Система работы "Эффективность использования психолого-педагогических приемов формирования мотивационной сферы младших школьников"

Разделы: Начальная школа


Эффективность использования психолого-педагогических приёмов формирования мотивационной сферы младших школьников

Перед каждым учителем стоит задача работать над параметрами, влияющими на успешность обучения учеников в школе.

Опираясь на свой педагогический опыт и психолого-педагогическое образование, пришла к выводу, что наиболее важным параметром является уровень мотивационного развития ребёнка как социального, так и познавательного.

Нелепость метода «кнута и пряника» доказана. Необходимо, чтобы деятельность приносила удовлетворение и наслаждение Учебные задачи должны быть не только поняты учеником, но и внутренне приняты, приобрели для него значимость.

Интерес управляет деятельностью ребёнка с самого начала его жизни. Мотивация - система факторов, вызывающих активность организма: стимул, побуждение, интерес, намерение, потребность, стремление - это то, что заставляло человека преодолевать страх, инстинкт самосохранения, усталость, отрицательные эмоции и другие препятствия в достижении поставленных целей и совершении героических поступков. Поэтому я считаю, что развитие мотивации имеет решающее значение в творческой, продуктивной учебной деятельности.

Невозможно повысить интеллектуальный уровень ребёнка, если не сформирован сознательно волевой уровень мотивации, нет представления конечной цели (идеала). Ребенок должен знать ответы на вопросы: «Зачем нужно учиться?», «Для какой цели?», «Ради чего?», «Какой в этом смысл?», «К чему он должен прийти?». Только тогда будет проявляться стремление к активности, рассуждению, преодолению препятствий.

С повышением уровня мотивации параллельно повысится и уровень развития производительности, внимания, работоспособности, самостоятельности и творческой активности. Следовательно, и продуктивность учебной деятельности возрастет даже у ребёнка с низким интеллектуальным уровнем.

Если вы сумели заинтересовать ребёнка, убедить в значимости обучения, он видит цель и желает к ней стремиться - это уже полдела. Теперь важно, чтобы он поверил в свои силы и видел результат своего труда. Значит, не менее важно развивать мотивацию достижения, то есть создавать ситуацию успеха. Ребёнок, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в возможности добиться успеха, боится критики, переживает, не испытывает удовольствия от работы, повышается тревожность. Ситуация успеха - придаёт уверенность в себе, в своих силах, рождает удовлетворение собой. Ребёнок видит реальную возможность достижения цели, и это побуждает его проявлять большую настойчивость, желание исследовать, получать новую информацию, пополнять опыт знаний.

В своей практической деятельности я устраняю следующие противоречия:

  1. между ориентацией педагогического процесса на повышение развития у учащихся мотивационной сферы и традиционными методами и формами обучения, ориентированными, прежде всего, на передачу готовых знаний путём от частного к общему, а не наоборот;
  2. между увеличением объема информации, включаемой в образование, и возможностями организма в ее усвоении (одна из причин низкой учебной мотивации).

Преодоление разрыва между вышеназванными противоречиями привело к вычленению следующих проблем:

  • существование традиционного предметного содержания образования, которое сдерживает желание личностного саморазвития;
  • ведущая роль внешних воздействий (педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности;
  • увеличение год от года потока информации и низкая (а иногда - полная) способность учащихся вычленять из этого потока необходимые для саморазвития знания.

Применение практических приёмов с целью повышения мотивационного уровня у учащихся.

Весь учебный и не учебный процесс я строю, учитывая значимость мотивации. Что же я под этим подразумеваю?

1). Работу начинаю вести с родителями. Цель - сначала убедить их в значимости обучения, мотивируя тем, что взрослые обязаны заложить фундамент образования, а потом выбор дальнейшего обучения будут делать сами 'дети. И если взрослые не приложат усилия сейчас , то в будущем у детей не будет выбора (альтернативы).
Обращаюсь с просьбой к родителям не высказывать негативных эмоций в адрес школы, т.к. у детей будет навязанное мнение взрослых. И если родители с вышеуказанным согласны, даю рекомендации работы с детьми в семьях с целью повышения школьной мотивации. Например:

А) Призываю активно участвовать в образовательном и воспитательном процессе. Ребёнок чувствует, если кто-то ещё интересуется его деятельностью, значит он не один, он чувствует поддержку.
Б) Прошу помочь в организации выполнения домашнего задания (при наименьшей потере времени – наименьшая утомляемость).
В) Прошу помочь в организации рабочего места. Оно не должно быть официальным. Уют и тепло домашнего уголка должны манить ребёнка.
Г) Прошу все успехи ребёнка фиксировать на видном месте (грамоты, медальки и т д – на стене).

2). Стараюсь создать доброжелательную обстановку в классе в отношениях ученика с учителем и одноклассниками. Стараюсь предотвратить конфликтные ситуации, делаю все возможное, чтобы домой дети шли с хорошим настроением не зависимо ни от чего. Систематически помню об идее сотрудничества учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия; об идее учения без принуждения, основанной на достижении успеха, на подлинном интересе.

3). Чаще употребляю в речи выражения: «Мы ждем тебя с нетерпением; будем по тебе скучать; не хочется надолго расставаться; мы тебя любим; ты нам очень нужен; что мы будем без тебя делать?» Считаю важным убедить каждого ребенка в его значимости и нужности для учителя и одноклассников. Показываю детям, как скучно без Даши, если она неделю болеет. Дети быстро поддаются воздействию эмоций и, вошедшую в класс Дарью действительно искренне радостно встречают. Верю, что в такую семью захочется быстрее вернуться.

4). В учебной и внеучебной работе стараюсь использовать мотивацию вознаграждения и поощрения. Это могут быть как отметки, слова, конфеты, шоколадки, так и сделанные своими руками медали, ордена, маленькие сувениры, призовые места в соревнованиях, похвальные листы...

5). Показываю ученикам значимость профессий их родителей или известных людей. «Как Гагарин стал известным космонавтом? С чего все началось?» «Учили ли родители таблицу умножения, и где она им пригодилась?» и т.д. Убеждаю учеников, что к своей мечте нужно начинать стремиться уже сейчас.

6). Стараюсь показать значимость изучаемого предмета и любую изучаемую тему урока связать с жизнью. Проводим дискуссии и рассуждаем на вопросы: «Зачем уметь грамотно писать инженеру, пожарному, плотнику...?», «Зачем уметь считать, если есть калькуляторы? Для чего уметь делать эту поделку, да еще и аккуратно?» И то, что игра в шахматы «тренирует мозги»,- это знают все ученики, и каждый стремится совершенствовать свои умственные способности.

7). Неоспоримый вклад в повышение мотивации на уроках вносят игры, занимательные
упражнения, инсценирование ролей, творческие задания. Все это является эмоциональной
окраской урока и привлекает детей данного возраста. Помогают такие формы уроков, как:
«Урок-путешествие», «Урок-игра», «Урок-экскурсия», «Соревновательный урок», «Урок- экзамен».

8). Есть еще один аспект, который, по моему мнению, играет важную роль в развитии
мотивации у учеников. Это умение учителя преподнести изучаемый материал не только
интересно, но в первую очередь методически грамотно. Ведь от того, как ребёнок усвоит
новое, зависит его желание учиться дальше. Учителю всегда хочется, чтобы изученный на
уроке материал был освоен каждым учеником. Но как быть с теми, кому новое надо
повторить несколько раз? Как заинтересовать в самых сложных темах, где необходимо
проявлять максимум усердия? С опытом каждый учитель корректирует свою методику
преподавания, внося изменения, дополнения в программу, в методы преподавания.
Накопленный опыт есть и у меня.

Конструкция наиболее эффективных систем методики преподавания в начальной школе.

Наиболее труднодоступным предметом в начальной школе считается русский язык, так как ученический состав многонационален. И действительно, по мнению логопедов, у большинства детей слабо развита интуитивная грамотность. Огромное количество правил русского языка смешались в голове у маленького человечка. Кто, как не учитель должен всё «разложить по полочкам». Я задумалась; как убедить детей, что это ведь намного проще? Как заинтересовать этим предметом? Эти вопросы побудили меня внести свою лепту в методику преподавания. Используемые в традиционной программе, они внедряются и в современные развивающие программы.

  1. Почти все орфограммы русского языка, изучаемые в начальной школе, мною отражены в стихах. Считаю, что так интереснее и легче запомнить любое правило. Главное условие: в стихах должна быть отражена суть правила и ничего лишнего.
  2. Идея опережения, когда новая тема легко усваивается, если частично ранее была преподнесена.
  3. Идея укрупнённого, «крупноблочного» изучения материала. Объединение больших тем, разделов в блочные схемы, таблицы. Главное условие: они составляются только совместно с учениками, а не учителем даются в готовом виде. У многих детей лучше развита зрительная память, поэтому им лучше увидеть. Сжатый материал в схеме или таблице даёт больше возможности усвоить материал. Он легче запоминается и надолго,
    так как основан на понятийном мышлении.
  4. Объединение аналогичных тем между собой и их изучение в сопоставлении или сравнении. Например:

«Правописание ъ» и «Правописание ь».

«Правописание парных согласных» и «Правописание непроизносимых согласных».

«Части речи» и «Члены предложения».

Особенно удачно объединяются темы по математике (сейчас это применяется по программе «Школа 2000»).

«Чтение и запись трехзначных чисел» и «Величины. Единицы длины».

«Решение уравнений на сложение и вычитание» и «Решение уравнений на умножение и деление».

В объединённых темах учащиеся сразу находят общие и отличительные признаки.

5 Классификация темы или раздела. Подробнее об этом остановлюсь на теме: «Безударные гласные, непроверяемые ударением», проще работа со словарными словами. Не секрет, что запоминаются они нелегко и зачастую учителя и родители преподносят их методом «зубрёжки». По методике преподавания (по любой программе) эти слова изучаются постепенно (1 -2 слова за урок) в сумбурной последовательности и без всякой закономерности. Такая работа не эффективна. Я предлагаю:

1) Классифицировать все слова, необходимые изучить в течение года, на группы, в которые они сами «просятся» объединиться: «Дни недели», «Овощи», «Север», «Деревья», «Школьные принадлежности» и так далее.
2) Изучать все слова одной группы одновременно.
3) Систематически следовать следующим этапам изучения группы слов:

а) Знакомство:

-запись в словари;

-объяснение значения слов (как назовем это множество и почему);

-подбор ассоциаций (на что похоже по форме или по звучанию).

б) Изучение:

-подбор однокоренных слов;

-знакомство с рубрикой «Почему мы так говорим?», «Когда так говорят?», «Медведь на - ухо наступил», «Медвежья услуга», «Трамвайный парень».

в) Закрепление:

-использование слов в пословицах, поговорках, скороговорках, загадках;

-индивидуальная работа у доски или по карточкам;

-коллективная работа в соревновательной форме.

г) Проверка и оценка знаний:

-устная или письменная само-взаимопроверка, само-взаимооценка;

-словарные или текстовые диктанты (тексты составляю сама с целью внести наибольшее количество словарных слов);

-работа по карточкам;

-мини-зачёт (кто больше вспомнит и запишет слов на заданную тему или букву);

-проверочная работа «вставь букву», «угадай слово».

Параллельно с этой работой детям дается задание прочитывать изученные слова перед сном. При такой работе дети не только лучше запоминают правописание словарных слов, но и развивают мышление, т.к. учатся классифицировать, обобщать, анализировать, ассоциировать, а также развивают воображение и творческие способности (фантазировать).

Интегративный подход как стимулятор к получению мировоззренческих знаний.

Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

В практике начального обучения необходимо использовать, развивать и внедрять внутри - и межпредметные связи, как "зону ближайшего развития" для дальнейшего использования интеграции учебных предметов. Поэтому я использую в своей практике интегрированные формы обучения. Интеграция – это создание у школьников целостного   представления об окружающем мире. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер,  т.е.  "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями,  понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания,  пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления.  В свою очередь эти уроки позволяют мне сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям,  которые я выделяю в данный момент обучения (развитие речи, мышления,   орфографической зоркости, творческого потенциала).

По моим наблюдениям, интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.  Кроме того,  одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся,  потому что интеграция неизбежно расширяет тематику   изучаемого материала,  вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений,  круг которых увеличивается за счёт других предметов.   Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время.

В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение,  письмо,   изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции".  А моя задача заключается именно  в том, чтобы с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу  познания и активизирует деятельность. На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Учащиеся мобилизуют волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим обобщённым знаниям.

Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык,  природоведение и изобразительное искусство.

В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык,  исторические рассказы,    природоведение и изобразительное искусство.

В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы.

Для формирования новых знаний использую такие типы уроков:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • урок-экскурсия;
  • проблемный урок.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом, создаются условия для полного развития личности учащегося.

О положительном результате свидетельствуют:

1) Максимальная активность учащихся на уроках.

2) Частые просьбы учащихся задавать дополнительные домашние задания. Получив дополнительное домашнее задание, к нему приступают исключительно все. Даже если справиться могут не все, так как эти задания обычно бывают повышенной сложности.

3) У учащихся сформирован обратный подсчёт количества дней (не сколько осталось до каникул, а сколько осталось до начала новой четверти; об этом свидетельствуют их телефонные звонки и посещение школы на каникулах без уважительной причины).

4) В конце работы с данным выпуском провела интегрированный урок-игру «Мой первый в жизни экзамен» по трём основным предметам: математике, русскому языку и окружающему миру. Старалась всё волнение ребят заменить на их заинтересованность участвовать в этой игре. Кроме отличных результатов (ребят оценивали учителя из среднего звена), я услышала их просьбу повторить «экзамен». И это желание подтверждает их уровень школьной мотивации.

Если ребята желают учиться, то результат обучения обязательно будет.