Электричество в твоей профессии

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Данный курс предназначен для ознакомления учащихся 9 классов с основами знаний электротехники, необходимых в работе электриков.

В данном курсе будут рассмотрены основные законы электричества, статики и электростатики, используемые в работе различных технических устройств, механизмов и узлов, основы техники безопасности при работе с электрическим током, гарантирующие сохранение здоровья и жизни человека. Учащиеся ознакомятся с основами моделирования и конструирования, приобретут навыки практической работы при изготовлении моделей квартирной электрической проводки.

В течение всего курса во время занятий будут проводиться лабораторные работы, конечной целью которых будет изготовление модели квартирной электрической проводки, с изготовлением всех необходимых для этого элементов, что будет являться итоговой работой учащихся.

Данный курс является логическим продолжением темы “Электричество” 9 класса.

Программа курса ориентирована на различные категории учащихся, с различной степенью подготовки, что достигается подбором знаний в соответствии с задачами предпрофильной подготовки и модульным принципом построения программы.

Все темы выходят за рамки общеобразовательной программы, являясь наиболее актуальными для будущих мужчин, способных справиться с проблемами, возникающими в каждом доме. Именно это является самым мощным стимулом для развития познавательного интереса у школьников в работе данного курса. Практические задания в разделах составлены с учетом разного вида сложности, что позволяет учителю осуществлять инвариантность содержания, в зависимости от категории учащихся. В каждом разделе представлено несколько, видов работ.

Программа может быть использована и для подготовки учащихся к будущей сдаче экзаменов. Таким образом, программа курса выполняет как прогностическую, так и развивающую функцию.

Структура программы такова, что изучение последующих тем может производиться как в общей системе знаний, так и отдельным блоком.

Содержание разделов имеет модульный характер, что позволяет при необходимости убрать любой из разделов или несколько разделов сразу, скомпоновать их в любом порядке (мобильность). Курс предполагает наличие второй части, рассчитанной на такое же количество часов.

Степень обобщенности знаний, включенных в программу, соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

Программа позволяет сформировать практические навыки деятельности в изучаемой области знаний, дает возможность использования активных методов обучения.

Данная программа дает возможность установления степени достижений в любой момент времени и выявления сбоя в прохождении программы.

Программа рассчитана на 30 часов по 2 часа в неделю.

Целями данного курса являются:

  • Обеспечение возможности осуществления поиска профессии в рамках школы, оценивая свои потребности и возможности.
  • Обеспечение углубленного изучения физики в рамках предложенных тем.
  • Дифференцирование содержания обучения, давая возможность построения индивидуальных образовательных программ.
  • Расширение возможности социализации учащихся,
  • Обеспечение преемственности между школой и профессиональными образовательными учреждениями.

Коммуникативно-познавательная учебная деятельность в рамках курса ставит своими задачами:

  1. Совершенствовать учебную компетенцию
  2. Развивать учебно-организационные умения и навыки (позволяющие приобрести ценный опыт практической деятельности, умение работать в разных режимах).
  3. Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (классификация и дифференциация)
  4. Развивать учебно-коммуникативные умения и навыки
  5. (взаимодействие учащихся, сотрудничество, так необходимых в любой профессиональной деятельности)
  6. Развивать умение практического применения знаний (проведение электрической проводки на избранной модели).

Методическое обеспечение:

  1. Учебное пособие для учителя;
  2. Раздаточный материал для учащихся;
  3. Рабочие листы с заданиями.
  4. Столярный и электроинструмент.
  5. Вспомогательные материалы.
  6. Справочные таблицы.

Контроль и оценка:

Программой предусмотрены различные формы устного и письменного контроля. В качестве промежуточного контроля в каждом разделе предусмотрено практическое задание, например, описание устройства той или иной детали проводки и изготовление модели. Используются методы само- и взаимоконтроля, а так же коллективной оценки при работе над проектом.

Содержание программы

Учебно-тематический план

Название темы

(модуля)

Кол-во часов

Контроль выполнения поставленных задач

всего

Лекция

практика

1 Проводники и диэлектрики в вашей квартире 6 2 4 Расчет параметров модели
2 Тепловое расширение тел, (зависимость длины проводника от температуры) 6 2 4 Расчет параметров модели
3 Защита электрической цепи квартиры 6 2 4 Расчет параметров модели
4 Электрические цепи 6 2 4 Расчет параметров модели
5 Оформление документации и защита

модели

6   6 Защита модели
  ИТОГО: 30 8 22  

Сценарий модуля

Проводники и диэлектрики в вашей квартире

Цели занятия: изучение основ безопасности при работе с электрическим током, основ теории проводимости, проектирование элементов домашней проводки.

Первое занятие: Знакомство с проводниками и диэлектриками. Техника безопасности при работе с электрическим током.

  1. Организационный момент
  2. Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала:

- Современный человек не мыслит своего существования без электрического тока, но ток является не только необходимым условием нашего существования, но и смертельной опасностью при неумелом его использовании. Поэтому, в первую очередь, необходимо изучить правила безопасности при работе с электрическим током и, исходя из этого, правила- прокладки электрических проводок.

3.Основная часть

Работа на данном занятии осуществляется по следующему плану:

1. Что такое электрический ток? Условия необходимые для существования электрического тока? Виды проводников и диэлектриков? (Повторение учебного материала)

2. Проводники и диэлектрики, используемые в квартирных проводках.

3. Обнаружение наличия электрического тока по его действиям.

6. Последствия действия электрического тока на человеческий организм.

7. Способы защиты от поражения электрическим током.

8. Задание на следующее занятие:

а) выбрать одну из предложенных моделей квартирной проводки для изготовления.

б) выбрать материалы (проводники и диэлектрики), необходимые для выполнения модели квартирной проводки.

Второе занятие: Расчет параметров выбранной модели.

  1. Организационный момент
  2. Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
  4. “При проведении электрической проводки электромонтажнику нужно знать длину проводов, необходимых для монтажа,(согласно выбранной модели квартиры) , выбрать металл, из которого будет выполнена ваша проводка, а так же крепления для нее Именно эту задачу мы будем решать сегодня на занятии”

  5. Основная часть

Проведение расчетов параметров проводки, необходимой для данного проекта. Расчет для модели проводится по необходимым параметрам (длине и сечению). Подбор материалов, необходимых для крепежа проводки.

С третьего по шестое занятие: Изготовление проводников необходимой длины для установки в данной модели квартиры. Изготовление прокладок под проводку.

Сценарий модуля

Тепловое расширение тел

Цели занятия: изучение зависимости линейных размеров твердых тел от их температуры

Первое занятие: Зависимость длины проводника от температуры.

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к занятию. Знакомство учащихся с планом урока.

  • Психологическая подготовка к восприятию нового материала:.

В квартирах и домах может быть использовано два вида проводки: скрытая. и открытая. В том и другом случае необходимо учитывать, что вещества, в том числе и металлы, расширяются при повышении температуры и сжимаются при ее понижении т.к., иначе может возникнуть чрезмерное провисание или разрыв проводов при изменении температурного режима.

  • Основная часть

а) условия установки безопасной скрытой и открытой проводки.

в) зависимость линейных размеров тел от температуры

Второе занятие: Расчет параметров выбранной модели.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
  2. Так как любое легкомыслие при работе с электрическим током может привести к человеческим жертвам, очень важно при этой работе предварительно произвести все необходимые расчеты, чтобы избежать возможных ошибок. Именно такой работой мы займемся на данном занятии.

  3. Основная часть

Расчет изменения длины проводов при сезонном изменении температур для соответствующей модели

С третьего по шестое занятие: подбор материалов для электрической проводки, необходимых длины и сечения.

Изготовление проводов соответствующих сезонным температурным изменениям.

Сценарий модуля

Сценарий модуля

Защита электрической цепи квартиры

Цели занятия: сформировать представление о возможных неожиданных изменениях токов и напряжений, изучить устройство и работу предохранителей изготовить модель предохранителя.

Первое занятие: Изменение параметров тока в квартире при изменении нагрузки.

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

2.Психологическая подготовка к восприятию нового материала

“На пути от источника электрической энергии к потребителю электрический ток в проводке квартиры может превысить допустимые значения. В необходимости знаний о данных процессах мы должны разобраться сегодня.”

3.Основная часть

а) условия изменения значения силы тока в квартирной проводке.

б) предохранители, их виды.

в) устройство предохранителей.

г) работа предохранителей.

Второе занятие: Расчет параметров выбранной модели.

  1. Организационный момент
  2. Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
  4. “Любая практическая работа, тем более, работа с электрическими устройствами должна сопровождаться расчетами для сведения к минимуму возможных ошибок. Сегодня мы займемся расчетами параметров плавких предохранителей, входящих в систему электрической цепи, выбранной для создания модели.”

  5. Основная часть

а) Выяснение параметров подводящей и квартирной электрической цепей.

б) Расчет параметров предохранителя для выбранной модели.

.С третьего по шестое занятие Изготовление модели

а) изготовление модели предохранителя

Сценарий модуля

Электрические цепи квартиры

Цели занятия: Сформировать теоретические знания о составе электрических цепей, их параметрах, видах соединений, навыки практической деятельности по проведению электрической проводки в квартире.

Первое занятие:

Электрические цепи, схемы электрических цепей, используемые в квартирной проводке.

  1. Организационный момент
  2. Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
  4. “Мы с вами провели огромную работу теоретическую и практическую, теперь нам пора перейти к конечной цели наших занятий – электрическим цепям.”

  5. Основная часть

а) Элементы электрической цепи домашней проводки, особенности электрических цепей квартирной проводки.

б) Особенности схем электрической цепи домашней проводки.

в) Выбор элементов цепи, включаемых в выбранную модель домашней проводки.

г) Изготовление электрических схем необходимых для изготовления будущей модели.

Со второго по шестое занятие: установка проводки на модели

  1. Организационный момент
  2. Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
  4. “Мы подошли к конечному этапу наших занятий – установке проводки на модели квартиры, элементы которой мы готовили. Пришла пора удивить себя и всех.”

  5. Основная часть

а) установка проводки на модели квартиры.

б) Сборка моделей элементов электрической цепи домашней проводки.

Сценарий модуля

Оформление документации и защита проекта

Цели занятия: сформировать четкое представление о том, что всякая работа должна иметь достойное завершение и видимый, позволяющий оценить проведенную работу результат.

С первого по пятое занятие Оформление паспорта изготовленной модели.

  1. Организационный момент
  2. Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
  4. Каждый из вас проделал огромную работу, теоретическую и практическую, но об этом никто не узнает, если вы не заявите о себе. Чтобы все увидели результат многомесячного труда, каждый должен оформить отчет о проделанной работе и защитить его.

  5. Основная часть

а) оформление основных элементов отчета: рисунков, схем, чертежей

б) оформление текста отчета

в) оформление титульного листа отчета.

Шестое занятие: Защита изготовленной модели.

  1. Организационный момент
  2. Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
  4. Каждый из вас проделал огромную работу, теоретическую и практическую и, наконец, сегодня мы продемонстрируем окружающим результаты своего труда. Поздравляю вас с завершением работы и желаю успешно защитить ее.

  5. Основная часть
  6. Защита моделей

Литература:

1. Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В., и др. “Электив 9: Физика, химия, биология” М. “Знание” 2006г.

2. А.С. Касаткин “Основы электротехники” учебное пособие для технических училищ М. “Высшая школа” 1982г.

3. В.Г. Борисов “Юный радиолюбитель” М. “Радио исвязь” 1986г.

4. Ю. Синдеев “Электротехника” учебное пособие для профессиональных училищ и колледжей” Ростов н/Д “Феникс”, 2000г.

5. Л. А. Бессонов “ Теоретические основы электротехники. Электрические цепи”