Развитие речи – развитие личности школьника

Разделы: Начальная школа


Из покон веков мы выражаем свои мысли, рассуждения, образы, действия - все с помощью речи. И на сколько речь будет богаче, настолько яснее мы сможем изложить ту или иную мысль, либо рассказать товарищу произошедшую ситуацию.

Развитие речи у школьника это одна из главнейших задач учителя, через речь мы можем понять человека, его мысли, а также путь к становлению самостоятельной личности, либо зависящей от других.

В начальном звене школы у ребенка закладываются не только азы знаний, но и такие понятия как добро и зло, справедливость, храбрость, мужество, отвага, любовь, дружба, обо всем этом дети узнают из рассказов взрослых, прочитанных книг на протяжении всех 4-х лет обучения. Еще Н.К. Крупская говорила, что детский возраст – возраст, когда впечатления воспринимаются особо остро и оставляют глубокий след на всю жизнь. Поэтому одной из важных задач учителя является не упустить тот огонек желания у ребенка.

Самым трудным, на мой взгляд, является 1 класс, на этом этапе не легко приходится всем, ведь уровень знаний у дошкольников, как правило, не одинаков, и учитель прикладывает не мало усилий для получения положительного результата.

Многие дети приходят в школу, не только не умея считать, ведь среди них есть и такие, что даже путают, сколько у них пальцев на каждой руке. С такими приходится начинать с нуля. Их приходится учить считать и воспринимать азбуку по-другому, не как веселые картинки, с ними сложнее, такие дети редко могут объяснить, что они хотят сказать тем или иным набором слов. Другие, наоборот, с 4-х лет читают, с ними, конечно проще, их речь более ясна, их поступки более оправданы, они всегда смогут хоть и призрачно, но объяснить чего они хотят, изложить свою мысль. Поэтому к каждому ребенку приходится искать свой подход, суметь и тем и другим привить любовь к учебе, а ведь это не легко. Самое главное не подавлять ребенка, если он не успевает за другими детьми и не может четко выразить свои мысли, а помогать ему, суметь избежать смеха одноклассников. Ведь изначально каждый ребенок личность и единственный в своем экземпляре, и нужно построить такую атмосферу в классе, чтобы дети не смеялись, а помогали друг другу.

С первых уроков я, как учитель, стараюсь познакомиться с каждым учеником по ближе, понять не только уровень его развития, но и увидеть его как личность, чтобы вести работу как говорил В.А. Сухомлинский “по воспитанию души, формированию строя мысли”.

Каждый раз, когда я приступаю к работе в 1 классе, меня тревожат вопросы: “С чего начать?”, “Как добиться того, чтобы мои ребята полюбили сам процесс добывания знаний – учение?”. Если я сумею привить любовь к знаниям, сумею научить преодолевать себя, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, можно считать, что пол дела уже сделано. Остается позаботиться лишь о том, чтобы вопросов, на которые нужно искать ответы, становилось не меньше, а больше. И помогает мне в этом – чтение, важнейший источник знаний.

В 1 классе нужно прививать детям любовь к книге, чтению, с развитием техники чтения будет развиваться и их словарный запас, следовательно, дети не только обогащаются духовно и интеллектуально. Немалое влияние оказывает чтение книг и на успеваемость детей, так как много читающие дети привыкают самостоятельно учиться, находить вопросы на интересующие вопросы.

В младших классах мы часто сталкиваемся с проблемой, когда дети не могут выразить свое мнение, и вынуждены прибегнуть к чужому.

Например: “Леша как ты думаешь, что автор хотел донести до нас своим рассказом?

- Я считаю, что автор нам хотел показать, что добро всегда побеждает зло, и не стоит совершать плохие поступки, все равно об этом узнают.

- Хорошо, спасибо, а что думает Таня?

- Ой, а я тоже так думаю…..”

Этого нельзя допускать ни в коем случае каждый ребенок, пусть плохо, но все же выражает свое мнение, а не чужое. Ведь для того мы и учимся, чтобы дети развивали речь, становились самостоятельной личностью, а не зависящей от других ребят.

Читая рассказы, сказки с детьми нужно обязательно, не просто прочитать текст, а его разобрать. Полностью или хотя бы частично. Не зря уже в классе 3 мы просим детей составить план рассказа, это естественно, так как последствием составления плана ребенок конструктивно собирает последовательность действий прочитанного.

С детства нужно приучать детей, давать характеристики героям, их поступкам. Ведь каждый ребенок видит по-своему того или иного героя, каждый и понимает рассказы по-разному. Для этого и нужно уделять чтению не меньше времени чем математике или русскому, ведь тот, кто больше читает и пишет грамотнее других, а делясь своими впечатлениями мыслями по поводу прочитанного мы развиваем речь.

На мои вопросы дети ищут ответы в тексте, а для того чтобы найти правильный ответ мало прочитать, нужно ориентироваться в тексте и понимать его. Дополнительные вопросы я задаю детям на мышление, чтобы они сами выразили свою точку зрения, высказываясь каждый создает начальную стадию своего Я, своего мнения, мыслей, а следовательно и личности.