Применение развивающих технологий на уроках географии

Разделы: География


Цель: Повышение результативности образовательной деятельности через применение развивающих технологий.

География – наука, развивающая кругозор учащихся, дающая школьникам масштабное видение процессов, происходящих в природе и обществе, возможность познать основные закономерности и причинно-следственные связи в природе и мировой экономике. Знание географии– физической и экономической, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, развивает практические навыки, такие, как ориентирование на местности и карте, понимание причины природных явлений, географическое прогнозирование и т.д.

Мастерство учителя географии состоит в том, что он должен преподнести географию своим ученикам на таком уровне, чтобы она не потеряла своей привлекательности. В своей работе я применяю такие методы обучения, как ДЕМСОС (КСО, ГСО), модульное обучение,интегрирование, новые информационные технологии.

Коллективный способ обучения.

Применять технологию КСО и ГСО я начала в 1991-92 учебном году, когда эта методика, возникшая в 20-е годы, начала возрождаться. Обучение по группам– обучение в сотрудничестве, когда ученик одновременно учится и обучает, дает хороший эффект как при изучении новой темы, так и при повторении, обобщении знаний. Часто на своих уроках я практикую парную работу, взаимопроверку, самопроверку – при обобщающем повторении, при изучении новой темы, зачетную систему, игровые методы, проектный метод, деятельностный подход. Особенно удачным считаю при изучении экономических регионов, стран такую методическую находку, как “Метод распадающихся групп”.

Содержание метода: Составляются разноуровневые группы из 4 учащихся: 1 сильный ученик– консультант, 1-2 среднего уровня и 1-2 слабых. Такой урок проводится после освоения навыка экономико-географической характеристики региона (страны) по типовому плану экономико-географической характеристики, где четко указывается ход работы. Алгоритм освоения данного метода состоит в следующем:

Урок №1. Знакомство с типовым планом характеристики экономического региона (района, страны). Характеристика экономического региона под руководством учителя.

2.Урок №2. Завершение работы, начатой на уроке №1. Отработка навыка анализа экономических карт, статистических таблиц, характеристики экономического региона по типовому плану.

3.Самостоятельная работа учащихся по парам.(1 урок). Закрепление навыков анализа экономических карт, статистических таблиц и характеристики экономического региона.

4.Самостоятельная работа учащихся по группам под руководством учеников-консультантов. Каждая группа получает задание и типовой план (алгоритм работы).

За этот урок группа успевает:

А)изучить по типовому плану экономический регион под руководством консультанта
Б)Сдать зачет учителю (устно)
В)Распадается по 1-2 ученика.
Г)Принимает зачет у других групп.

Данный метод позволяет добиться следующих результатов:

1.Каждый ученик осваивает навык экономико-географической характеристики региона (страны

2.Каждый ученик отрабатывает умения и навыки работы с экономической картой, типовым планом, текстом, статистическими таблицами.

3.Каждый ученик осваивает новые знания по изучаемой территории. Происходит троекратное повторение в течение урока учебного материала и навыков работы:

а)при подготовке под руководством ученика-консультанта
б)при сдаче зачета
в)при приеме зачета у другой группы.

4.Каждый ученик приобретает навык передачи знаний другим учащимся и навык проверки знаний.

5.Развивается устная речь учащихся.

6.Развивается самостоятельсность учащихся в овладении знаниями.

Парная работа учащихся.

С 1984 года ввела парную работу при изучении географической номенклатуры. Начала с 10 класса с курса “Экономической географии зарубежных стран”, так как нельзя изучать последующие темы, если ученики не знают политическую карту мира. Один учитель не может справиться за 1 урок опросить всех учеников у карты. Поэтому работу по освоению политической карты мира организовала следующим образом:

1.На 1 уроке дается типология стран и географическая номенклатура (список стран)

2.На следующем уроке учащиеся сдают зачет .Первые ученики – учителю, затем работа продолжается в динамических парах. Критерии оценки очень жесткие: ученик должен знать политическую карту мира не ниже оценки “4”.

1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3” – ученик готовится и пересдает другому ученику, пока не получит "5 или “4”."

3.Такой же метод позже ввела в остальных классах при изучении географической номенклатуры.

4.Применяю парную работу в динамических парах при изучении новой темы, повторении, закреплении.

Модульная технология.

Модуль– это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Весь курс географии в школе делится на модули 4 порядка – курсы классов, затем каждый курс делится в свою очередь на модули 3 порядка– разделы, те в свою очередь– на модули 2 порядка– уроки, уроки делятся на модули 1 порядка– учебные элементы (УЭ). По модулям 4 и 3 порядка составляются рабочие программы, технологические карты, по модулям 2 порядка – маршрутные листы, информационные карты. Модули 1 порядка– учебные элементы, могут быть при изучении географии разных типов: текстовые, картографические, табличные, иллюстративные, словесные, компьютерные, аудио-видео, натурные, смешанные.

Ученик имеет у себя инструкцию (маршрутный лист), в которой определены:

1.Цель освоения модуля

2.Где найти учебный материал

3. Как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)

4.Как проверить правильность выполненной задачи. Контроль (тесты, письменные работы, сообщения и пр.) определяет степень усвоения учебного материала.

Роль учителя:

1)Составление инструкций (маршрутных Листов), модулей

2)Составление практических заданий

3)Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Краеведческий принцип обучения.

Краеведческий принцип основывается на применении краеведческих материалов, на обучении по принципу “От близкого к далекому, от знакомого к незнакомому”. На своих уроках постоянно применяю краеведческие материалы, привожу местные, знакомые учащимся примеры, применяю метод сравнительного анализа, составляю задачи на местном материале. Например, при изучении темы “Лесная промышленность” в 9 классе и “Зона тайги” в курсе 8-го класса решаем задачу : сколько деревьев вырубается в среднем за год по улусу, если для строительства одного дома средних размеров требуется заготовка 150 бревен, а для отопления одного дома в среднем 3 машины дров – 18 куб.м. (1 куб.м – 3 дерева). Учащиеся должны определить, сколько в год вырубается деревьев по улусу на строительство домов и отопление ежегодно. Получающиеся цифры поражают учащихся.

Интегрирование с другими предметами.

География как бы находится на стыке наук, поэтому интегрирование возможно во всех классах и с разными предметами: историей (особенно при изучении материков и стран), биологией, химией (полезные ископаемые, почвы), русской и якутской литературой, изобразительным искусством , физикой (явления природы). Не обязательно к уроку привлекать других специалистов, всегда эрудированный учитель может найти межпредметную связь. Проводила открытые интегрированные уроки: 1) с русской литературой по теме “Памяти павших будьте достойны” в 7-м классе – урок посвящен 60-летию Победы; 2) с русской литературой, историей – тема “Кавказ” в 7-м классе; 3) с биологией – в 7-м классе урок-игра “Счастливый случай”.

Использование новых информационных технологий.

Новые информационные технологии – это новая страница в преподавании учебных предметов. Использование на уроках географии компьютера, проектора расширяет возможности учителя в формировании знаний, кругозора учащихся.

Учитель может сам составить слайды по любой теме. Как пример, привожу разработку урока по теме “Размещение населения и формы расселения”.

Слайд №1. Тема: Размещение населения и формы расселения.

Задачи урока:

1. Сформировать знания о размещении населения мира, формах расселения (урбанизация, сельская форма расселения)

2.Развитие навыка работы с географическими картами и картосхемами.

3.Расширение кругозора

4.Повысить интерес к предмету.

Слайд №2. Вопросы на повторение.

1.Какова численность населения мира.

2.Наиболее многонаселенные страны мира.

3. Чем отличаются два типа воспроизводства населения?

4.Что можно узнать по половозрастной пирамиде?

5.Сколько народов проживает в мире?

6.Назовите три мировые религии.

Слайд №3. Размещение и плотность населения мира.

  • Восточное полушарие – 86%.
  • Северное полушарие 2 90%.
  • Средняя плотность населения – более 30 чел/км2.
  • Ареалы скопления населения.
  • 1)Восточная Азия – свыше 1,5 млрд чел.
  • 2)Южная Азия – более 1 млрд чел.
  • 3)Юго-восточная Азия – около 400 млн чел.
  • 4)Европа.
  • 5)Северо-Восток США.
  • Как вы думаете, в чем причина неравномерности размещения населения мира?

Слайд №4. Ответ.

Причины неравномерности размещения населения мира:

1.Природная среда (например:1/2 населения Земли живет на низменностях, которые составляют 30% суши; 1/3 людей живет на расстоянии не более 50 км от морей (12 % суши)

2.Исторический фактор

3.Современная демографическая ситуация

Слайд №5. Города и урбанизация.

  • Типы поселений – 1)городские 2)сельские
  • Урбанизация – (от латинского слова urbs – город) – это исторический процесс возникновения и роста городов, повышения доли городского населения, распространения городского образа жизни, концентрации в городах населения и экономического потенциала.
  • В городах проживает 45% населения Земли

Слайд №6. Показатели урбанизации:

  • 1)уровень урбанизации (показывает, какая часть населения живет в городах).
  • Карта уровня урбанизации по странам мира.

Слайд №7. 2.Темпы роста урбанизации

  • темпы роста урбанизации – в последние десятилетия в индустриально-развитых странах замедлились и составляют 1% в год. В развивающихся темпы роста выше – 3,6% в год.
  • Карта роста крупнейших городов мира.

Слайд №8. 3) Формы урбанизации

  • Ценз города в разных странах разный: Япония– 50 тыс.чел., Россия – 12 тыс. чел, Китай – 3 тыс. чел, Исландия-200 чел.
  • Городская агломерация – слияние городов с городами-спутниками
  • Мегалополис – скопление и слияние городских агломераций.

Таблица “ Мегалополисы мира”.

Слайд №9. Этапы урбанизации

  • 1 этап. Формирующаяся урбанизация – доля городского населения невелика.Возникают и развиваются города, рост крупных городов, причем самый большой опережает остальные по параметрам.

Слайд №10. Этапы урбанизации

  • 2 этап. Развитая урбанизация.
  • Разрастание крупнейших городов до масштабов городов– миллионеров. Образование городских агломераций, мегалополисов.

Слайд №11. Этапы урбанизации

  • 3 этап. Зрелая урбанизация.
  • Субурбанизация – интенсивное распространение городских функций и городского образа жизни на пригороды (интенсивное переселение из центральных частей городов в пригороды наиболее обеспеченных слоев населения
  • Рурбанизация – (от французского слова “рураль” – означающего “сельский”) – в процесс урбанизации захватывается сельская местность вне городских агломераций.
  • Реурбанизация – возвращение богатых горожан в центральную историческую часть города, которая намного разгрузилась от промышленных предприятий.
  • Развивающиеся страны: трущобная урбанизация.

Слайд №12. Особенности городского образа жизни

Слайд №13. Сельское расселение

– около 1/2 населения мира проживает в сельской местности

– Общее число сельских населенных пунктов – 19-20 миллионов

Формы сельского расселения:

– групповая (деревни, поселки)

– рассеянная (одиночные дома)

Слайд 14.Вопросы и задания:

1.Почему урбанизацию называют “ феноменом ХХ века”?

2.Как ее развитие связано с изменениями в экономике мира?

3.Какой образ жизни – городской или сельский – кажется вам более привлекательным?

4.В каком большом городе хотели бы вы жить?

5.Объясните термины: урбанизация, агломерация, мегалополис, субурбанизация.

Слайд №15 – 20. Панорамы крупных городов мира.