Что такое развивающая психология? Для чего и зачем она нужна?

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Здоровы ли наши дети? Теперь вряд ли кто-то ответит на этот вопрос утвердительно. Все мы понимаем, что хорошее здоровье ребенка требует больших усилий не только родителей, но и всего общества. К сожалению, вниманием к здоровью наших детей мы похвастаться не можем, но, главное, мы часто, конечно, не желая этого, делаем то, что ухудшает здоровье ребенка. Мы редко задумываемся над тем, что по силам нашим детям, какие нагрузки могут нанести вред здоровью, и считаем пустяками то, что может помочь сохранить и укрепить здоровье.

Не стоит недооценивать все эти вопросы, особенно тогда, когда ребенок идет в школу.

Ни для кого не секрет, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем. Почему же так получается?

Школа – очень серьезный, переломный этап в жизни ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьезный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребенок, привыкший играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребенку нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 7-летнего, а тем более 6-летнего возраста это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей – непосильный.

Вполне очевидно, что для преодоления всех этих трудностей, требуется определенная зрелость всех систем организма, сформированность таких компонентов как мышление, память, внимание, развитие моторных, зрительных, пространственных, речевых и других функций и, конечно, а вернее – прежде всего, здоровья, силы для преодоления всех нагрузок.

Часто родители считают, что, научив ребенка читать, считать, малыш уже адаптировался для изучения школьной программы. Вот тут и допускается ошибка родителями.

Другими словами, ребенок скорее прислушивается к внешним стимулам, внешним регуляторам, нежели сам управляет своей интеллектуальной активностью.

Есть основания полагать, что этот нюанс, не понятный педагогам, родителям, может явиться причиной многих проблем в будущем: от нежелания учиться до невротических срывов.

Например, построение нового дома: вы забыли или даже не знали, что вначале надо работать над фундаментом. Так вот, психические процессы ребенка – это и есть тот фундамент, на котором “строится” дальнейшее развитие ребенка.

Иногда человек обладает умственными действиями, но они как бы “не работают”, не очень ему помогают, находятся в каком-то вялом состоянии. В чем причина? Причина заключается в том, что и эти умственные действия нуждаются в дополнительном управлении, в пусковом механизме. Что-то напоминающее автомобиль: каким бы новым он ни был, без топлива, без бензина он не сдвинется с места.

Как обычно рассуждают педагоги, собираясь на занятия? Что бы такое придумать, чтобы было интересно детям, чтобы привлечь их внимание. (Честно говоря, желание это абсолютно педагогически закономерное и психологически трезвое, ибо нельзя научить не слушающегося тебя).

Любой спектакль на уроке (даже очень талантливый) – это внешняя по отношению к личности ребенка регуляция его умственной деятельности.

Ребенком красиво, ярко, талантливо, педагогически точно управляют, но с помощью средств, которые находятся за пределами его личности. Другими, более резкими словами, эксплуатируют непроизвольные, более ранние, биологически низшие формы его внимания. Но каждый знает, что нельзя решить даже простой пример на сложение, только любуясь при этом написанием цифр.

Развитие, как известно, - процесс исключительно преемственный, начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте. Поэтому в теоретической части программы “Развивающая психология” говорится о формировании умственных действий: именно они в младшем школьном возрасте способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания ребенка.

Именно по всем этим причинам я стала работать над программой “Развивающая психология”, и на сегодняшний день данная программа уже реализует свободные часы времени наших младших школьников.

Цель моей программы: создать оптимальные условия для успешного усвоения школьных знаний и для всестороннего развития личности; научить детей самостоятельно работать; научить их думать и быть уверенными в себе.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи: развить психические процессы ребенка: внимание, память, мышление, восприятие.

Рекомендации по проведению занятий

Занятия по программе “Развивающая психология” проводятся три раза в неделю.

Для каждого класса разработан свой план занятий, где учитывается планирование упражнений по психическим процессам.

Полная разработка планирования упражнений по психическим процессам, схема планирования занятий на каждый день, цель и еженедельный план занятий указаны в самой программе “Развивающая психология”.

С 1-го по 3-ий класс занятия начинаются обязательно с психологической зарядки, которая имеет степень сложности. Она помогает детям быстро включиться в работу, контролировать свой ход действия и начало концентрации внимания.

Для каждого класса занятие необходимо строить по следующему алгоритму.

Первый класс

1. Организация и настройка детей на работу, в процессе которой преимущественно стимулируются внимание и память.

2. Задания на развитие внимания и памяти.

А. Упражнение на концентрацию внимания для сосредоточенности детей: (“Спрятанные фигуры”, “Переплетенные линии”, “Распутай фигурки”, “Найди фигуру (предмет)”, “Цветной квадрат”).

Б. Дети учатся одновременно концентрировать и распределять свое внимание (данные упражнения готовят детей распределять и переключать свое внимание). (“Распутай фигурки”, “Найди и закрась”, “Найди нужные цвета (знаки)”, “Запомни и закрась (зачеркни)”, “Дорисуй недостающие детали”).

В. Переход на объем-устойчивость внимания с включением заданий по памяти, это могут быть упражнения как со слуховой памятью, так и со зрительной. (Два раза в неделю дается упражнение с включением зрительной памяти: “Найди отличия”, “Запомни и расставь”, “Вопросы по картинкам”, “Что изменилось?”. И раз в три недели – с включением слуховой памяти: “Послушай и нарисуй”.

Г. Данная программа включает отдельные упражнения на распределение-переключение внимания (раз в две недели). (“Раскрась фигуры”, “Расставь знаки”, “Закрась цифру (знак, букву)”).

Д. К распределению-переключению внимания включается и слуховая память такое упражнение, как “Геометрический диктант”, но в 1-ом классе данное упражнение функционирует со зрительной памятью и проводится раз в две недели.

Е. Упражнение на произвольное внимание проводится раз в три недели. (Дети учатся воспринимать информацию чисто на слух, без всяких наглядных пособий).

3. Рассмотрим такой психический процесс как “Восприятие”. Уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, познакомить с такими категориями, как больше и меньше, выше и ниже, короче и длиннее, уже и шире, толще и тоньше, впереди и сзади, справа и слева, ближе и дальше, раньше и позже и т.д. Закрепив данные знания в 1-ом классе, переходим на пространственное восприятие.

В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в этом восприятии принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

Данные задания в 1-ом классе имеют подготовительный этап, которые готовят детей чувственному различию направлений верх и вниз, вперед и назад, направо и налево, являющимся асимметрией человеческого тела.

4. Данная программа предусматривает в одно занятие развитие восприятия и мышления, которое проводится раз в неделю.

Пять часов выделено на развитие классификации, обобщения и двадцать часов – на логическое мышление таких упражнений, как “Аналогия в картинках”, “Логические задачи” - по степени сложности - самые простые и упражнение “Круг”, где дети знакомятся с понятиями “внутри”, “за пределом” и данное упражнение богато тем, что одновременно развиваются все три психических процесса: и концентрация внимания, и распределение – переключение внимания, и слуховая память, и само мышление.

Второй класс

1. Организация и настройка детей на работу, в процессе которой преимущественно стимулируются внимание и память.

2. Задания на развитие внимания и памяти.

А. Упражнения на концентрацию внимания: (“Цветной прямоугольник”, “Большой цветной прямоугольник”, “Посчитай фигурки”, “Корректурная проба”).

Б. Переход на объем и устойчивость внимания с включением зрительной и слуховой памяти. Упражнения со слуховой памятью имеют два направление работы – это упражнение “Рассказ”, которое проводится раз в две недели и упражнение на произвольное внимание, как выше уже было сказано, функционирует параллельно со слуховой памятью, проводится раз в две недели, т.е. эти два упражнения чередуются между собой. Упражнения со зрительной памятью: (“Запомни и расставь”, “Ответь на вопросы”, “Запомни дорожку”, “Узнай фигуры”), проводятся один раз в неделю.

В. Один раз в неделю проводятся задания на развитие распределение-переключение внимания: (“Распредели число по цвету”, “Найди и запиши слова (числа)”, “Закодированное слово”, “Закодированный звук”). Затем переход на упражнение с включением слуховой памяти “Геометрический диктант”. (Если в 1-ом классе включилась зрительная память, то уже во 2-ом классе она отсутствует).

Г. В 1-м классе дети знакомились в виде подготовительного этапа со смысловой (опосредованной) памятью, и упражнения проводились в виде игры-разминки. Во 2-ом классе дети выполняют уже данные задания самостоятельно: (“Слова-двойки”, “Слова по картинкам”, “Запомни слова по ощущению).

3. Во 2-м классе переходим на развитие перцептивного восприятия первой степени сложности. Это психологическая функция обозначает систему действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения и перцептивное действие.

Перцептивные действия связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.

4. Развитие восприятия и мышления проводятся одним занятием раз в неделю.

Пять часов отводится на классификацию и обобщение и двадцать часов на логическое мышление. (“Логические задачи”, “Круг-круги”).

Третий класс

1. Организация и настройка детей на работу, в процессе которой преимущественно стимулируются внимание и память.

2. Задания на развитие внимания и памяти.

А. Упражнения на концентрацию внимания: (“Латинский квадрат”, “Буквенный квадрат”, “Корректурная проба”).

Б. Переход на объем-устойчивость внимания с включением зрительной и слуховой памяти. (В третьем классе уже больше функционирует слуховая память). Поэтому упражнение “Рассказ” с включением слуховой памяти проводится один раз в неделю с последующим переходом на развитие произвольного внимания также с включением слуховой памяти. Упражнения со зрительной памятью: (“Запомни и расставь”, “Рассказ по картинке”, “Узнай фигуры”).

В. Один раз в неделю проводятся задания на развитие распределение-переключение внимания: (“Распредели число по цвету”, “Найди и запиши слова (числа)”, “Закодированный звук”, “Закодированное слово”). Затем переход на упражнение с включением слуховой памяти “Геометрический диктант”.

Г. Упражнение на развитие смысловой (опосредованной) памяти: (“Слова-тройки”, “Таблица ощущений”, “Слова по рисункам”).

Д. В третьем классе включается развитие логической памяти с помощью наглядного пособия.

3.

А. Продолжение развития перцептивного восприятия по упражнению: “Найди расположение фигур”. Генетическая связь перцептивных действий с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнение образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция, а также превращение из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания.

Б. Упражнение на развитие пространственного восприятия: (“Ось ординат”, “Образный квадрат”).

В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в этом восприятии принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

Необходимо для чувственного различия направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево является асимметрия человеческого тела, с асимметрией связана парность работы больших полушарий головного мозга при функциональном их различии. Функциональная асимметрия и асимметрия органов чувств и человеческого тела вообще составляют одно из обязательных условий восприятия пространства. (Б.Г.Ананьев).

При восприятии пространства человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия, помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.

4. Развитие восприятия и мышления проводится раз в неделю одним занятием.

Упражнения на классификацию и обобщение увеличиваются до 17 часов: (“Выбор правильной классификации”, “Дать определение понятиям”, “Выделение существенных признаков”), включая при этом упражнения на развитие логического мышления: (“Игра в слова”, “Аналогия”). И отдельные упражнения на развитие тоже логического мышления: (“Логические задачи”, “Круги”).

Четвертый класс

1. Организация и настройка детей на работу, в процессе которой преимущественно стимулируются внимание и память.

2. Задания на развитие внимания и памяти.

А. Упражнения на концентрацию внимания: (“Латинский квадрат”, “Буквенный квадрат”).

Б. Переход на объем-устойчивость внимания с включением зрительной и слуховой памяти (“Запиши буквы, запиши слова”, “Словосочетания и вопросы”, “Сам себе режиссер”, “Рассказ”).

В. В четвертом классе упражнения более сложной степени, переход от слов к словосочетаниям и предложениям.

Упражнения на развитие распределение-переключение внимания: (“Найди и запиши словосочетания”, “Найди и запиши примеры”, “Закодированное словосочетание”, “Закодированный звук (в предложениях)”). Затем переход на упражнение с включением слуховой памяти “Геометрический диктант”.

Г. Задания на произвольное внимание имеют третью степень сложности с включением школьной программы и проводятся один раз в неделю.

Д. Развитие логической памяти без наглядного пособия, информация детьми воспроизводится только на слух.

3.

А. Задание на развитие пространственного восприятия имеют третью степень сложности.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Кликс) человеку дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину – добавляется третье – вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации (приспособление) и конвергенции (сближение) глаза, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе пространственного зрения осуществляется зрительная локализация предметов. Движения глаз обязательны для пространственного зрения.

Б. В развитии перцептивного восприятия основную роль играет “Восприятие устной речи” - одна из высших психических функций человека. Такое восприятие является смысловым, т.к. “нормально включает акт понимания, осмысления” (С. Л. Рубинштейн).

Речевое восприятие – неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точек зрения могут быть выделены уровни различия и узнавания (Н. И. Жинкин). С точки зрения характера “обработки” речевого сигнала выделяется сенсорный перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе воспитания устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

4. Задания на развитие мышления и восприятия проводятся раз в неделю одним занятием.

В четвертом классе – задания только на развитие логического мышления: (“Логические задачи” - простой степени сложности, “Круги”).

Сущность и особенность “Развивающей психологии”

Такие занятия нового типа компонуются на основе развивающих игр и упражнений, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

Каждый вид психического процесса представляет собой набор задач; которые ребенок решает с помощью разных фигурок, цвета, цифр, букв, слов и притом самостоятельно.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

Нельзя поэтому объяснить ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

В развитии восприятия решение задач предстоит перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения каких-то фигур, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно “задание” и самому проверить точность выполнения задания.

Развивающие игры позволяют каждому подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Занятия по “Развивающей психологии” позволяют разрешить сразу несколько проблем, связанных не только с развитием психических процессов, но и с развитием творческих способностей:

Во-первых, развивающие игры и упражнения могут дать “пищу” для развития психических процессов с дошкольного возраста, а также и для творческих способностей;

Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно;

В-третьих, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

В-четвертых, играя в эти игры и упражнения со своими учениками, детям дается возможность самим размышлять и принимать решения, не делать за них то, что они могут и должны сделать сами.

Приложение

Рисунки

Литература

  1. “Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться?” Москва-1993 г., М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г.Князева
  2. “Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть трудности?” Москва-1994 г., М.М. Безруких, С.П. Ефимова
  3. “Психологический словарь” Редакционная коллегия: Москва-1996 г., В.В. Давыдов, В.Н. Зинченко, В.И. Лубовский, Б.Г. Мещеряков, В.М. Муников, Е.Е. Соколова, Д.А. Фирббер, Е.Д. Хомская.
  4. “Развивающие игры” Минск НИ Центр – 1998 г., Л.В. Пилясова.
  5. “Развитие логического мышления” Л.В. Тихомирова, А.В. Басов. “Академия развития” - 1996 г.
  6. “Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук” Т.В. Башаева, Ярославль “Академия развития” - 1998 г.
  7. “Развитие внимания у детей” Л.В. Черемошкина.
  8. “Логика 5-7 лет” Л.Ф. Тихомирова “Академия развития, Академия, К0, Академия Холдинг” - 2000 г. (Серия: “Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем”).
  9. “Как развиваем логической мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет” - 2-е издание, испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2003 г. – Зак А. З. (Библиотека психолога-практика)
  10. “Давайте поиграем” - математические игры для детей 5-6 лет.
  11. Н. И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т.М. Чеботаревская. Под редакцией: А. А. Столяра.
  12. Рецензент методист МГИУУ В.П. Новикова. Москва “Просвещение”, 1991 год.