Экскурсия по средневековому городу

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели:

  • повторение, обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме;
  • развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Оформление: для оформления выбираются иллюстрации из учебника, дополнительной литературы по истории средних веков, они увеличиваются и используются в ходе игры.

План.

Общий ход игры – это путешествие. Название путешествия можно придумать любое, в зависимости от эпохи, страны, государства. По количеству изученного материала выбираются варианты игры.

В данной работе предлагается двенадцать различных заданий по истории средних веков, разделенных на два уровня. Первый уровень – это заочная викторина и составление кроссворда как заявка на участие в игре. Количество баллов, набранное в первом уровне, засчитывается при подведении общих итогов. Второй уровень представляет собой непосредственно игровые задания. Жюри, выбранное из старшеклассников или учителей, наблюдает за ходом игры и подводит итоги.

В основном все задания построены таким образом, что требуют домашней подготовки с использованием всех доступных средств (помощь родителей, друзей; Интернет, библиотека и т. д. ).

Ход игры

Первый (заочный) тур

I. Учащиеся отвечают на вопросы викторины:

1. Назовите семь чудес света средневекового периода? (Пещера Десяти тысяч Будд, Большое Зимбабве, Ангкор Ват, Крак де Шевалье, Солсберийский собор, Альгамбра, Теночтитлан. )

2. Как назывались земельные меры во Франции в начале IX века? (бонуарий, Арипенн, Пертика)

3. По каким причинам вассалы были обязаны целовать руку королю? (“…по предписанной природой обязанности, которая возложена на них в отношениях с королем. . , ввиду признания ими власти, которую он над ними имеет. ”)

4. Что такое ордалия? (“суд божий”, когда люди решали, кто прав, а кто виноват; подвергая тяжущихся физическим испытаниям. )

5. Что такое “Саксонское зерцало”? (Сборник германских феодальных законов составлен в XШ веке в г. Магдебурге).

6. Что такое гильдия? (Корпоративное объединение ремесленников, купцов, крестьян и т. д. для защиты сословных и профессиональных интересов. )

7. Верно ли, что в XIV, XV веках в Нюрнберге запрещалось мужчинам и женщинам носить застежки, пряжки, кольца и пуговки у рукавов выше локтя и что нарушителей штрафовали? ( Да, по “Закону о роскоши” города Нюрнберга. )

8. Что означает “призовое право феодала”? (Что с воза упало, то пропало)

9. Кто автор сочинения “История моих бедствий”? (Пьер Абеляр-XII век)

10. Назовите авторов стихотворения:

Есть у римлян правило,
Всем оно известно:
Бедного просителя
Просьба неуместна,
Лишь истцу дающему
В свой черед дается.
Как тобой посеяно,
Так же и пожнется…

(Стихотворение “Против пороков” возникло в среде вагантов, бродячих вольнодумцев, в XII веке. )

II. Учащиеся составляют кроссворд из понятий, встречающихся в курсе истории средних веков (не менее 10) и оформляют его рисунками.

По количеству набранных баллов за викторину и кроссворд дети получают жетоны для участия во втором туре.

Второй (очный тур)

I. “На перекрестке”.

Учащиеся должны ответить:

1. Где возникали средневековые города? (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд).

2. Назвать средневековые города (Бремен, Париж, Венеция, Генуя, Брюгге, Гент). Кто назовет больше названий за 1 минуту времени.

II. “Прогулка по городу”.

Учащиеся ходят по воссозданным драмкружком частям города и отвечают на вопросы “горожан” (или используется карта города, где отмечается маршрут игроков):

1. Стражник задает вопрос: “Будут, ли ловить преступника в городе, если он совершил преступление вне города?” (По законам Страсбурга “никто самоуправно да не посягнет на него, он же послушно и с готовностью предстанет перед судом”)

2. Мэр города: “Куда могут быть потрачены деньги от штрафов?” (По закону города Бомона, на поддержание городских укреплений, на благоустройство города)

3. Судья: “Какое правило существовало к переселяющимся в город для совершения правосудия по отношению к ним?” (По закону г. Лана горожанин должен иметь достаточно имущества, чтобы оплатить штраф в суде)

4. Член городской Думы или городского Совета: “Как можно сосчитать, сколько человек явилось на заседание Думы, не входя в здание Ратуши?” (Из-за неблагоустроенности городов горожанам приходилось ходить на ходулях или в деревянных башмаках, которые оставляли за дверью)

5. Мастер: “Назовите условия обучения ученика”. (По Постановлению Лондонской гильдии ткачей соглашение с учеником на определенный срок регистрируется в суде, ученик платит мастеру за обучение и после изготовления качественного изделия становится мастером).

6. Купец: “Что такое “береговое право”?” (По законам Норвежского королевства разновидность “призового права”)

III. “На подмостках истории”.

Участники выполняют одно из заданий:

1. Рассказать отрывок из стихотворения средневекового автора.

2. Показать сценку с друзьями из жизни средневекового города.

3. Назвать как можно больше средневековых писателей за одну минуту времени (Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон и т. д. )

IV. “Ремесленная мастерская”

Участники защищают одно из домашних заданий:

1. Продемонстрировать средневековый костюм, изготовленный на себя или на куклу и назвать его детали.

2. Изготовить макет средневекового замка.

3. Придумать и нарисовать герб своей семьи по законам средневековой геральдики.

V. “Картинная галерея”.

Участники выполняют следующие задания:

1. Из развешанных картин найти одинаковые по жанру, принадлежащие кисти одного художника, относящиеся к одному веку. (В соответствии с наличием иллюстративного материала)

2. Описать одну из картин.

VI. “Триумфальная арка”.

Участники выполняют следующие задания:

1. Выбрать из предложенных изображений архитектурных памятников, относящиеся к средневековью. (В соответствии с наличием иллюстративного материала)

2. По изображению архитектурного памятника назвать стиль и его отличительные черты.

VII. “Лавка древностей”.

Участники выполняют следующее задание:

1. По предложенным изображениям орудий труда и предметов быта дать им определение и объяснение. (В соответствии с наличием иллюстративного материала).

VIII. “Рыцарский турнир”.

Участники выполняют следующие задания:

1. Перетягивание каната в доспехах рыцаря.

2. Китайская средневековая игра – шашки.

IX. “Великие географические открытия”.

Участники выполняют следующие задания:

1. По описанию узнать первооткрывателя или путешественника.

Венецианский купец, состоявший на службе у великого хана, совершил путешествия по Китаю и Дальнему Востоку (Марко Поло, XIII век)

Полжизни провел в путешествиях, пройдя в общей сложности около 120 тыс. км. , собранные им сведения о путешествиях записаны в “Рихле” (Ибн Баттута).

Гениальный мореплаватель, веривший в то, что Бог избрал его для свершения великой миссии, он долгое время вынашивал великий замысел - “индийское предприятие”, плыл в Индию, а приплыл в Америку (Христофор Колумб, XV век).

Путешественник, проложивший португальцам морской путь в Индию (Васко да Гама).

Путешественник, ценой собственной жизни доказавший, что земля круглая (Фернан Магеллан).

2. Из обрывков карты составить одну из карт великих путешествий.

X. “Семь чудес света”

Найти соответствие:

1. Пещера тысячу Будд 1. Сирия 1. XIII век
2. Большое Зимбабве 2. Испания 2. XII век
3. Ангкор Ват 3. Англия. 3. VIII век
4. Крак де Шевалье 4. Китай 4. VIII век
5. Солсберийский собор 5. Мексика 5. V век
6. Альгамбра 6. Зимбабве 6. Начало XII века
7. Теночтитлан 7. Камбоджа 7. XV век

(1-4-5

2-6-3

3-7-6

4-1-2

5-3-1

6-2-4

7-5-7)

Итог подводит жюри по количеству набранных жетонов (1 правильный ответ - 1 жетон; 1 правильное задание - 5 жетонов.

Дополнительная литература:

1. Абрамсон М. Л. , Кириллова А. А. , История средних веков. -М. : Просвещение, 1980. -576с. , ил.

2. Бартон Р. , Кэвиндиш Р. , Великие путешествия. – М: фирма Либрос, 1998-224с. , ил.

3. Кокс Р. , Морис Н. , Семь чудес света. –М: БММ АО,1997-95с, ил.

4. Степанова Е. В. , Шевеленко А. Я. , История средних веков. Хрестоматия. В 2ч. Ч. 1. (V-XV века). - М: Просвещение, 1988. -287с.