское обслуживание – соблюдается).

5. “Папа Карло скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

- Вот тебе азбука. Учись на здоровье”. (Право на образование – соблюдается).

6. “На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино.

- Какая-то каракатица плывет, - квакнула лягушка.

- Нос, как у аиста, - квакнула другая.

- Это морская лягушка, - квакнула третья”. (Нарушаются права на имя, лягушки оскорбляют Буратино).

7. “Буратино подбежал к полной тете и пропищал:

- Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра”. (Соблюдается право ребенка на досуг).

8. “В каморке никто не отозвался. Карабас Барабас приказал:

- Именем Тарабарского короля – откройте дверь!

Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!” (Право на жилище – нарушается).

9. “…сыщики привели Буратино в отделение. Дежурный бульдог вылез из-за стола, и сам обыскал его карманы.

- Ты – беспризорный, беспаспортный. Отнести его за город и утопить в пруду”. (Нарушается право на гражданство, право - на жизнь)

IV. Работа над анализом законов Конвенции, Устава школы.

1. Работа в группах по карточкам:

Карточка:

Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ?

(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?)

- Как вы понимаете эти слова?

- В каком документе записаны обязанности школьника?

- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Мы, ученики 4 класса, можем составить свой документ о жизни класса?

Какие правила, мы внесем в него? Как назовем?

Творческая работа в группах:

1 группа: В виде аппликаций, рисунков создает знаки-памятки о правах ребенка.

2 группа: Работает над обязанностями школьника. Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.

- добросовестно учиться;

- беречь только свое имущество;

- соблюдать этику поведения:

- соблюдать школьный режим;

- беречь школьное имущество;

- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;

- соблюдать правила поведения;

- соблюдать чистоту и порядок:

- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;

- беречь свое здоровье

и т. д.

3 группа: Работает над созданием кодекса класса

Кодекс класса

(ПРОЕКТ)

Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.

- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.

V. Подведение итогов.

На доску прикрепляются знаки-памятки (комментируют), проект кодекса класса.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Итоги работы в группах представлены в виде стихотворений:

1 группа:

В мире есть закон, что знает _________,

Все его Конвенцией ____________ .

Охраняет жизнь, здоровье _____________,

Их права на отдых и на _______________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.

2 группа:

Без “Устава” школе быть ___.

Это знают даже ____________.

“Надо” и “Могу” в нем ____________,

Только изучить ты _________.

По “Уставу” будешь жить _________

И проблем не будем _____________.

Слова для справок:

Едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.

3 группа:

Будем очень дружным ________

Все получится у ___________.

Если будем точно __________

И, конечно, __________

Правила, что класс ___________

И законом их __________ .

Слова для справок:

У нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.

VI. Звучит песня.

Школьники и школьницы [1]

Школьники и школьницы!
Утро разгорается!
К нам лучи веселые
В комнату глядят.
Шумом наполняется
Улица – красавица, -
Школьники и школьницы из дому спешат.

С каждою страницею,
С каждою задачею,
С каждою отметкою
Будем мы, расти!
Бодро и уверено
Школьный год мы начали,
Много интересного
Ждет нас впереди.

Дружба нам помощница
В каждом деле - каждому!
Всем нужны хорошие,
Верные друзья!
Мы любимой Родины
Молодые граждане,
Школьники и школьницы –
Дружная семья!