Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Чтение - народоведение, 3 класс

Тема урока: Заповеди русского народа о хлебе. Значение хлеба в нашей жизни.

Цель:

  • познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
  • показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу

Задачи: обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях

Оборудование:

рушник над доской, запись девиза “Хлеб - всему голова”, репродукция картины И.Шишкина “Рожь”; таблицы с изображением поэтапной обработки хлеба; магнитофон; запись песни “Хлеб - всему голова” (муз. В. Темнова ), рисунок с ковригой, пословицы, загадки о хлебе, собранные детьми; сочинения детей о хлебе; тексты для чтения “Заповедей…”; выставка, изготовленных руками родителей и бабушек хлебных изделий: каравай, хлеб ржано-пшеничный дарницкий, формовой, подовый ржаной, домашний пшеничный хлеб, батон, пироги; колосья ржи, пшеницы; костюм для мудреца: борода, головной убор; 2 русских костюма для мальчиков и 2 сарафана для девочек; жетоны “колоски” для команд и шапочки “Колосок” и “Зернышко” для капитанов; зерна пшеницы, ржи, подсолнечника и пшена на столах у каждого ученика.

 Ход урока

1. Организационный

Под музыку В.Темнова “Хлеб – всему голова” входят дети в класс. Садятся. После припева песни ученица в русском сарафане, указывая на выставку с хлебными изделиями, читает наизусть:

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

2. Мотивация

Учитель: Какие впечатления у вас возникли после услышанного? Почему? Как вы думаете, какие слова могут служить девизом нашего урока? (Дети отвечают). Почему вы так считаете? Так о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Дети высказывают свои мнения)

3. Исследования по теме урока

Учитель: “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.

- Докажите.

“Худ обед – коли хлеба нет”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска - а хлеба каравай – так и под елью рай”

-Какие еще пословицы о хлебе знаете? (Дети называют)

Учитель: Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.

ХЛЕБ. У этого слова много значений.

- Что называют хлебом?

Предположительные ответы детей: всякую еду; мучные изделия; колосья в поле; рожь, пшеницу, овес - злаковые растения; зерно на току, в складах.

Учитель обращает внимание детей на выставку мучных изделий. Девочка в русском сарафане проводит экскурсию, рассказывая и показывая хлебные изделия. Хлеб ржаной Бородинский из Белгорода; ржаной пшеничный Дарницкий, формовой. Есть еще и московский, украинский; подовый ржаной, испечен на поду печи. Клали сырой каравай на деревянную лопатку, посыпанную мукой, на капустный лист и отправляли в хорошо раскаленную печь. Батон; каравай; колосок пшеничный, белый домашний хлеб; пироги. Формовой хлеб – это хлеб, испеченный в форме. Бывает обыкновенный хлеб, сдобный.

Учитель: Для чего нужен хлеб? (Дети отвечают)

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

Выходят дети, инсценируют “Что самое ценное в нашей жизни?”

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

Рассказ 1 ученика:

Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.

Учитель:

-Какой вывод можно сделать? (Дети отвечают)

Учитель:

-Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.

“Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу”, “Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил”

-Наши предки учили: “При сытости помни голод”. Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время.

(2 ученика читают стихотворение В.Демидова “Хлеб матери”)

Рассказ 2 ученика:

-Тогда в 1942г вот таким был суточный паек ленинградца (жителя г. Ленинграда – сейчас г. Санкт Петербурга) – (показывает):

125г служащему, 200г рабочему – норма блокадного Ленинграда. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы.

Вывод: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его.

4. Физкультурная разминка

Соревнования между 2 командами “Колосок” и “Зернышко”- класс делится на команды по вариантам, выбирают капитанов команд

  1. Задание капитанам: отгадать загадки.
    • В поле тычинка - золотая вершинка
    • Не море, а волнуется
    • Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают7
    • Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу

    (Отгадавшие получают жетоны)

    1. Игра “Найди четвертое лишнее. Докажи”
    • Каравай, пышка, булочка, пицца
    • Ватрушка, пончик, пирожок, буханка
    1. Собери пословицы. Пословицы потеряли свой конец. Помогите им, ребята.
    2. Без краюшки - все не беда
      Покуда есть хлеб да вода - не прожить и седой старушке
      Какова земля, а хлеба край, так и под елью рай
      Хлеба ни куска , так и в тереме тоска; таков и хлеб
    3. Конкурс “Золушки”: по сигналу каждая команда должна выбрать из блюдца, на котором лежат зерна подсолнечника, пшена, ржи, пшеницы, риса те зерна, из которых получают муку и пекут хлеб. Назвать зерна.

    Победившая команда получает сдобу “Колосок”

    5. Знакомство с заповедями русского народа о хлебе

    Учитель: Какие заповеди давал русский народ о хлебе?

    (Ответы детей)

    • Хлебом – солью всегда встречали на Руси гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность.
    • Караваем встречали родители молодоженов.
    • Хлеб вносят в дом на новоселье “Не красна изба углами, а красна пирогами”.
    • Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”.
    • Именем хлеба клянутся “Чтоб мне хлеба не видать”

    “Хлеб - всему голова”, -Уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашет, хлеб сеет, собирает, продает.

    А хлеб, которым делишься, очень вкусен.

    6. Самостоятельная работа

    Класс делится на 3 группы. Прочитать текст “Заповеди русского народа о хлебе” (на столах у каждого ученика), выделить непонятные слова и ответить на вопросы, записанные на доске для каждой группы:

    • Почему легкого хлеба не бывает?
    • Назвать приметы посевов хлеба
    • Что считалось большим грехом на Руси?

    ЗАПОВЕДИ РУССКОГО НАРОДА О ХЛЕБЕ

    “Хлеб да соль!” - говорит русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом, за едой.

    - Хлеба кушать! – непременно отвечают ему в смысле: “Милости просим, садись с нами и ешь”. Этим приглашением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое по этой причине и называется чаще хлебосольством.

    Трудно хлеб достается человеку – легкого хлеба не бывает. Очень часто в старину земледельцам приходилось в поле выходить не только с сохой и плугом, но и с оружием, чтобы дать отпор врагам. Не случайно на гербах некоторых небольших городов винтовка соседствует с плугом.

    За хлеб гибли, защищая его, не только в войнах, но и на пожарах.

    Задумайся, попробуй представить, сколько людей потрудилось, чтобы к нам на стол попала румяная булочка или хорошо пропеченная горбушка хлеба.

    Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что “не пашня родит хлеб, а небо” и называли хлеб “небесный”, “божественный”.

    Первые приметы: при молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

    Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

    Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

    Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

    7. Словарная работа

    Коврига-буханка хлеба, горбушка. (на рисунке изображена буханка хлеба и часть отрезанная от хлеба и приставленная).

    8. Проверка самостоятельной работы

    По группам, посоветовавшись, дети отвечают на вопросы

    9, 10. Рефлексия и подведение итогов

    Учитель: Я вам советую выбирать себе в друзья тех ребят, которые уважают хлеб, ценят его.

    Давайте вместе соберем колосья, которые у вас лежат на столах – выбирайте по вашему настроению - соберем в большой сноп.

    - Как вы думаете, какой сноп у нас получился: радостный или грустный? Почему? (Дети отвечают)

    Ученик читает стихотворение Н.Рыленкова “Хлеб”:

    Кто землю сам пахал, тот за столом
    Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
    Стянув, на свежей скатерти узлом
    В дни страды исхоженные стежки.
    Я тоже в поле вырос и окреп,
    Шел не прохожим по родному краю,
    И по тому, как люди ценят хлеб,
    Себе друзей в дорогу выбираю.

    Учитель: Давайте, осуществим 1 из заповедей: вручим каравай нашим гостям.

    Звучит мелодия песни “Хлеб – всему голова”

    Два мальчика в русских рубахах держат каравай, а две девочки в сарафанах раздают кусочки каравая.

    Ученица читает стихотворение Л Кузьмина “Каравай”:

    Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
    Перед нами каравай с корочкой душистой!
    Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –
    Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
    Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,
    Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
    Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился,
    Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!