Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения

Разделы: Администрирование школы


“Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения”

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного процесса. Переход к профильному обучению преследует следующие цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Система перехода и организации профильного и предпрофильного обучения закреплена документально в следующих документах :

- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года,

- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования,

- Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения…

- Информационном письме Департамента общего и дошкольного образования об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования

- других нормативно-правовых документах.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего образования ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В предпрофильной подготовке решение этой проблемы идет через курсы по выбору, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы (от латинского electus - избранный). Элективные курсы входят в школьный компонент матрицы базисного учебного плана (БУП), и для них не существует стандартов. Эта нестандартизированность, вариативность и краткосрочность является их особенностью.

Задачи курсов по выбору:

- способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: “Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?”;

- подготовить ученика к поступлению в класс избранного профиля и оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (“Пойду на социально-экономический профиль не потому, что имею тройку по математике, а потому, что намерен стать юристом, а для этого буду поступать в университет”).

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

  • у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор);
  • наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год;
  • содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно:

- знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),

- включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, история права, различного рода практикумы и т.д.).

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач :

  • обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела (например электив по русскому языку “Деловое общение” в социально-гуманитарном профиле);
  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика, “Компьютерная графика”, “История искусств”);
  • обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);
  • служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психологические основы семейных отношений”, “Экология питания”, “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);
  • способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык”, Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”).

Элективные курсы можно разделить на 2 вида:

1) предметно-ориентированные (пробные)

Например, “Океаны”, “Исторический портрет”, “Мир расчетных задач по химии”, “Физика вокруг нас” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – факультатив. Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год). Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету. Основная задача – реализовать интерес к предмету. Основное содержание – систематизация и углубление знаний по предмету.

2) межпредметные (ориентационные) курсы.

Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия. Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год). Основная цель – подготовка к выбору профиля. Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля. Содержание такого курса должно выходить за рамки одного предмета и решать проблемы, требующие синтеза знаний по ряду предметов.

В качестве учебных пособий для организации занятий по курсам предпрофильной подготовки используют:

Предметно-ориентированные: Межпредметные:
  • существующие учебные программы и пособия для факультативов и специальных курсов;
  • части учебных пособий для подготовки в вузы, классов с углубленным изучением предметов.
  • научно-популярная литература.

Выбор курса учеником совершается интуитивно. Это означает, что, отбирая содержание элективного курса или курса по выбору, учитель должен ответить на следующие вопросы:

1. На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено “вскользь”, о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)

3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)

4. Какие виды деятельности (профильно- и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?(Например, использование методов анализа; проведение химического эксперимента; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение; составление резюме по изученному материалу)

5. Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?(объект изучения; вид отчетных работ (реферат, статья в газету, презентация)

6. Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?(наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)

7. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?(анкетирование на первом и последнем занятии. Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ)

8. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

(итоговая контрольная работа; тестирование; доклад; научно-исследовательская работа; реферат; резюме)

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе.

Какова же методика разработки программ курсов по выбору? Курсы можно разделить на 2 типа:

  1. традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, факультативные занятия, блоки дополнительных занятий по учебным предметам);
  2. авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий

В любом случае авторские, переработанные, адаптированные, экспериментальные и другие программы должны проходить рецензирование. Первый этап – внутреннее рецензирование, когда программа рассматривается на МО Учреждения, после чего выносится решение о соответствии программы требованиям данного Учреждения. На втором этапе внутреннего рецензирования как спорные, могут быть переданы на внешнее рецензирование, которое проводится специалистами профессионального образования. После этого программа утверждается Научно-методическим советом.

Структура программы включает в себя несколько компонентов:

  1. учебно-тематическое планирование;
  2. перечень УМК и других опорных учебных пособий;
  3. перечень литературы и библиография;
  4. пояснительная записка;
  5. перечень форм реализации и используемых технологий.

Программа должна:

  1. соответствовать концепции профильной школы;
  2. иметь практическую направленность;
  3. обладать логикой построения и подачи учебного материала;
  4. быть хорошо структурированной и связной по содержанию;
  5. быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам;
  6. предполагать активные методы обучения, дающие учащимся осознанно и объективно сделать выбор для продолжения образования;
  7. иметь определенную степень новизны;
  8. обладать некоторой степенью обобщенности содержания, что позволяет развивать общеучебные и предметные умения и навыки.

На основании изложенных требований составлен алгоритм написания программы:

1) Название курса должно быть привлекательным. Оно должно, с одной стороны не быть похожим на школьное, а с другой показывать то, о чем ученики, посещающие его, будут заниматься. Пример: “Астрономия” - “Звездная азбука”, “Журналистика” - “Проба пера”.

2) Пояснительная записка включает в себя:

  • тип элективного курса (предметно-ориентированный, межпредметный),
  • продолжительность по времени и количество часов в неделю,
  • формулировка целей курса,
  • задачи курса с учетом типа курса и его функций,
  • технологии, используемые учителем,
  • виды деятельности, предлагаемые учащимся,
  • критерии, позволяющие оценить успехи в изучении данного курса,
  • возможные социальные пробы и ожидаемый результат.

3) Содержание программы (включая лабораторные и практические работы).

4) Тематическое планирование (с указанием теоретических и практических часов, предполагаемой деятельностью учащихся).

5) Учебно-методическое обеспечение курса.

6) Приложение.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент учебного заведения. Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам. Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на обращение к активным образовательным технологиям:

  • учебные практики
  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • творческие работы
  • интерактивные технологии
  • модульная технология
  • информационные технологии

Сложность и многоплановость задач элективных курсов диктуют необходимость создания системы программно-методического обеспечения на строго выверенной концептуальной (т.е. существующей не самой по себе, а практически подкрепленной) основе. Для этого любой элективный курс или курс по выбору должен подкрепляться учебно-методическим комплектом.

В учебно-методический комплект по элективному курсу входят:

  • образовательная программа курса;
  • учебные, методическме пособия (литература для учителя, литература для ученика, дополнительная литература, электронные издания. Интернет-ресурсы);
  • тексты информационных материалов для лекций, семинаров, самостоятельной работы учеников;
  • каталог заданий для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению;
  • индивидуальные и дифференцированные задания, в том числе задания в тестовой форме;
  • программы учебных практик и методические рекомендации по их проведению;
  • тематика исследовательских работ и проектов;
  • программы выполнения проектной и исследовательской деятельности, методические рекомендации по ее организации;
  • образцы проектных и исследовательских работ

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспЕчения введения профильного обучения. Поэтому их разработка стала частью Региональной программы перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов широко освещаются в учрежденном Минобразованием РФ и Российской академией образования журнале “Профильная школа”, журнале “Школьное планирование” и в педагогической печати.

При подготовке доклада использована следующая литература:

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  2. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003-2004 учебный год. (Письмо Минобразования РФ от 20.03.2003 № 03-51-157ин/13-03).
  3. Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. (Письмо Минобразования РФ от 03.02.2004 № 03-51-15ин/14-03).
  4. Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Письмо департамента общего и дошкольного образования от 13.11.2003. № 14-51-277/13).
  5. Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения, “Школьное планирование”, №3, 2006 год
  6. Элективные курсы в условиях профильного обучения. “Место, свободное от стандарта”, Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., “Завуч”, № 5, 2006г.
  7. Элективное море, Алейникова И., “Управление школой”, № 13, 2006 г.