Самостоятельное творчество учащихся на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Уроки чтения в начальной школе в системе развивающего обучения Л.В. Занкова по праву можно назвать уроками литературы.

Литературное образование призвано научить учащихся читать и воспринимать литературный текст как произведение искусства.

Беда современной школы, общества в том, что целые поколения прошли мимо искусства, в том, что литература в начальной школе преподавалась не как искусство, ее преподавание было направлено главным образом на усвоение знаний. Задача начальной школы, как раз и состоит в том, чтобы на уроках литературного чтения заложить основы культуры чтения, добиться того, чтобы литература понималась как искусство, то есть как способ художественного восприятия мира.

Каждое художественное произведение – это отражение художественного видения автора. Поэтому изучение литературного текста должно происходить через обязательный диалог с художником слова, а следовательно, предполагает приобщение учащихся к художественному миру писателя, изучение времени, традиций, жизненных принципов. Приобщиться к литературному тексту, ощутить произведение писателя как часть духовного опыта позволяет ученикам самостоятельное литературное творчество. Самостоятельное творчество, как доказано наукой, является одной из форм обучения, направленной на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Творческие задания, которые я даю, помогают учащимся разобраться с литературоведческими понятиями, позволяют освоить категорию жанра, различные стилистические приемы и средства. А самое главное, самостоятельное литературное творчество для ребят – это возможность высказаться, показать полет своей фантазии, раскрыть творческий поиск.

Так после изучения темы «Басни», ребята с удовольствием пробуют свои силы в написании собственного произведения.

Басня Аверина Сергея (2 класс)

Знают звери, что медведь
Любит мед, малину есть.
Встретил мишка наш в лесу
Загрустившую лису.

Заболели ее детки
Нужен мед, а не таблетки.
Медведь с жалостью смотрел,
Но дать меду пожалел.

Прибегали зайцы, ежик
И просили понемножку
Дать больным лисятам мед,
А медведь как заревет:

«Прочь, зверята, не просите,
Свой на зиму запасите!
Мне и самому немного».
И ушел в свою берлогу.

А зима уже проходит
И медведь голодный бродит.
Вспомнил он, что у ежат
В норке яблоки лежат,

А у белочки орехи тоже будут не помехой.
И пошел просить по кругу: «Помогите Мишке-другу»
Как он только не просил,
Ничего не получил.

Мораль у басенки такая:
Жадность – спутница плохая!

Басня Говрякова Николая (2 класс)

Друзья

Собрались вместе после школы
Три друга: Миша, Ваня, Коля.
И началась у них игра:
Миша – прыгать и скакать,
Ваня – петь и танцевать,
Коля – шарики гонять.
Долго вместе веселились,
Чуть под пол не провалились.

Вот и вечер на дворе,
Домой пора уж детворе.
А утром в школе
Их спросили,
И все по двойке получили.
Отсюда и мораль сейчас:
Делу время - потехе час.

Мои ученики, размышляя о добре и зле, об ответственности за все живое, о любви к ближнему, пишут различные этюды. Изучив «Дневник Фокса Микки» Саши Черного, ребята опубликовали подобные дневники в школьной газете.

Лардугина Лена (4 класс)

Дневник Ярона добермана.

«Здравствуйте, меня зовут Ярон. Порода у меня знатная – я доберман. Мне очень нравиться ходить гулять. И кто это еще придумал, что собаки должны гулять 3 раза в день. Вот я лично считаю, что собака может гулять, где ей захочется и когда ей захочется. А то как выйдешь на улицу, так и погулять спокойно нельзя. Ярон, сюда не ходи! Ярон, сюда нельзя! Вот только и топчешься на одном местечке, разгуляться негде. Был бы я знатный человек, все бы законы отменил! И все тут!

Когда меня не выпускают гулять, я играю дома с моими хозяевами. Когда я гавкаю вот так: «Гав – гав» и начинаю прыгать во время игры, это я разыгрался и хочу продолжить. Я как будто говорю: «еще, еще!» Но никто меня не понимает, и начинают на меня кричать. Думают, что я их съем. Иногда я не в настроении играть на улице, если из подъезда рядом с моим выходит дог. Думает, что если он такой породы, то ему все позволено. И начинает мне говорить:

- Уходи отсюда подобру-поздорову, а то как дам тебе лапой, так и будешь знать!- а потом еще добавит:

- Это мой двор!

Я бы ему показал, конечно, кто здесь хозяин, но меня взяли за мое украшение на шее, которое они называют ошейником и завели меня домой. Ведь для них слова дога только лай, и ничегошеньки они-то не понимают. А потом они мне целый час говорили, что так делать нельзя. И мне это очень не понравилось.

Один раз, когда я гулял с хозяином, на моем пути попалось что–то круглое и очень колючее. Оказалось, что это ежик. Но он мне очень не понравился. Я начал ему говорить, что б уходил отсюда и не топтал мою траву. Но он фыркнул в ответ и свернулся клубочком. Ух, я не люблю этих ежиков, вечно они сворачиваются. Так бы цапнул его и все! А то свернулся клубком да иголками покрылся. А иголки-то точь-в-точь такие же, как у мамы моей хозяйки. Когда у нее порвется юбка, возьмет мама иголку и начинает зашивать. Пока я смотрел на свернувшегося ежика, хозяин взял и оттащил меня оттуда. Для них-то мои слова простой лай. Эх, человек, человек, ничего-то он не понимает. Взял бы я и убрал людей с планеты. Были бы собаки врачи, продавцы. На этом я заканчиваю свой рассказ. До скорых встреч!»

Силаева Настя(4 класс)

Дневник кота Тихана.

Про хозяйку Настю и отдых на даче.

«Моя хозяйка Настя - очень добрая девочка. Настю я очень люблю и она меня тоже. Когда наступают каникулы, то меня отправляют к Настиному дедушке. Хороший мужик, но я все равно лучше, потому что моя порода – Мэй Кун, я самый смелый в мире кот. Мяу! Мяу! Когда я приезжаю на дачу, то меня встречают мои поклонницы.

Однажды, в дождливую ночь, я подрался с соседским котом Васькой. Когда приехали мама с Настей, то они меня не узнали, у меня была поранена лапка и подбит глаз. Из домашнего кота я превратился в бродягу. Разнял нас с Васькой дедушка. А еще я очень люблю сходить на пруд и поохотиться за лягушками. Если охота удается удачной, то я обязательно принесу домой и предложу дедушке. Странно, но он их не ест: (вот чудак) это же так вкусно. Я на него обижаюсь. Очень люблю прогуляться по даче вместе со своими подругами кошками, правда, далеко мы не ходим, потому что я очень осторожный – я ведь Мэй Кун Тихан. Иногда к дедушке в гости приходит Палыч (его друг), мне он всегда чего-нибудь приносит: то колбаски, то сосиски (наверно он думает, что я голодный), но я же сыт, но все равно от такой вкуснятины мне трудно отказаться. В начале осени я снова возвращаюсь в квартиру, где люблю половить мух, смотреть в окно, как ездят машины. Мне никогда не скучно, потому что у меня есть замечательный друг – Настя!!!»

А сколько различных стихотворений, «криков души», как я их называю, на различные темы были написаны ребятами.

***

«Осень, осень на дворе,
Листья падают везде.
Под ногами все шуршит,
С неба дождик моросит.
Наступают холода…
В гости к нам идет зима».
Товкач К.

***

У меня есть кукла
Я ее люблю.
И наряды к празднику
Куколке сошью.
Заплету ей в косы
Белые цветы.
И пойдем на праздник
Вместе я и ты.
Полянская Т.

***

Водопад шумит,
Водопад рычит,
Водопад как птица,
По волнам летит.
В полете воды
Отражается свет луны.
Сидорова Д.

***

Ракеты летают – космос изучают,
Комбайны поля убирают,
Тракторы пашут
Весь день напролет.
В небо взлетает наш друг самолет,
Он груз и людей
Доставляет быстрей.
Гунченко Р.

***

Я проснулся утром рано,
Выглянул в окно.
Что случилось с нашим садом?
Все вокруг бело.
Слабодян В.

***

Однажды у Мишки
Выросла шишка:
Шел по дорожке,
Споткнулся о кошку.
Анзилевский А.

Традиционное объяснение нового материала может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Важно учитывать возрастные особенности учащихся. Опираясь на это, я часто предлагаю своим ученикам написать сказку, интервью, воспоминания, письмо другу.

Вот рассказ четвероклассника Ковалькова Никиты после изучения произведений Н. Н. Носова:

Я решил сам пришить пуговицу к своей курточке. Взял иголку, нитки и молоток. Правда, молоток понадобился потом, когда оказалось, что без него никак не обойтись. Началось же все с иголки и нитки. В одной руке иголка, а в другой нитка. Ничего сложного: просунуть нитку через ушко – и конец.

А у меня никак не просовывается. То нитка уползает вправо, а игольное ушко отклоняется влево, то ушко уходит вправо, а нитка – влево. Тогда я подумал, что дело пойдет лучше, если ушко будет стоять неподвижно. Вот тогда – то и понадобился молоток: я вколотил иголку в стул.

Ну, теперь ушко не шевелится. Берем нитку, но вдеть ее оказывается еще труднее: сверху не видно игольного ушка. Как уж ни крутился вокруг стула на коленках, ничего не выходило. Даже увеличительное стекло не помогло.

Как же так? Ведь я часто видел, как мама всегда очень легко вдевала нитку. Может быть, здесь есть какая - то тайна, и мама знает волшебное слово?

Но мама только улыбнулась, когда я попросил ее научить меня этому слову.

Не прошло и часа, как я вдел нитку.

Можно браться за шитье. Однако не тут – то было. Через дырочку в пуговице иголка прошла свободно, а в ткань не полезла. Оказалось, что сломан кончик иголки.

Что делать?

Опять пришлось пускать в ход молоток. Стукнул иголку молотком – вошла! Не только в курточку, но и в стул. А как же иначе? Если держать курточку на весу, то нельзя ударить молотком.

Раскачал и вытащил иголку из стула. Она как будто стала еще короче. Дальше иголка с каждым разом укорачивалась все заметнее. Под конец от нее осталось одно ушко.

Не страшно. Пуговица пришита, можно надеть курточку. Фу ты, не надевается! Оказывается, я пришил пуговицу и к груди и к спине курточки – насквозь. Должно быть, я неправильно уложил курточку на стуле.

И вот результат: сколько хлопот, а курточку надеть нельзя. Нужно всю работу начинать сначала… Ну, уж нет! Пока мама не откроет мне тайну игольного ушка, я не буду больше пришивать пуговиц – вообще не возьму в руки ни молотка, ни иголки с ниткой.

Мастерство ребят растет от класса к классу. Итоговой работой, по-моему, можно считать сочинение стихов, передающих настроение ребят:

Утро.

Утро наступило
Солнце не встает
Серо и уныло,
Птичка не поет.

Солнышко устало
Видно, крепко спит.
Может, захворало?
Что же там болит?

Белка громко плачет –
Такой грустный день.
Зайчики не скачут –
Просыпаться лень.

Что это сверкнуло
Среди мрачных туч?
Солнышко проснулось!
Бросило свой луч.

Все позолотило,
Разогнало тень,
Всех перебудило -
Чудный будет день!

Аверин С.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы научить учащихся разглядеть в самом заурядном нечто интересное, волшебное - то, что будит воображение и уводит его в новые миры. Необходимо помнить о том, что мысль и фантазия - бессмертны, и именно самостоятельное творчество учащихся ведет к этому.