Программа элективного курса "Мы в мире экономики". 11-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 11


Пояснительная записка.

В связи с введением предпрофильной подготовки в 9 классах основной школы и профильного обучения в старшей школе возникает острая необходимость в учебно-методическом обеспечении данного процесса. Основной предпрофильной подготовки, а значит и задач профессионального самоопределения и профессионального образования, является организация элективных курсов.

В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика - это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.

Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.

Я назвала свой курс: “Мы в мире экономики!” Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса – год, по одному занятию в неделю – 34 учебных часов.

 Цели курса:

  • развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики;
  • сформирование устойчивое понимание экономических терминов и понятий;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить навыкам правильного решения задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.

 Задачи курса:

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
  • способствовать развитию коллективной работы.

 Методы:

  • мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
  • энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);
  • групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
  • тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
  • выполнение разных заданий (составить график спроса или предложения; построить кривую спроса или предложения; ответить на вопросы; решить задачи; работа с терминами).
  • ролевая игра – это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной или профессиональной ситуации;
  • проектная работа.

 Содержание программы

1 тема: “Что такое экономика?”

  • 1 занятие: “Основы экономики”. Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора.
  • 2 занятие: “Основные экономические вопросы”. Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика.

2 тема: “Экономические системы”.

  • 1 занятие: “Рыночная экономика”. Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность.
  • 2. занятие: “Кругооборот рыночной экономики”. Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства.

3 тема: “Спрос”.

  • 1 занятие: “Закон спроса”. Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены.
  • 2 занятие: “Рыночный спрос”. Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене (наличие заменителей, расходуемая процентная часть бюджета, время). Эффект цены и изменение спроса (изменение дохода, наличие и цены заменителей, наличие и цены взаимодополняющих товаров).

4 тема: “Предложение”.

  • 1 занятие: “ Предложение и эффект цены”. Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение (эффект цены, индивидуальные предложения и рыночные предложения).
  • 2 занятие: “Эластичность предложения по цене”. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения (изменение предельных издержек производства, наличие и цены заменителей и др.).

5 тема: “Равновесие рынка”.

  • 1 занятие: “Рыночное равновесие и совершенная конкуренция”. Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток.
  • 2 занятие: “Функции рыночных цен”. Информационная функция. Распределительная (нормирующая) функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка.

6 тема: “Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”.

  • 1 занятие: “Источники дохода. Вклады и инвестиции”. Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет (Постановка финансовых целей, оценка дохода, планирование расходов). Вклады и инвестиции. (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование.
  • 2 занятие: “Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей”. Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование. (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей.

7 тема: “Бизнес и предпринимательство”.

  • 1 занятие: “Признаки классификации предпринимательской деятельности”. Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства.
  • 2 занятие: “Экономическая роль малого бизнеса”. Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес.

8 тема: “Финансирование бизнеса”.

  • 1 занятие: “Финансовые рынки”. Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса.
  • 2 занятие: “Фондовый рынок”. Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность.

9 тема: “Производство и производительность”.

  • 1 занятие: “Как измеряется валовой внутренний продукт”. Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность (человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитальные ресурсы, технологии и инновационная деятельность, технологические процессы).
  • 2 занятие: “Управление”. Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности.

10 тема: “Рынок труда”.

  • 1 занятие: “Как рыночные силы определяют цену труда?” Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда (разница в условиях труда, разница в образовании и квалификации, разница в способностях и трудолюбии, разница в опыте и мастерстве, уровень территориальной мобильность населения, трудовая дискриминация).
  • 2 занятие: “Организация рынка труда”. Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений.

11 тема: “Конкуренция”.

  • 1 занятие: “ Конкуренция и координация”. Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная (монопольная) власть (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).
  • 2 занятие: “Виды слияния бизнеса. Информация и обмен”. Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения.

12 тема: “Государство и рыночная экономика”.

  • 1 занятие: “Государственное регулирование и рынок”. Функции государства в рыночной экономике. Административно – правовая деятельность государства. Государственное управление и социально – экономическая политика. Взаимодействие государственного и частного сектора. Бюджетная система. Доходы федерального правительства. Расходы федерального правительства. Региональные и местные бюджеты. Роль государства и кругооборот.
  • 2 занятие: “Налоговая система”. Какие функции выполняют налоги. Виды налогов. Принципы формирования налогов. Принципы налогообложения. Типы налогов: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Прямые и косвенные налоги.

13 тема: “Деньги и финансовые институты”.

  • 1 занятие: “Деньги. Количество денег в обращении”. Функции денег. Формы и виды денег. Денежная масса. Спрос на деньги. Предложение денег.
  • 2 занятие: “ Развитие банковского дела”. Современная банковская система (коммерческие банки, основные банковские операции, источники частичной резервной системы, как банки “создают” деньги, как ссуды увеличивают денежную массу).

14 тема: “Стабилизация экономики”.

  • 1 занятие: “Макроэкономические показатели”. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Методы расчета ВВП. Безработица.
  • 2 занятие: “Фискальная политика”. Ограничения и критика фискальной политики. Монетарная политика (центральный банк и денежная масса, ограничения монетарной политики, сравнение и взаимосвязь монетарной и фискальной политики).

15 тема: “Международная торговля”.

  • 1 занятие: “Что такое международная торговля?” Экономический эффект торговли. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Международное разделение труда. Протекционизм, либерализм и открытая экономика.
  • 2 занятие: “Торговые барьеры – ограничения международной торговли”. Аргументы “за” и “против” торговых барьеров. Международное сотрудничество и экономическая интеграция (основные интеграционные группировки, модели и значение международной интеграции).
  • 3 занятие: “Международная валютная система”. Валютный рынок и номинальный валютный курс. Паритет покупательной способности и реальный валютный курс. Фиксированный и плавающий валютный курсы. Платежный баланс.

16 тема: “Мировая экономика: преимущества и вызовы”.

  • 1 занятие: “Что такое мировая экономика?” Координация экономических решений и модели экономики. Уровень экономического развития и участие стран в мировой экономике.
  • 2 занятие: “Глобализация экономики”. Глобальные проблемы современности. Конкурентноспособность страны в мировой экономике.
  • 3–4 занятие: Защита проектов и рефератов. Темы выбирают сами ученики.

Примерные темы:

1) Как влияет реклама на жизнь населения страны.

2) Трудовой рынок нашей страны или района.

3) Бизнес план фирмы…(ученики сами составляют проект фирмы).

4) Маркетинговое исследование по району или села.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны:

  • овладеть основными экономическими терминами и понятиями;
  • уметь применять экономические знания в жизни;
  • уметь правильно решать экономические задачи;
  • анализировать нужную информацию;
  • овладеть элементами исследовательских работ;
  • уметь логический и творческий мыслить;
  • адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности;

 Использованная литература для учителей:

1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин Сборник тестовых заданий по экономике- М.; МЦЭБО – Вита-Пресс, 2004 г.

4. Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; “Академия развития”; 1998 г.

5. Е. Ю. Фрейнкман “Экономика и бизнес” М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

6. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

7. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП “Центр экономики и права”; К.; 2004 г.

Литература для учеников:

1. Прикладная экономика – (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.;

2. Прикладная экономика – (сборник заданий); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП “Центр экономики и права”; К.; 2004 г.

Тематический план