Электронное пособие к спецкурсу английской литературы "Шекспировская мастерская"

Разделы: Иностранные языки


Педагогическая мастерская как одна из форм интерактивного обучения на уроках английского языка и литературы Англии.

Как создать условия, при которых ученики хотят учиться, а учителя желают учить. Над этим вопросом ученые давно ломают головы. Педагогическая мастерская, как новая форма образования, похоже, способна решить эту проблему.

Что же представляет собой педагогическая мастерская? Мастерская – это форма многомерного, многоуровневого диалога детей и взрослых, который создает условия для восхождения к новым знаниям, новому опыту, новым открытиям. Это форма отношений, в которой ученики и учитель чувствуют себя уникальными личностями, творцами.

Эта система обучения была разработана французскими педагогами – представителями ЖФЭН – “Французской группы нового образования”. У истоков движения стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон. С 1984 года эта система была признана Министерством образования Франции. В последние годы движение возглавлял Анри Басис, педагог, поэт, общественный деятель.

В самом общем виде ЖФЭН ставит целую разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка. Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

  • личность с новым менталитетом – это личность самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир;
  • каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

Интенсивные методы обучения и развития личности.

Для методов ЖФЭН характерны:

  • отношение к ученику, как к равному себе;
  • не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное “строительство” знания учащимися, критически относящимися к информации, и самостоятельного решения творческих задач;
  • плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

Новый тип педагога:

Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребенка.

В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства адаптировала эту технологию в практику российского школьного образования Обобщили работу французских мастерских сотрудники из Санкт-Петербурга в виде следующих правил:

  • мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • в процессе занятий мастер обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме);
  • он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания;
  • мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы;
  • важную информацию он подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся;
  • исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не хвалит, не ругает), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценка учащегося, ее изменения, самокоррекции.

Этапы построения мастерской.

1. Индуктор.
Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся, психологический настрой на урок. Цель индуктора — пробудить желание включиться в учебный процесс. доступность, “нетрудность” задания снимает внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
2. Создание творческого продукта
(деконструкция и реконструкции)
Индивидуальное или групповое взаимодействие.
3. Социализация.
предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности
(может отсутствовать).
5. Новая информация и ее обработка.
6. Создание нового варианта, версии, гипотезы.
7. Социализация.
8. Общая рефлексия.

Результатом мастерской может быть как развитие мотивации к дальнейшему познанию, так и создание завершенных проектов на основе открытых знаний.

Модульная структура.

В основе этой технологии лежит идея смешанного программирования, совмещенного с идеей блочной подачи учебного материала (блоки, дозы, сетки, мини-курсы). Каждый раздел или тема рассматриваются как автономные мини-курсы. Они могут изучаться в любой последовательности (некоторые из них можно просто пропускать, если в них нет необходимости). Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультотивно-координирующей.

Проектная методика– эффективный способ познания различных аспектов иноязычной культуры.

Наиболее перспективным в этом плане является метод проекта, который предоставляет возможность:

  1. Мотивировать учащихся, поддерживать их интерес к изучению материала;
  2. Применить комплексный подкод, что показывает предмет изучения в целом и с различньпс сторон;
  3. Привлечь к работе учащикся и в то же время научить детей совместной самостоятельной деятельности в малом коллективе;
  4. Использовать различные технологии (исследовательская работа, ролевые игры, проблемные задания, дискуссии, диалоги, компьютерные программы, оформление выставки, буклета, газеты, проспекта, написание реферата и т.д.)
  5. Задействовать все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.

Проектная методика достаточно сложна и поэтому требует тщательной предварительной подготовки: постановки проблемы, планирования содержания и форм работы, организации групповой деятельности, составления заданий, сценариев игр, вопросов, подборки текстов и т.д.

Проект рассчитан на несколько уроков, включает внеклассную работу учащихся и подразумевает использование различных средств – картин, рисунков, диаграмм, письменных текстов, аудиозаписей. Он должен иметь конечный продукт – это может быть выставка, газета, проспект, буклет, радиопрограмма, видеофильм.

Этапы работы над проектом могут быть следующими:

1) Выбор и постановка проблемы (мотивирование учащихся).

2) Деление класса на группы (каждая группа выбирает конкретное задание).

3) Работа по группам (сбор информации, исследовательская деятельность, оформление отдельных частей проекта).

4) Выпуск проекта (соединение частей в единое целое).

5) Защита проекта.

6) Обсуждение проекта.

Метод проектов использую в своей работе уже много лет. Считаю этот метод перспективным, т.к. он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. C 1996 года мои учащиеся являются постоянными участниками и победителями городских и областных научно-практических конференций. За 10 лет было создано 16 проектов различных типов: исследовательские, информационные, творческие, поисковые.

Шекспировская мастерская

1) “The Development of Elizabethan Drama” – “Pазвитиe драмы вo времена Елизаветы”

2) "W. Shakespeare & His Interpreters" – "Шекспир в переводах"

3) W. Shakespeare in the Illustrations of Russian Artists" – "Шекспир в иллюстрациях русских художников"

4) "English History with Shakespeare's Eyes" – "Английская история глазами Шекспира

5) "Shakespeare & Music" – "Шекспир и музыка"

6) Шекспировская мастерская “Shakespeare’s Workshop”

7) "The Principles of Womanhood in the Sonnets of Petrarch & Shakespeare" – “Пpинципы женственности в сонетах Пeтpapки и Шекспира”.

Региональный компонент

8) "The Caspian sea in Works of the World Literature" – “Каспийское море в мировой литературе”"

9) "From school N46 to Gymnasium N4 (Devoted to the 40th Anniversary of the English Language School N46 )" – “От школы N46 к гимназии N4”

10) ""Repercussions of Human Activities in Astrakhan Region" – "Последствия деятельности человека в Астраханской области"

Литературное и литературоведческое творчество

11) "The Spirit of King Arthur" – "Дyx Короля Артура

12) "Functions of Children Images in the Charles Dickens works: "Oliver Twist",

"Dombey & Son" " – " Функции детских обрaзов в работах Диккенса "Оливер Твист" "Дoмби "Дoмби и сын".

13) Edward Lear, in "Alice in Wonderland" by Lewis Carroll, in "The Wind in the Willows" by K. Graham, in "Peter Pan" by J. Barrie " – "Принципы экcцeнтpиaды в английском детском фольклоре и работах Лира, a также в таких работах ,как "Алиса в стране Чудес" (Кэppoлл)," в "Ветер в ивах" (Грехам), "Питер Пен" (Бaypи)".

Лингвострановедческие исследования

14) "Weblish" – "Beблиш – язык Интepнeтa"

15) "The English Language in the Modern World" – "Английский язык в современном мире"

16) "Public schools" – "Частные Школы"

C появлением новы информационных и компьютерных технологий yчитeль пoлyчил уникaльную возможность, используя компьютер и переносной проектор, подготовить целые мyльтимeдийные представления, сочетающие живой расскaз c красочным изображением нa большом экране. C 2003 года работаю над созданием электронныx версий следующих проектов:

  • "Repercussions of Human Activities in Astrakhan Region" – "Последствия деятельности человека в Астраханской области"
  • "The Caspian Sea in Works of the World Literature" – “Каспийское море в мировой литературе”
  • "From School Ns46 to Gymnasium N4 (Devoted to the 40th Anniversary of the English Language School N46)" – “От школы N46 к гимнaзии N4”
  • "The English Language in the Modern World" – "Английский язык в coвpeмeннaм мире" "Шeкcпиpoвcкaя Macтepcкaя".

Компьютер в состоянии заменить многие трaдиционные средства обучения, делает немного более интересной, творческой и эффективной деятельность учителя, расширяет возможности для интеграции изучения иностранного языка c учебной деятельностью по другим предметам. Эта деятельность получает дополнительную мотивацию, включает больше творческих, исследовательских элементов.

Методика проектов позволяет:

1. Включать учащихся в отношения сотрудничества друг c другом.

2. Изменять схему отношений между учителем и учащимися в учебном процессе.

3. Вызывать y учащихся чувство личной включенности и ответственности.

Одной из важнейших форм работы с учащимися считаю внеклассную деятельность, которая резко повышает мотивацию в изучении курса английской литературы.

Внеклассная работа – это вечера, литературные гостиные, поэтические конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, переводов произведений В. Шекспира и других поэтов, конкурсы сочинений “Мой Шекспир”, проекты и др.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3