Тема урока "Положительные и отрицательные числа"

Разделы: Математика


Тема: Положительные и отрицательные числа.

Цели: Умение находить модуль любого числа, обобщение знаний о положительных и отрицательных числах; развитие самоконтроля при выполнении индивидуальной работы и познавательного интереса; привить любовь к малой родине, используя краеведческий материал; формирование коллективизма.

Оформление доски:

Над желтой нивой – купол золотой
Плывет, как лебедь парус у причала
К огромной нашей родине любовь
Берет от малой родины начало.

Оборудование урока:

Фотографии и рисунки животных – бобр, ежи, медведи; выставка книг “Редкие животные Тюменской области”, “Большая Тюменская Энциклопедия”; карточки с заданиями для групп, жетоны, видеомагнитофон с телевизором.

Класс разделен на две группы.

Ход урока

Организационный момент. Постановка цели.

Разминка. Устно. Заполните таблицу

Расшифруйте словосочетание, и вы узнаете, о ком пойдет речь на нашем уроке.

Ответ составляется из карточек расположенных в таблице по логической цепочке учащимися.

Совместная работа групп.

В нашей местности водятся бобры. Бобр – крупнейший грызун, ведёт полуводный образ жизни и обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, делает плотины длиной 5-6 метров. Вдоль плотин с удивительной равномерностью расположены бобровые хатки.

Задание №1. Узнать длину бобра в дм вам поможет удивительный квадрат.

-5,9 -6,3 -3,6
-2,3 -2,7 0
-3,7 -4,1 1,4

Из первой строки выберите наименьшее число и запишите модуль этого числа.

Из второй строки выберите наибольшее число.

Из третьей строки выберите число, которое является не наибольшим и не наименьшим числом, и запишите модуль данного числа.

Найдите сумму этих чисел.

Решение: 6,3+0+3,7 = 10 (дм)

Задание №2. Узнайте массу бобра. Для этого решите зашифрованные примеры. Затем из ответа примера 4 вычесть сумму результатов остальных примеров. В результате вы получите среднюю массу бобра в килограммах.

Задание №3. Бобр – отличный пловец и ныряльщик, несколько минут он может находиться под водой. Решив следующее задание, вы узнаете сколько минут.

Расположите числа в порядке возрастания: -15; 0; -8,8; 1; 3; -; 5; ; -10

Самое наибольшее число – это и есть ответ.

Решение: -15, -10; -8,8; -; 0; ; 1; 3; 5.

Задание №4. Длинные и острые зубы бобра помогают ему легко и быстро перегрызть дерево. За сколько минут бобр перегрызет дерево диаметром 12см.

Ответ вы узнаете решив следующее уравнение: x + x=10/3

X=3 мин.

Просмотр видеофильма “Жизнь заказника “Тюменский”” (расположенный на территории нашего края) 5 минут.

Индивидуальные задания группам.

Каждый учащийся получает карту - исследования своего животного. I группа – животного медведя, II группа – животного ежа. Учащиеся каждой группы самостоятельно выполняют задания и заполняют свою карту – исследования.

Карточка I группы.

Задание №1. Бурые медведи чувствуют себя уютнее в лесах, выходя из них только в поисках пропитания, причем их меню разнообразное (насекомые, рыба, мелкие позвоночные, падаль). Длина тела бурого медведя приблизительно равна __ м.

(Выполните задание №1. и вы узнаете ответ).

Задание №2. В конце лета медведи потребляют до ___ тысяч калорий в день, чтобы накопить жир на время зимней спячки. У залегшего в берлогу медведя толщина подкожного жира достигает __ - ___ см.

(Выполните задание №2. и вы узнаете ответ).

Задание №3. Новорожденные бурые медвежата появляется на свет слепыми, безволосыми, но растут очень быстро. Их масса ____г.

(Выполните задание №3. и вы узнаете ответ).

Задание №4. Вес взрослого медведя доходит до ___ кг, самки до __ кг.

(Выполните задание №4. и вы узнаете ответ).

Задание №5. Возраст медведя ученые определяют по срезу удаленного зуба, на котором под микроскопом подсчитывают годичные кольца, как у дерева. Продолжительность жизни от __ до __ лет.

(Выполните задание №5. и вы узнаете ответ).

Задание №6. Рост в холке доходит до __ м.

(Выполните задание №6. и вы узнаете ответ).

Задание №7. Медведи - крупные, мощно сложенные животные. У них большие головы, короткие задние конечности и очень короткий хвост. Лапы плоские и пятипалые, с загнутыми когтями. Всего в мире существует ___ видов медведей.

(Выполните задание №7. и вы узнаете ответ).

Задания к карточке I группы:

Угадайте корень уравнения и выполните проверку: y + (-3) =1,2; ответ запишите в свою карточку.

Вычислите:

  • |-60|: |-3|=
  • |3/5| * |-25| =
  • Найдите значение выражения: |x|+|y|, при x=-15 и y= -10.

Запишите ответы в карту.

Вечером в г. Салехарде температура воздуха была -30?С, ночью она понизилась на 15?С. Какая температура была утром в г. Салехарде?

Найдите модуль от этой температуры и умножьте его на 10, ответ запишите в карту.

Вычислите:

  • 1000 + (-220)= ? (кг) – вес медведя.
  • ? + (-180) = ? (кг) – вес самки. Запишите ответы в карту.

5.

  • Найдите сумму минус тридцати и шестидесяти.
  • Найдите модуль числа минус сорок. Запишите ответы в карту.

6.

  • Сравните числа: -1,5 и 3;
  • Найдите модуль меньшего числа. Запишите ответы в карту.

7. Сколько целых чисел расположено между числами -3 и 7. Запишите ответ в карту.

Карточка II группы.

Задание №1. Все колючие ежи примерно одинаковые по величине, длина тела с головой не больше ___см и защищены густым панцирем.

(Длину ежа, узнаете, выполнив задание №1.)

Задание №2. Ежовые иголки - это видоизмененные волоски с заостренными кончиками длиной около __см и толщиной ___ мм. В колючей шубе взрослого ежа до __ тысяч иголок.

(Вставьте пропущенные числа, выполнив задание №2.).

Задание №3. Ёж питается насекомыми, семенами, ягодами, птенцами и яйцами гнездящихся на земле птиц, а также земляными червями, которых способен учуять на глубине до __ см.

(Выполните задание №3. и вы узнаете ответ).

Задание №4. Не накопив достаточно жира, зверек не сможет заснуть и вряд ли переживет зиму. За ночь еж в среднем проходит до ___ км в поисках корма.

(Сколько проходит ёж за ночь вы узнаете, выполнив задание №4.)

Задание №5. С приближением холодов он устраивает теплую зимовочную нору. Гнездо выстилается слоем сухой листвы и травы толщиной до __ см.

(Выполните задание №5. и вы узнаете ответ).

Задание №6. Новорожденные ежата весят ___г. Переходя на собственные хлеба, юные ежата весят в 10 раз больше, чем при рождении - ____, а взрослые ежи весят в 16 раз больше - ____г.

(Выполните задание №6. и вы узнаете ответ).

Задание №7. В период спячки температура тела ежа снижается с 350 С до___ С.

Сердцебиение замедляется со 190 до___ ударов в минуту, а интервал между вздохами может длиться несколько минут.

(Выполните задание №7. и вы узнаете ответ).

Задания к карточке II группы:

Угадайте корень уравнения и выполните проверку: y + (-5) =25, ответ запишите в свою карточку.

Вычислите:

  • |-66|: |22|= ?
  • |6/7| * |-7/3| = ?
  • Найдите значение выражения: |x|+|y|, при x=-1,5 и y= -5,5.

Запишите ответы в карту.

Утром температура воздуха была 110 С, а за день повысилась на 70 С. Какая температура воздуха была днём?

Вычислите:

  • -0,3 + (-0,7)=
  • + (-2) =
  • | | = ? Запишите ответы в карту.

5. Найдите сумму минус пятидесяти и ста. Запишите ответ в карту.

6.

  • Сравните числа: -25 и -50;
  • Найдите модуль большего числа. Запишите ответ в карту.

7.

  • Назовите целое число x такое, что 9?<x<10?.
  • Сколько целых чисел расположено между числами -11 и 10. Запишите ответ в карту.

Итог урока. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами, записанными на закрытой доске, оценивают работы и читают рассказ о своём животном.