Использование компьютерной технологии на уроках обслуживающего труда

Разделы: Технология


Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используется компьютерная презентация, составленная по материалам урока. Урок по теме: “Лоскутная пластика. История ремесла. Инструменты, материалы, оборудование, организация рабочего места, подготовка материалов к работе”. Презентация позволила повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.

Цели:

  • Ознакомить учащихся с историей лоскутной пластики, организацией рабочего места, инструментами, материалами и оборудованием;
  • Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности, навыки по организации рабочего места и подготовке материалов к работе;
  • Воспитывать аккуратность, внимательность при работе;
  • Развивать художественный вкус, фантазию.

Оборудование: рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, картон, образцы основных и прокладочных материалов, готовые изделия из лоскутков, схемы.

Ход урока

I. Организация Урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Приложение 1.

Слайд 1. Тема урока.

Слайды 2,3. Лоскутное шитьё это увлекательное рукоделие, появившееся на Руси в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине XIX века. Когда стала развиваться текстильная промышленность, во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. Оставшиеся от раскроя лоскутки экономные хозяйки тоже пускали в дело.

Слайд 4. Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и другие предметы обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то можно судить не только о вкусе рукодельницы, но и определить её настроение, о чём она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры, подобные тем, что выполняли древние мастера мозаики. Они собирали квадраты и треугольники в различные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканые ковры.

Слайд 5. Из длинных лент, собранных из обрезков ткани, ткали напольные дорожки, народ называл их "дерюжки". Настоящим произведением искусства были пёстрые покрывала, их называли "ляпачиха ".

Истоки создания лоскутных изделий можно найти на Востоке. Так, в Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия, выполненные в этой технике шитья свыше 3000 лет назад. Эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира.

Давние традиции сохранились у североамериканцев. На протяжении многих поколений у американок было принято шить для своей семьи лоскутные стёганые изделия.

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя дух и непосредственность, присущее традиционным многовековым произведениям национального искусства.

Слайд 6. Сегодня изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а ремесло продолжает жить и привлекать всё большее количество поклонников.

Слайд 7–13. Не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники создают в этой технике панно, ковры, модели одежды.

Слайд 14–19. Сейчас такое рукоделие становится всё более распространённым и в молодёжной среде. Девочки украшают свои комнаты ковриками, мягкими игрушками, панно, сделанными из лоскутов. Посмотрите, какие изделия в лоскутной пластике выполнены девочками нашей школы. Они ни раз принимали участие в различных выставках.

Показ готовых образцов и детских работ в технике лоскутной пластике:

  • Аппликация;
  • Пэчворк;
  • Витражная техника;
  • Предметы быта;
  • Игрушки.

Слайд 20–26. Идет обсуждение назначение предметов, выполненных лоскутной технике.

Слайд 27. Для работы вам понадобятся следующие инструменты: иглы – средних размеров, сантиметровая лента, линейка, ножницы побольше – для раскроя – и поменьше – для подрезания нитей, еще желательно иметь ножницы "зигзаг".

Оборудование: утюг, швейная машина.

Слайд 28-29. К материалам относятся: нитки, тесьма, отделочные шнуры, лента, кружева, кусочки кожи и замши, лоскуты и обрезки ткани. Также пригодятся вещи, которые вы уже не носите, но материал, из которого он сделан, хорошо сохранился.

Нитки применяются хлопчатобумажные различных цветов.

Слайд 30. Ткани лучше использовать такого ассортимента: ситец, бязь, сатин, хлопок, лен и т. п. Они могут быть однотонные или же с рисунком. Как прокладку, там, где необходимо. Используют синтепон, ватин, шерсть.

Слайд 31–45. Игра в загадки на повторение и закрепление пройденного материала.

Слайд 46. Очень важно правильно организовать рабочее место для выполнения работ в лоскутной технике. Рабочее место можно разбить на три зоны:

1. Стол с инструментами, приспособлениями и материалами.

2. Швейная машина.

3. Утюжильная доска и утюг.

Такое расположение очень удобно, и оно не должно быть загромождено.

  • Инструменты и приспособления располагаются справа от работающего, а материалы – слева. Инструменты хранятся в специальной коробке, шаблоны, рисунки – в папках. Материалы можно хранить в пакетах. Все материалы должны быть хорошо отутюжены.
  • Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.
  • Во время работы сидят прямо, на всей поверхности стула. Слегка наклонив корпус и голову вперед. Изделие находится от глаз работающего на расстоянии 30–40 см.

Слайд 47–49. Выполняют работу из лоскутков в следующей последовательности:

  • работа с ножницами, ручной иглой и булавками;
  • работа на швейной машине;
  • работа с утюгом.

Слайд 50. При работе обязательно соблюдается техника безопасности при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом и на швейной машине.

Слайд 51. Прежде чем изготавливать изделие в лоскутной технике, материалы следует специально подготовить.

Учитель рассказывает и показывает правила подготовки ткани к работе.

1. Определение прочности окраски. (Берут небольшой кусочек ткани, смачивают водой и утюжат на белой ткани.)

Если из ткани делают панно или настенный коврик, то есть его не будут стирать, используют любые ткани.

2. Стирка и накрахмаленные ткани. Материал стирают в CMC, затем готовят крахмал. Его разводят в небольшом количестве воды, затем осторожно тоненькой струйкой выливают в кипяток, постоянно помешивая.

Слайд 52–56.

3. Подбор тканей по цвету, фактуре, рисунку. Учитель показывает цветовой круг и рассказывает о гармонии цветов.

Слайд 57.

III. Закрепление изученного материала.

1. Какие инструменты и оборудование используют для выполнения работ в лоскутной пластике?

2. Как должен падать свет на рабочую поверхность?

3. Как определяют прочность окраски ткани?

4. Какие новые термины вы узнали?

Анализ урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

Слайд 58. Домашнее задание.

Рисунки. См. ris.zip

Литература

1. Л.Банакина “Лоскутное шитьё”, Москва, "АСТ-Пресс книга", 2004.

2. Д.Бах “Шитьё из лоскутков", Москва, "Внешсигма", Москва", 2000.

3. И.Ю.Костикова “Школа лоскутной пластики", Москва, "Культура и традиции", 2000.

4. Ш.Муханова "Лоскутное шитьё", Москва, "Мич", 1998.

5. Журнал “Чудесные мгновения”, Москва, "Роспечать" № 1–12, 2005.