Эффективная стратегия грамотного письма

Разделы: Начальная школа


Приоритетной целью образования в гимназии является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учётом его своеобразия и самоценности.

Для начального образования приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. За 13 лет работы в начальной школе естественным образом определились правила моей профессиональной деятельности. Основной задачей на начальной ступени считаю сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Во главе угла – комплексное тщательное психолого-педагогическое изучение каждого учащегося (обязательно характер, привычки, увлечения, физическое здоровье…), а также его семейного окружения и их притязания. При планировании своей работы учитываю индивидуальные особенности, опираюсь на данные психолого-педагогического портрета. Неотъемлемой частью является обязательное вовлечение всей семьи в учебно-воспитательный процесс. Работаю по программе “Школа-2100”, которая даёт возможность раскрыть и развить способности каждого ученика. В рамках гимназического образования стремлюсь к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу отношу: ответственность, инициативность, самостоятельность и др.

Идея – путеводитель.

Нет путеводителя и всё останавливается.

Важным фактором в управлении образовательным процессом считаю контроль.

Цель диагностики: выявить относительный уровень психологического развития ребёнка (памяти, внимания, восприятия), определить уровень состояния школьной мотивации.

Но в своём выступлении остановлюсь только на восприятии, т. к. именно восприятие играет функциональную роль при работе над грамотным письмом. В процессе диагностики выделены следующие группы детей с трудностями правописания:

1. Правополушарные визуалы, хорошо запоминающие образную информацию, но имеющие трудности с визуальным запоминанием знаков (слов) – 47%.

2. Левополушарные визуалы, одинаково хорошо запоминающие как образную, так и знаковую информацию, но не использующие визуальную стратегию на письме – 15%.

3. Кинестетики, имеющие трудности с запоминанием как зрительной, так и аудиальной информации – 38%.

Характерной особенностью всех этих детей является слабо развитый аудиальный канал восприятия и обработки информации.

Наряду с традиционно осуществляемым контролем уровня обученности практикую мониторинг, который дает объективную, достоверную и развёрнутую информацию. Диагностика индивидуальна, ведётся на каждого ученика, отражает пробелы по конкретным темам, показывает динамику обученности.

Цель диагностики: выявлять степень обученности по математике и русскому языку, выяснять изменения уровня развития способностей в результате урочной и внеурочной деятельности.

Так на стартовом контроле, целью которого было – определить степень устойчивости знаний, у учащихся 2б класса наблюдалась следующая картина. Средний балл по математике составил 4,1 из 5 возможных, а по русскому языку картина была удручающей – средний балл составлял 3,4 из 5 возможных.

Жизнь дана на добрые дела

Идея есть познание и стремление (хотение)…

Для решения данной проблемы мне пришла идея создания и применения справочника с использованием стратегии грамотного правописания Сергея Киреева. Ведь по результатам психологического портрета больше всего в классе визуалов, а такие дети лучше воспринимают материал, когда он написан в книге, представлен схематически.

Цель коррекционной работы – систематизация правил, направленная на развитие самостоятельной работы учащихся для повышения результативности, обеспечение преемственности и более высокой готовности к обучению в средних классах гимназии.

Были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить психологическую, методическую, справочную литературу, теоретический материал по ЕГЭ.
  2. Более тщательно провести анализ программы, её основные направления и содержание.
  3. Организовать ситематическую работу с родителями и дать чёткие рекомендации.

Применила следующие методы:

  • диагностика;
  • сбор и анализ информации;
  • психологические тренинги;
  • родительские собрания и консультационные дни;
  • алгоритм работы.

Идея вообще ничего не может осуществить.

Для осуществления идеи требуется человек, который должен употребить практичесую силу.

Идея должна быть в делах, а не на словах.

Стратегия Сергея Киреева – это шаг в направлении работы обоих полушарий, он затрагивает глубинные структуры головного мозга ученика. Согласно новейшим психологическим исследованиям левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, обработку знаковой информации; правое – за обработку образной информации, интуицию, синтез, воображение, чувства и эмоции.

Работать оба полушария могут заставить глаза, именно они являются ключами доступа. Особая роль при этом отводится системе перехода внешних действий и восприятий во внутренний план. Делается это следующим образом. Сначала учащиеся знакомятся с методикой “фотоаппарат”. Детям даётся установка, что их глаза будут работать как фотоаппарат (или видеокамера), и они могут, как бы снимать свои (или других людей) действия на плёнку. Причём фильм не только записывается зрительно, но и может комментироваться вслух или про себя. После выполнения действий детей просят вспомнить весь фильм и только через него давать вербальные формулировки.

При проведении коррекционных занятий число участников не превышает 7 человек – учащиеся разбиты на группы, согласно диагностике. При записи слов и предложений на доске или листе желательно выделять трудные места каким-нибудь цветом.

Алгоритм формирования стратегии правописания:

  1. Создать у детей позитивное состояние.
  2. Образно представить это слово.
  3. “Сфотографировать” слово.
  4. Направить движение глаз влево вверх (для правши), постараться его зрительно вспомнить (я при этом делаю движение рукой в соответствующую сторону).
  5. Сверить вспомненный образ слова с образцом, внести в него необходимые изменения (если есть отклонения).
  6. Записать запомненное слово, сделав перед этим соответствующее движение глаз (я при этом делаю движение рукой в соответствующую сторону).
  7. Спросить ученика: “Когда ты смотришь на это слово, чувствуешь ли ты, что всё правильно, может что-то надо исправить? Вспомни ещё раз картинку слова и сверь её с написанной (слова выделяю интонацией и громкостью).
  8. Написать это же слово самому педагогу рядом. Сказать ученику: “Посмотри на написанное мной слово, когда ты смотришь на него, чувствуешь ли ты, что что-то не так? Отметь ошибки”.
  9. В течение 3-5 минут выполнять следующее. Педагог произносит какое-то слово, а ученик делает движение глаз в направлении визуальной памяти, аудиальной памяти, кинестетики и возвращает глаза в исходное положение. Это необходимо для создания физиологического навыка движения глаз при письме.
  10. Попросить ученика произнести по буквам, как пишется какое-либо слово. Если движения глаз при этом будут соответствовать необходимому направлению, то процедура заканчивается. Если нет, повторяется (можно в другой день, во избежание переутомления).

Даётся возможность выполнять упражнения в парах самостоятельно тем, кто хорошо справляется. Необходимо время от времени возвращаться вновь к тем словам, в которых ученик сделал ошибки, до тех пор, пока образ слова не зафиксируется в памяти. К коррекционной работе привлечены родители, т. к. требуется проводить не менее 2-3 раз в неделю. Им объяснен смысл проделываемой работы.

На основе этого алгоритма применяю следующие тренинги:

- Геометрические фигуры.

- Муха.

- Полимодальный фильм.

Муха

Используется рисунок на доске или листе бумаги. Учитель говорит: “Ребята, представьте, что на клетке с №5 сидит муха. Она может летать на одну клетку вверх, вниз, влево, вправо. Сейчас я буду указывать, куда полетела муха, а вы внимательно следите за её движением, а затем в тетради напишите, где она оказалась” (на начальной стадии можно разрешать писать и весь путь).

Геометрические фигуры

В течении нескольких секунд учитель показывает ученикам картинку с различными геометрическими фигурами разных цветов. Ученики их “фотографируют”. Учитель убирает картинку и просит учеников её вспомнить, спрашивает. Если есть отклонения, показывает картинку, ученики вносят необходимые изменения в умственную картинку. Можно делать несколько раз. Затем ученики делают рисунок в тетрадь.

Полимодальный фильм.

Учитель называет ряд слов (лес, окно, стул, хлеб, вода) и говорит: “Представьте эти слова, постройте сюжет”. Можно при этом произносить вслух, шёпотом и про себя. Затем написать или назвать (если индивидуально) сохраняя порядок. Учитель проверяет. Если есть ошибки активизирует: “Какое слово идёт после слова …, впереди слова …”. А потом, закрыв написанную строку, в обратном порядке.

Используя вышеизложенную стратегию правописания, мной составлена шпаргалка. Её специфика в значительной мере проявляется в его структуре. Материал в папке расположен по содержанию согласно программе, по мере прохождения тем. Каждая новая тема определяется порядковым номером. Работа по справочнику как бы задействует факторы, способствующие формированию грамотного письма. Цветовое оформление воздействует на зрительный фактор. Фиолетовый цвет (располагается вверху) – название темы, воспринимается естественно; оливковый (следует за фиолетовым) – правило, воспринимается спокойно, красно-коричневый (располагается в середине) – порядок работы над ошибками, укрепляет уверенность; синий (заключительный) – примеры, создаёт “эффект” приподнятости. Постоянно обращаясь к тому или иному пункту в справочнике ребёнок слушает или проговаривает сам себе, тем самым развивается фонематический слух и “работает” слуховой фактор.

Непроизносимые согласные в корне слова.

а) в сочетании звуков (СТН), (ЗДН) звук Т или Д не произносится, такие звуки называются непроизносимыми;

б) чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми

  • согласными звуками, нужно подобрать однокоренное слово в
  • котором за корнем следует гласный звук или Ь;

в) выпиши слово правильно;

г) подбери проверочное слово и подчеркни орфограмму;

делай так:

вестник – весть, устный – уста;

(примечание: к сожалению, выделение орфограмм, а именно: выделить корень, приставку, окончание, поставить ударение, подчеркнуть двумя чертами и др. на компьютере выполняется не в полном объёме, приходится дорабатывать от руки)

Настольная шпаргалка имеет содержание, что позволяет быстро найти нужный материал (фрагмент).

Содержание:

  1. Предложение  1
  2. Пропуск букв
  3. Гласные после шипящих и Ц
  4. Ь – обозначающий мягкость согласных  2
  5. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН
  6. Слог
  7. Словарные слова 3
  8. Большая буква в имени собственном
  9. Безударная гласная в корне
  10. Предлоги  4
  11. Приставки
  12. Гласные и согласные в приставках
  13. Разбор слова по составу  5
  14. Разделительный Ь
  15. Разделительный Ъ

Многие темы оформлены согласно преемственности со средним и старшим звеном. Так, например, морфологические разборы частей речи даны таким образом, что в дальнейшем детей не надо будет переучивать. Учащиеся выполняют морфологический разбор, согласно программе, но в пунктах, где материал ещё не пройден, проставляют прочерк.

Морфологический разбор местоимения.

1. Начальная форма (И. п. , ед. ч. )

2. Постоянные признаки: лицо (у личных местоимений), разряд.

3. Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если местоимение 3 лица, ед. числа).

4. Роль в предложении.

Порядковый номер играет свою направляющую роль и нужен для того, чтобы школьники могли самостоятельно выполнить работу над ошибками, увидев его у себя на полях тетради. Кстати, ни в одном из справочников не даётся образцов по выполнению работы над ошибками. При выполнении такой работы учащимся достаточно открыть папку на нужном порядковом номере и перед ними – правило и порядок выполнения. Дети получают дифференцированные домашние задания во избежание интеллектуальных, эмоциональных, физических перегрузок. Одни выполняют задания согласно упражнения учебника, а другие только некоторую часть этого упражнения, но с индивидуальными заданиями, касающимися проблем в орфографии, пунктуации и т. д.

В ходе коррекции осуществляется текущий, промежуточный контроль, целью которого является отслеживание динамики обученности учащихся и предупреждение неуспеваемости. После чего информирую родителей о результатах нашей совместной деятельности. Рассматривая промежуточную диагностику налицо рост знаний, умений и навыков учеников.

Идея становится силой, когда она овладевает массами.

Базовые умения по всем темам курса видны на итоговом контроле, цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в своей работе, планировании контроля на следующий учебный год. Надо сказать, что за 3 года обучения было движение детей по классу, поэтому, частично, изменение показателей связано и с этим фактом. Согласно итоговому мониторингу, наблюдениям, отзывам родителей о работе учащихся дома получены следующие результаты:

На сегодняшний день результаты текущей диагностики заметно улучшились. Средний балл в 3б классе составляет 4,3 балла от 5 возможных.

1. Вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания на практике.

2. Знания постоянно уточняются и закрепляются.

3. Формируются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

4. Укрепляются навыки мыслительной деятельности, развиваются различные виды памяти и восприятия.

5. На констатирующем этапе видна положительная динамика восприятия: больше всего в классе правополушарных визуалов – 43%, 13% – аудиалов (чего не было на входящем диагностировании), уменьшилось количество кинестетов на 25% – на сегодняшний день это – 19% и нельзя не обратить внимание на то, что появился смешанный тип (чего и добивались!):

6. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Как рождаются новые идеи…

Хотелось бы добавить, что детям стоит только подать идею, а они её могут усовершенствовать. Я составляла справочник по русскому языку, мои “ТРИЗовцы” его достраивают. На сегодняшний день в нём можно увидеть “вспомогалки” по математике, поместились знаки и правила дорожного движения. На что они сподвигают меня? Расширять шпаргалку!

В своей работе я стремлюсь к такому результату, который определён социальным заказом общества. А именно: получить личность, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую, с хорошей эрудицией, раскованную и трудолюбивую, любознательную, небоящуюся трудностей, умеющую принимать решения с учётом жизненных обстоятельств, стремящуюся к постоянному успеху.

Моя образовательная деятельность покоится на постоянном обмене опытом внутри школы (в прошлом учебном году была руководителем МО), внутри города и за её пределами. Свою работу я представляла этим летом на региональном семинаре в Усолье-Сибирском. На это же направляю и своих учеников, они участвуют с 1 класса в научно-практических конференциях, во всероссийских дистанционных олимпиадах и являются как участниками, так и лауреатами. Чтобы помогать детям, чтобы быть всегда “в строю” и вести ребят за собой, чтобы дети видели во мне авторитет, имели уважение, доверяли, нужны всесторонние знания, характер, нужно самой быть ученицей.

Библиографический список

  1. Киреев С. В. Основные понятия НЛП. – М. : Высшая школа, 1996
  2. Личко А. Е. Цвет в психотерапии. – М. : Просвещение, 1991
  3. Львов М. Р. , Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. – Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М. : Академия, 2000
  4. Пучкова Л. И. , Чуфистова Ю. В. и др. – ЕГЭ Русский язык. Самостоятельная подготовка. М. : Экзамен, 2005
  5. Розенталь Д. Э. – Сборник упражнений по русскому языку. – М: Высшая школа, 1989