Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формирование экологической культуры личности школьника.

Задачи:

  • Способствовать формированию знаний об экологических профессиях.
  • Способствовать формированию активной нравственно –экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
  • Способствовать развитию умения рассуждать, анализировать.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Фотовыставка “Зелёные острова посёлка Полуторник”.
  • Выставка книг “Это интересно”
  • Альманах. Заповедник “Кузнецкий Алатау”. Кемерово, Издательский дом “АЗИЯ”,1999г.
  • Птицы Байкала/В.Г.Егоров, А.А.Васильченко, Н.Г. Скрябин и др. – Изд.2 –е, Кемерово:Кузбассвузиздат,2005.
  • Биоценотические исследования в заповеднике “Кузнецкий Алатау” /А.А. Васильченко, Н.Н.Лащинский. – Новосибирск,1996.
  • Птицы Кемеровской области/А.А.Васильченко. –Кемерово: Кзбассвузиздат,2004.
  • Заповедник “Кузнецкий Алатау” /А.А.Васильченко, А.А. Васильченко. – Кемерово: Издательский дом “АЗИЯ”.
  • Видеофильм “Знакомьтесь, Кузнецкий Алатау”.

Работы детей.

  • Викторина “Красная книга”
  • Литературная работа “Сохраним леса Кузбасса”
  • Мониторинг “Лишайники – индикаторы загрязнения атмосферы”
  • Экологическая карта Кемеровской области.
  • Плакаты “Сохраним землю для потомков”. (Работы детей).
  • Аудиозапись. Музыка природы.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовительная работа:

  • Изучение растений, животных родного края.
  • Мониторинг “Лишайники – индикаторы загрязнения атмосферы”.
  • Изучение экологической обстановки в посёлке Полуторник.
  • Конкурс плакатов “Сохраним землю для потомков”.
  • Викторина “Красная книга”.
  • Литературные работы “Сохраним леса Кузбасса”.

“Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”.

Ход мероприятия

Звучит музыка природы.

Ведущий 1.

Есть просто храм,
Есть храм природы,
А есть природы храм…

Ведущий 2.

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие наш родной край.

Звучит музыка природы.

Ведущий 1.

Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим. Только за последние две тысячи лет были полностью истреблены почти триста пятьдесят видов животных.

Ведущий 2.

Эти животные находятся на грани исчезновения. Страшно представить, что через каких- нибудь 100 лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров.

Ведущий 1.

Наша встреча в Урюпинской средней общеобразовательной школе посвящена природе (растительному и животному миру) Кемеровской области, нашей Родины.

Все наши мечты - о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.

Позвольте представить гостя нашей встречи - Васильченко Андрея Андреевича, кандидата биологических наук, заместителя директора по науке государственного природного заповедника “Кузнецкий Алатау”. Многие годы он верой и правдой служил большому и важному делу: сохранению, восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов.

-Что повлияло на выбор Вашей профессии?

Андрей Андреевич с детства любил бывать в лесу, наблюдать за поведением птиц. После окончания школы был призван на службу в армию. Служил на Байкале, там прокладывал железную дорогу, влюбился в красоту окружающей его природы.

В 1965 году Андрей Андреевич с женой Зинаидой Александровной уехали на Байкал. Андрей Андреевич работал сначала охотником, а потом охотоведом в госзаказнике “Таланки”.

- Расскажите, пожалуйста, где Вы учились?

Краткие сведения.

1970 год. Поступление на заочное отделение Иркутского государственного института по специальности биолог-охотовед.

Начало работы в Байкальском государственном заповеднике начальником оперативной группы, потом старшим научным сотрудником.

1975 год. Работает заместителем по научной части. Изучение орнитофауны. Андрей Андреевич окончил институт, начал работать над диссертацией по орнитофауне. Подготовлены и изданы ряд научных работ, посвящённых Байкальскому государственному заповеднику.

1978 год. Предложили должность директора государственного Сахандинского заповедника (Читинская область).

1980 год. Защита кандидатской диссертации. Присвоение звания “Кандидат биологических наук” по итогам работы “Изучение орнитофауны Хамар-Дабана” (Байкальский заповедник).

Какие результаты работы по изучению орнитофауны в заповеднике?

В заповеднике занимался организационными вопросами: обустройством территории заповедника - строительство зимовьев, кордонов, был построен административно-лабораторный корпус. Продолжались работы по изучению орнитофауны и животного мира, продуктивности типичных степных сообществ, фенологии растений. По результатам работы изданы научные статьи. Описано более 1000 растений, найдены и произведены замеры десятков гнёзд, окольцовано множество птиц, изучались погодные явления.

- При изучении растительного и животного мира Вам приходилось работать при любых погодных условиях. Какими качествами должен обладать человек?

Краткие сведения.

1986 год. Андрей Андреевич работает в Тувинском заповеднике (Азасс) заместителем по науке.

1989 год. Назначение директором заповедника “Кузнецкий Алатау”.

- С какой целью создан заповедник “Кузнецкий Алатау”?

Реклама. На выставке представлены книги, над созданием которых работал Андрей Андреевич.

Результативность проводимых работ нередко зависит от людей, работающих в заповеднике. Среди них встречается немало энтузиастов, обладающих колоссальной работоспособностью, отдающих свои глубокие научные знания и частицу своей души развитию заповедного дела.

- Назовите, пожалуйста, экологические профессии?

- Чем интересны они? Чем занимаются люди этих профессий?

- В каких учебных заведениях можно получить профессии работников лесных хозяйств, заповедников, сотрудников непосредственно экологических служб?

Выступление агитбригады “Росинка”.

Исполнение песни на мелодию “Аист на крыше”.

Где это было? Когда это было?
В детстве, а может во сне.
Воздух был чистым, не запылённым,
Как по весне.

Припев:

Люди, прошу Вас, потише, потише!
Отходы пусть сгинут во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода, будь прозрачной!
А мы - на Земле!

А что теперь?

Сейчас над посёлком
Из труб чёрный дым летит.
Люди, очнитесь, ведь это опасно,-
Природа кричит.

Редактор экологического вестника.

Мы провели тест на чистоту воздуха “Лишайники- индикаторы загрязнения атмосферы” в микрорайоне школы. Изучив свой микрорайон, обратили внимание на стволы и ветви деревьев, камни стены домов. Лишайников на свете 20-25 тысяч видов. Тело лишайника неразделенно на стебель, листья, корень. Тело лишайника - слоевище. Форма слоевища лишайника разная: накипь, мягкие подушки, бокалы, иголки, грибы, “бороды”, “парики”.Обнаруженные лишайники разделили на группы по внешнему виду:

  • накипные
  • листоватые
  • кустистые

Определили общее количество видов лишайников.

При слабом загрязнении исчезают кустистые лишайники.

При среднем загрязнении исчезают кустистые лишайники.

При сильном загрязнении исчезают накипные лишайники.

На основании определения видов лишайников и таблицы “Определение класса загрязнения по лишайникам” воздух в микрорайоне школы имеет слабое загрязнение. Составили карту загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.

(Карта-схема прилагается).

А как же Урюп?

Земные реки жизнь несут
Цветам, деревьям, птицам.
В них может плавать рыба, зверь,
И путник в зной напиться.

А если мы в родной Урюп
Сгребём всю грязь и мусор,
Погибнет рыба, зверь,
И плавать негде будет.

Жители нашего посёлка моют машины в реке Урюп, засоряют его воды мусором. По берегам вырубают деревья.

Валим отходы и мусор мы в реку:
Дескать, вода унесёт.
Но у реки есть пределы терпенью,
Смотрите ж вперёд!

А водоплавающие птицы?

Урюп обмелел и его воды
В Чулым так бурно уже не текут.
Луга заливные засохли, и утки
Здесь гнёзда не вьют.

Люди нашего посёлка сами наносят вред среде своего обитания.

Берут слишком много и без разбору.

Загрязняют везде и засоряют вокруг себя всё, что только могут.

Редактор экологического вестника.

Казалось, понятно, что так поступать так нельзя. Но одно дело понимать это, а другое поступать не так, как сию минуту хочется, а подумав о будущем- о своих детях, внуках и правнуках. Разумеется, проще жить по принципу:

“Мы хотим сегодня, мы хотим сейчас”.

Пусть всегда будут речки,
\Пусть всегда будут птицы,
Пусть всегда будут звери,
А у дома - цветы.

Припев:

Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!

Всё это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

“Что нынче посеем, то завтра пожнём”

Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться везде и всерьёз.

Редактор экологического вестника

Мы, юные экологи, обращаемся к ребятам Урюпинской средней общеобразовательной школы, учителям, жителям посёлка Полуторник!

Мы сами отравляем воду, которую пьём, и воздух, которым дышим. Кандык сибирский, произрастающий в нашей местности, занесён в Красную книгу. Кто нам поможет, если не мы сами.

Для того, чтобы избежать опасности, предлагаем:

Озеленение территории школы, улиц посёлка.

Защита и благоустройство леса, водоёмов.

Подкормка птиц в зимнее время.

Организация школьных конкурсов, выставок, семинаров на экологические темы.

Выступления перед друзьями, родителями на природоохранные темы.

Повышение уровня экологической грамотности ребят.

Сообщение фактов об экологическом состоянии посёлка.

Не нужно забывать, что хоть человек и царь природы, но он ещё и дитя. Давайте позаботимся

друг о друге и сделаем так, чтобы Земля вновь стала раем.

Золотое правило экологической этики гласит:

“Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.

Беседа за круглым столом.

- Бывают ли случаи браконьерства на территории заповедника “Кузнецкий Алатау”?

- Что служит основными источниками загрязнения окружающей среды в Кемеровской области? Как борются с загрязнением?

- Когда была создана Красная книга Кемеровской области?

- На каких животных в Кемеровской области запрещена охота?

Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:

Она - твой давний добрый лекарь

Она - союзница души.

Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

В. Шефнер.

Исполнение песни

“Давайте сохраним”

Слова Николая Старшинова.

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.

Припев:

Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Припев:

Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда и на земле мы сами сохранимся.

Просмотр видео фильма “Знакомьтесь, Кузнецкий Алатау”.

Рассматривание фотографий о заповеднике.

Чаепитие за круглым столом. Фотография на память. (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.)