Война и эмиграция

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа

Класс: 11

Ключевые слова: элективный курс, современная литература, литература XX века, история русской литературы


Данный урок входит в программу факультатива “Русское литературное зарубежье” для 11-го класса. Главная цель программы – знакомство с историей русской литературы, содействие творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе отечественной культуры, приобщению к духовно богатому образу жизни и общечеловеческим ценностям, нравственному воспитанию, самостоятельному мышлению.

Цель урока: Познакомить учащихся с позицией представителей русской эмиграции во время II мировой войны; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как патриотизм, долг, верность и любовь к Родине.

Урок дополнен презентацией “Война и эмиграция” (Приложение 1)

Ход урока.

1. Оргмомент. Цель урока

2. Вступительное слово учителя

Россия – сон? Предвиденье? Обман
Россия – горе, странная тоска.
Ничем не устоявшаяся жажда?
Горсть пепла теплого?
Горсть теплого песка
Ревниво сберегаемая жажда.

Со слов Зинаиды Шаховской мы и начнем наш разговор о судьбах представителей литературного зарубежья во время II мировой войны. О тех людях, которые оказались за пределами своей родины, но меньше любить ее от этого не стали.

Ни радости цветущего Каира,
Где по ночам цветистый муэдзин,
Ни Ява, где живет среди равнин,
В Боро-Будур, Светильник Белый мира.
Ни Бенарес, где грозового пира
Желает Индра, мча огнистый клин
Средь тучевых лазоревых долин,
И все места, где пела счастье мира,
Ни Рим, где слава дней еще жива,
Ни имена, чей самый сильный звук – услада,
Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада, -
Мне не поют заветные слова,
И мне в Париже ничего не надо.
Одно лишь слово нужно мне: Москва!

“Ни в одной культурной области, утверждал известный пушкиновед и историк литературы Модест Гофман, – не чувствуется такое разделение России на две половины – Россию советскую и зарубежную, как в русской литературе… Россия оторвала от России, от русской почвы, вырвала из сердца России наиболее крупных писателей. Бунин, Мережковский, Куприн, Шмелев, Зайцев, Алданов, Г. Иванов, Ходасевич, Тэффи, Гиппиус и многие другие крупные имена первой четверти XX века оказались по другую сторону рубежа.

Не только писатели, но и многие простые русские люди оказались по разные стороны рубежа.

Они любили Россию. Пусть старую, дореволюционную, может даже ту, свою, какой они себе представляли. Их обвиняли в том, что они не хотят признать право на существование новой России, что они не желают добра, счастья русскому народу. Неправда. Они желали ему счастья. Просто счастье каждый представляет по-своему.

С приходом к власти в Германии национал-социалистов каждый русский человек за рубежом встал перед выбором: с кем быть? Было несколько ответов на этот вопрос.

Мы начнем с “черных” страниц русской эмиграции.

3. “Черные” страницы.

Ты отнял у меня страну,
Мою семью, мой дом,
Мой легкий жребий.
Ты опалил огнем весну –
Мой детский сон о правде и о небе.

С начала II мировой войны каждому русскому человеку предстояло сделать выбор: поддержать фашистов, чтобы избавить Россию от большевизма или поддержать СССР в борьбе с фашизмом, чтобы оставить Россию на мировой карте.

Еще до нападения Германии на СССР, многие русские примкнули к национал-социалистам в надежде, что это поможет им в борьбе с большевиками. Центрами “русских” фашистов стали Китай и США Во многих странах были организованы русские национал-социалистические организации: "Русский национальный союз участников войны" (РНСУВ, председатель генерал-майор А.В. Туркул); Национально-трудовой союз нового поколения (НТСНП, председатель В.М. Байдалаков); "Российское освободительное народное движение" (РОНД, руководитель А.П. Пельхау-Светозаров); "Российское национальное и социальное движение" (РНСД, полковник Н.Д. Скалон); "Русская фашистская партия" К.В. Родзаевского.

Был назначен даже русский фюрер – Жеребцов (внук одного из генерал-адъютантов Николая II).

Все эти организации имели далеко идущие цели: при помощи немцев очистить Россию от большевизма, а потом – от немцев.

С началом Великой Отечественной войны ситуация изменилась. Многие из этих партий были запрещены германским правительством, которому не нравилось, что в них было слишком много “русского”. Фашистам было необходимо столкнуть русских на фронте.

В июле 1941 г. был создан учебный разведывательный батальон при штабе группы армий "Север" (Б.А. Смысловский). До конца 1941 г. немцы сформировали 12 подобных батальонов на разных участках Восточного фронта: "Русская национальная народная армия" (РННА); Русская освободительная армия (РОА) ген. А.А. Власова; "Российское народное ополчение", было создано в 1943 г. русскими эмигрантами-монархистами (Н.И. Сахновский);

Фашистская пропаганда во всю рекламировала имена генералов, воевавших на Восточном фронте: Петр Краснов, А.Г. Шкуро, Власов. Но все ли было так, как утверждала нацистская пропаганда?

Петр Николаевич Краснов, генерал-лейтенант. Черная строка в его биографии – в 1941г. Формирует казачьи воска и принимает участие в военных действиях против СССР. Он возглавляет Главное управление казачьих войск вермахта. Не смотря на соглашения, в 1945г. выдан Советскому Правительству англичанами вместе со своим внучатым племянником, тоже военным. После длительного следствия был повешен в Лефортовской тюрьме. Виновен, нет слов. Но послушайте какой любовью дышат его слова сказанные перед смертью своему внучатому племяннику: “Чтобы не случилось – не смей возненавидеть Россию. Не она, не русский народ виновники всеобщих страданий… Недостаточно любили свою родину те, кто первыми должен был ее любить и защищать”.

Нам, изучающим литературу русского зарубежья интересны будут судьбы писателей, вставших на сторону фашизма. Как литераторы они не сделали себе больших имен. Николай Брешко-Брешковский ревностно служил в органах фашистской пропаганды. Погиб в 1943 г. при бомбежке. Случайная смерть, мало о чем говорящая жизнь. Его книги вновь вышли у нас в России в 90-е годы XX столетия. Но и они не оставили большого следа в памяти читателей. И.Л. Слоневич выпускал пронацистскую газету еще до начала война с Советским Союзом. В 1941г. нацистские власти закрывают газету, т.к. у газеты слишком явный прорусский настрой. Издатель проводит два месяца в берлинской тюрьме и до конца войны находится под негласным надзором гестапо, живет в провинции.

4. “Неизвестная” страница.

Я не умею говорить слова,
Звучащие одними лишь словами,
Я говорю мгновенными стихами,
Когда во сне пылает голова.

Из огромного числа писателей, публицистов совсем немного людей, которые хоть каким-то образом поддержали фашистов. Но есть и другой счет: очень многие поддержали Россию, принимая активное участие в движении Сопротивления, около 10 человек погибли в концлагерях. Только нам, русским, живущим в России, эта страница до сих пор неизвестна.

Зачем мой город не вернуть,
Тот золотой, широкозвонный:
Его коснулась тленья муть,
Обвеял холод похоронный.

Так писала о своем любимом Петербурге поэтесса Раиса Ноевна Блох. Очень трудно переносила она жизнь вне России: “Завтра русская Пасха… Представляю себе предпраздничный “мой город” с толпами людей, несущих в салфетках пасхи и куличи, представляю знакомые проспекты, лестницы церквей… Когда увижу все это? Увижу ли вообще?”. Не увидела, как не увидел это великолепие и ее муж, поэт Михаил Генрихович Горлин. Сначала арестовали мужа. Она пыталась его спасти, достала фальшивый паспорт и хотела бежать в Швейцарию. По дороге, на руках, умерла маленькая дочь, а швейцарские пограничники выдали ее фашистам. В ноябре 1943г. Раису Блох отправили в концлагерь. Михаил Горлин также погиб в концлагере.

Судьба Елизаветы Юрьевны Кузьминой Караваевой наиболее известна в России: участница движения Сопротивления, в своем доме организовала пункт переправки сбежавших военнопленных. Сначала арест сына (участник подполья), который погиб в концлагере. Потом ее арест в 1943г., концлагерь Равенсбрюк. Погибла в 1945г. в концлагере, шагнув в газовую камеру вместо украинки – матери троих детей. О ее судьбе мы подробноговорили в прошлом году.

В рубаху белую одета…
О, внутренний мой человек,
Сейчас еще Елизавета,
А завтра буду – имя рек

Юрий Мандельштам – после разгрома Франции, оказавшись на оккупированной территории, был обречен на гибель из-за своего происхождения. Отлучившись из своей квартиры после 8 вечера, был случайно арестован полицией. В 1942г. отправлен в лагерь Компьен, далее – 17 месяцев по разным концлагерям, погиб.

День ото дня все меньше знаю
Как жить и для кого любить
Как будто что-то забываю,
Что все равно нельзя забыть:
Вот утром равнодушно встану
С притихшей болью и тоской –
Лечить запенившую рану,
И ждать, и призывать покой.

Юрий Фельзен – в 1939г. В сборнике “Литературный смотр” была напечатана статья “Прописи” – о долге писателя. “Писатель мало задумывается о “строе” (второстепенная, скучная деталь), он даже не прочь помечтать об утопическом равенстве, о национальном реванше, не предвидя к чему это может привести. Лишь попав в большевистко-фашистскую ловушку, утратив право на творчество, он жалеет, как никто, о погубленной свободе и о законах ее охранявших”. Арестован нацистами при попытке перейти швейцарскую границу в 1943г., отправлен в концлагерь, погиб.

Илья Фондаминский – летом 1940г. уехал на юг Франции. Но осенью этого же года вернулся, предпочитая быть вместе со своими друзьями и матерью Марией (Е.Ю. Кузьминой-Караваевой). Один из активнейших участников французского Сопротивления. Арестован в 1942г., концлагерь Компьен, в 1943г. переведен в концлагерь Освенцим, погиб.

Конечно, можно здесь сказать – большинство из них евреи! Только не забывайте об одном: выходцы из России за границей всегда русские, какой бы национальности они не были. Фашистам необходимо было истребить русских, даже тех, кто не участвовал в борьбе против них.

5. Французское Сопротивление и русская эмиграция.

Верю в родины тайную силу
И храню молчаливый завет:
Без нее мне и сердце уныло,
Без нее мне и радости нет.
Дни мне кажутся черными, злыми,
И в суровом унынье моем
Все мне слышится чудное имя,
Словно древний священный псалом.

Огромна любовь к Родине, желание хоть как-то помочь ей в ее священной борьбе толкало на этот шаг.

В рядах французского Сопротивления воевало около 40 тыс. партизан 17 национальностей. Из них более 3 тыс. – советские граждане (военнопленные, перемещенные лица, эмигранты)

Вы только посмотрите на список (конечно, неполный)! (демонстрируется список участников движения Сопротивления)

В поддержку Советского Союза и антигитлеровской коалиции выступили практически вся левая и большинство центристской части политического спектра эмиграции. Основатель в США леволиберального "Нового журнала", преемника "Современных записок", М.О. Цетлин в редакционной статье первого номера писал: "Кто бы ни руководил русской армией в ее героической борьбе, мы всей душой желаем России полной победы... Мы никак не призываем к насильственному свержению советской власти, зная, что такое во время войны перемена государственного строя". По мере того как Гитлер приступил к реализации своих колонизаторских, антирусских планов, количество оборонцев непрестанно увеличивалось. "Наше оборончество исходит из инстинкта самосохранения нации. Оборончество и национализм тесно связаны", – говорил генерал П.С. Махров, стоявший на откровенно антибольшевистской политической платформе.

Лидером оборонцев являлся генерал А.И. Деникин, считавший невозможным призывать российских эмигрантов к вооруженной борьбе в рядах немецкой армии против СССР. Он публично выступил в поддержку Красной Армии, считая, что она, добившись победы над Германией, может повернуть оружие против сталинского режима. Такую точку зрения генерал сохранял на протяжении всей войны. 15 ноября 1944 г. он выступил с обращением к бывшим солдатам и офицерам Белой армии: "Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется "Красной", а не российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне". Передал в фонд обороны 44 тыс. золотых царских рублей, считал, что победившая фашизм армия сможет свергнуть и большевизм.

Уже летом 1940 г. после немецкой оккупации Франции русские эмигранты приняли участие в первых подпольных организациях. Борис Вильде и Анатолий Левицкий – сыновья русских эмигрантов, молодые ученые-этнографы "Музея человека" в Париже – стали активными участниками первой организации Сопротивления оккупантам. "Группа музея человека", как называли эту организацию, выпустила нелегальную газету "Резистанс" ("Сопротивление"), название которой потом было воспринято всем антифашистским движением Франции. Газета призывала создавать подпольные группы сопротивления, вербовать решительных и верных людей, готовиться к вооруженной борьбе. Борис Владимирович Вильде- поэт, критик, журналист, этнограф. Человек Гумилевского склада. Личность его предстает противоречивой и неоднозначной. Человек имел поэтический талант, но оставил мало стихов, решив в 1937г. К поэзии больше не обращаться. В 1939-40гг. служил во французской армии, участвовал в войне с Германией.

Преданный провокатором был арестован 25 марта 1941г. Были арестованы и другие члены группы. Их долго держали в тюрьме, подвергли жестоким пыткам. В тюрьме Вильде возвращается к лирике. Поэт принял смерть мужественно, отказавшись от черной повязки на глазах. Их расстреляли 23 февраля 1942 г.

В вестибюле Музея человека на площади Торкадеро в Париже висят мраморные доски, посвященные Борису Вильде и Анатолию Левицкому. О Борисе Вильде написано по-французски: “Борис Вильде, русский… Мобилизован в 1939-1941гг. Во время оккупации был судим по делу “Резистанс” и расстрелян на Мон-Валерьен 23.02.1942г. Генерал де Гольь наградил его медалью Сопротивления в 1940г. Будучи арестован гестапо и приговорен к смертной казни, явил своим поведением во время суда и под пулями палачей пример храбрости и самоотречения”.

Мог ли потомок Михила Кутузова встать под знамена фашизма? Наверное, нет. Поэтому и входит Илья Голенищев-Кутузов в состав подпольного антифашистского “Народного фронта” в Югославии. Попадает в концлагерь Баница, а с 1941г. – он офицер Югославской народно-освободительной армии.

Или вот, Бронислав Брониславович Сосинский. Поэт, критик, мемуарист, гусар, награжденный орденом Николая Чудотворца. В 1939г. Пошел добровольцем на фронт в составе 4-го маршевого полка иностранцев-добровольцев под началом князя Н.Н. Оболенского. Во время немецкого наступления был ранен и взят в плен немцами. Три года провел в немецком лагере для военнопленных под Потсдамом. Награжден военным французским Крестом, а после войны советской медалью “За боевые заслуги”. В 1943г. Вернулся из плена во Францию и принял активное участие в движении Сопротивления. В 1947г. Получил советский паспорт, и с 1960г. жил в Москве.

Еще одно имя из истории Сопротивления – Николай Авдеевич Оцуп – поэт, критик, мемуарист. Доброволец французской армии, во время отпуска, арестован в Италии как антифашист в 1939г. В 1941г. бежал, был схвачен, в 1942г. снова бежал, уводя с собой 28 военнопленных. В 1943г. стал активным участником Итальянского Сопротивления. Награжден английскими и американскими наградами

Отдельно стоит сказать о женщинах – участницах движения Сопротивления. Оторванные от родной земли, попавшие за границу зачастую почти в детском возрасте, русские женщины в эмиграции тоже приняли посильное участие в борьбе с фашизмом. Очень многие, рискуя житью своей и своей семьи, укрывали у себя подпольщиков, союзных летчиков и главным, образом, конечно, русских пленных: одевали их и помогали всем, чем могли. Некоторые состояли в подпольных организациях, были связистками, или сражались в партизанских отрядах – из них многие подверглись аресту, пыткам и ссылке в немецкие лагеря смерти. (показать слайд со списком).

В прошлом году мы с вами уже говорили о Зинаиде Шаховской. Напомню только, что с 1940г. участница антифашистского движения. С 1941г. участница бельгийского Сопротивления. С 1942 редактор Французского Информационного агентства. Передает репортажи с Нюрнбергского процесса Офицер Ордена Почетного Легиона, Командор ордена Искусств и Словесности, имеет бельгийский Крест за побег, медаль города Парижа и другие награды

Национальная героиня Бельгии, посмертно отмеченная высшими военными наградами этой страны, Марина Марутаева была обезглавлена в Кельнской женской тюрьме 31 января 1942г. 4августа 1944г. в берлинской тюрьме также была обезглавлена легендарная княгиня Вера Оболенская, героиня Французского Сопротивления.

Бывший царский офицер Федор Махин, ставший генерал-лейтенантом Югославской народно-освободительной армии, первым из русских эмигрантов в 1945г. был награжден орденом Отечественной войны.

6. Заключение.

Имена можно перечислять еще долго. Кроме активных участников Сопротивления великое множество русских людей, оказавшихся за границей, ежедневно молили Бога, верили в победу русского народа, помогали тем, кто пострадал от фашистского режима.

Живя в эмиграции эти люди, очень страдали от того, что не могут жить в России. Страдали физически и, особенно, морально. Живущие там обвиняли в своих страданиях живущих здесь. И соответственно наоборот. Кто прав? Кто больше любил Россию? Можно ли вообще ответить на этот вопрос?

“Пусть мы часть России, попавшая в трудное, трагическое положение. Но и Советская Россия тоже находится в трагическом положении. Мы физически лишены Родины, почвы. Они лишены свободы… Кому хуже? Обоим”, – этими словами поэта-эмигранта Михаила Осиповича Цетлина мне хотелось бы закончить наш с вами сегодняшний разговор.

Россия! Печальное слово,
Потерянное навсегда
В скитаньях напрасно-суровых,
В пустых и ненужных годах.
Туда – никогда не поеду,
А жить без нее не могу.
И снова настойчивым бредом
Сверлит в разъяренном мозгу:
Зачем меня девочкой глупой
От страшной родимой земли,
От голода, тюрем, от трупов,
В двадцатом году увезли!

Литература:

  1. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). Т.1. Писатели русского зарубежья / гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – 512с.: ил.
  2. Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический библиографический словарь. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – 742с.: ил.
  3. Михайлов О. От Мережковского до Бродского: Литература Русского Зарубежья: кн. Для учителя / О.Н. Михайлов. – М.: просвещение, 2001. – 336с.: ил.
  4. Алексеев Ю. “Мы всей душой желаем России полной победы”: Русская эмиграция в годы войны / Ю. Алексеев, В. Гаврилов // http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.88.articles.history_01.
  5. Вестник русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления во Франции. – 1947. – №2. //http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.88.articles.history_01.
  6. От Кремля до рейхстага [Электронный ресурс] – Элекрон. текстовые, граф., зв. данные. – М.: 1С, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. – (Познавательная коллекция). – Системн. требования: Widows 95/98/NT; Pentium 166; RAM 16 Мб; SVGA 1 Мб; 8-х CD-ROM.