Элективный курс по физике

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели курса:

  1. Социально-психологическая: Формирование деятельностной способности учащихся, коммуникативных умений. Самоопределение в выборе направления дальнейшего образования.
  2. Академическая: Расширить представления учащихся об окружающем мире; удовлетворить интерес к явлениям и процессам, происходящим в организме человека.

Задачи: Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, путём знакомства школьников с особенностями естественно-научной исследовательской деятельности на материале курса.

Программа курса предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения, и рассчитана на 17 часов. Она состоит из трёх блоков: биомеханика, электродинамика и медицина, физика человеческого глаза. В программе используются знания учащихся таких тем, как механика, электродинамика, оптика. Прослеживается связь физики с биологией, медициной, математикой.

Курс “Биофизика” направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области выходящей за рамки учебной программы физики, на оказание помощи в выборе профиля обучения в старшей школе. В курсе устанавливается связь между физическими законами и человеческим организмом, процессами, происходящими в нём. Курс содержит большое количество лабораторных работ исследовательского характера, самостоятельную работу учащихся при выполнение учебных проектов.

Предусматривается групповая и индивидуальная работа учащихся. За основу взят принцип деятельностного подхода обучения школьников с учётом принципа вариативности. При использовании групповой работы делается акцент на принцип психологической комфортности.

Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагается использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов). Другая важная особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер содержания. Это с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут освоить следующие умения:

  • строить план исследования,
  • фиксировать эмпирические данные,
  • проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления,
  • сотрудничать с товарищами, работать в исследовательской группе,
  • представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

Содержание программы.

Введение (1 час)

  • Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской физики.

Биомеханика (7 часов)

  • Рассмотрение некоторых вопросов биомеханики: раздела биофизики, в котором рассматриваются механические свойства живых тканей и органов, а также механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами. Эргометрия.
  • Физиологическая акустика, изучающая устройство и работу звуковоспринимающих и звукообразующих органов человека и животных.

Физический практикум

  • Определение максимальной скорости движения пальцев.
  • Оценка плотности костной ткани методом гидростатического взвешивания.
  • Определение мощности сердца человека.
  • Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.

Физика человеческого глаза (4 часа)

  • Оптическая система глаза и некоторые её особенности. Бинокулярность. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии.

Физический практикум

  • Определение разрешающей способности глаза.
  • Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаза.
  • Сборка трубы Галилея.

 Электродинамика и медицина (3 часа)

  • Собственные физические поля организма человека: низкочастотные электрические и магнитные. Инфракрасное излучение.
  • Физические основы электрокардиографии, магнитобиологии, иреографии.
  • Изучение электропроводимости биологических тканей.

Защита проектов (2 часа)

Темы проектов.

  1. Влияние инфразвука на организм человека.
  2. Применение ультразвука в медицине.
  3. Шумовое загрязнение.
  4. Степень вредного влияния сотовой связи.
  5. Использование лазеров в медицине.
  6. Магнитное поле на службе медицины.

Тематическое планирование

№ п\п Тема Количество часов Форма проведения
1 Введение. Некоторые вопросы биомеханики 1 Лекция
2 Механические свойства живых тканей и органов 1 Лекция
3 Эргометрия 1 Лекция
4 Физиологическая акустика 1 Лекция
5 Определение максимальной скорости движения пальца руки 1 Лабораторная работа.
6 Оценка плотности костной ткани методом гидростатического взвешивания 1 Лабораторная работа
7 Определение мощности работы сердца 1 Лабораторная работа
8 Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы 1 Лабораторная работа
9 Физика человеческого глаза 1 Конференция
10 Определение разрешающей способности глаза 1 Лабораторная работа
11 Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаза 1 Лабораторная работа
12 Сборка трубы Галилея 1 Лабораторная работа
13 Собственные физические поля организма человека 1 Лекция
14 Физические основы магнитобиологии, электрокардиографии 1 Лекция
15 Электропроводимость биологических тканей 1 Лекция
16 Защита проектов 2 Презентация

Литература для учителя

  1. А.Н.. Ремизов и др. Медицинская и биологическая физика – М. Дрофа, 2004.
  2. В.В. Антонов. Биофизика – М. Арктос-Викапресс, 2000
  3. Дж.Б. Мерион. Физика с биологическим содержанием – М.. Высшая школа, 1986.
  4. Методические указания для выполнения лабораторных работ по физике, Воронеж 2003.

Литература для учащихся

  1. А. В. Пёрышкин, и др. Факультативный курс физики, М. “Просвещение”, 1980.
  2. И. И. Клюкин, Удивительный мир звука, Ленинград “Судостроение”, 1986.
  3. Б. Ф. Бильмович. Световые явления вокруг нас – М. “Просвещение”, 1986.
  4. М. Б. Беркинблит. Е. Г. Глагольева. Электричество в живых организмах, М. “Наука”, 1988.

Приложение