Урок по математике в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Познакомить детей с различными способами умножения суммы двух слагаемых на число.

Продолжить работу по совершенствованию навыков устных и письменных вычислений, умения решать задачи.

Закреплять знание табличных случаев умножения и деления.

Развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитывать активность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование: буквы, составляющие слово успех , карточки с выражениями, наборы со счетным материалом, тест (на каждого ученика) , сигналы обратной связи.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в сказочное “Математическое королевство”. Правит этим королевством Королева математики, которая приготовила задания и ждет нас на следующих станциях (назвать план путешествия см. приложение) , но чтобы не опоздать на поезд проведем разминку.

II. Разминка.

1. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (100)

2. Как правильно сказать 7+5 равно одиннадцать или адиннадцать? (12)

3. У стола 4 угла, один отпилили. Сколько углов осталось? (5)

4. Росло 4 груши. На каждой по 3 большие ветки, на каждой большой ветке - по три маленькие, на каждой маленькой ветке - по 3 яблока. Сколько всего яблок? (на груше яблоки не растут) .

5. Сколькь будет пять плюс пять деленное на пять? (5+5) : 5 = 2, 5+5: 5 = 6

III. Давайте, прочитаем пожелание, с которым мы отправимся в путешествие.

8 *
 
3 5 6 7 9
         

IV. Первая станция “Вычислительная”.

Но любая в математике работа

Не обходится без устного счета.

1. Соедини линией карточки, на которых записано выражение и его значение.

2. Счет “цепочкой”.

56 :7 *3 :4 +36 :7 *5 +64 = 94

3. Задача.

Высота березы 8 метров, а высота рябины в 2 раза меньше. Объясни, что узнаешь, выполнив вычисления:

8:2  8:2+8

- Ребята, что вы знаете про рябину, березу? (Дети отвечают, учитель дополняет ответы детей) .

(Рябина – символ счастья и мира в семье, поэтому с давних времен люди старались окружить себя посадками рябины. )

(Березу в стародавние времена называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Это - символ России) .

4. Геометрическая задача.

- Найдите площадь заштрихованной части прямоугольника?

5. Прочитать выражения и найти их значения, опираясь на правила порядка действий.

(7+3) *4

(5+2) *3

V. Следующая станция “Проблемная”.

- Перед нами стоит проблема: научиться находить значения таких выражений другим способом.

1. Практическая работа.

(5+2) * 3

- Что мы умножили на 3? (Сумму чисел 5 и 2)

- Что, значит, умножить на 2? (Взять эту сумму два раза) .

- Возьмите квадратики красного и желтого цвета и выложите сумму.

- Сколько раз надо взять эту сумму? (3 раза)

- Сколько раз надо положить квадратики на столе? (3 раза) .

- Положите квадратики.

- Как можно вычислить? (Сначала узнаем, сколько фигур в одной строке, затем – сколько в трех строках) .

- Запишем: (5+2) *3 = 7 *3 = 21

- Как еще можно вычислить? (сначала сосчитать, сколько красных квадратиков и сколько желтых, а потом сложить) .

-Запишем: (5+2) *3 = 5*3+2*3 = 15+6 = 21

- Прочитайте нашу запись на математическом языке?

- Как называются числа 5 и 2? (Слагаемые) .

- Как умножили сумму двух слагаемых на число? (Сначала первое слагаемое умножили на 3 и второе слагаемое умножили на 3, потом результаты сложили) .

- Сравните, чем похожи выражения? (Числами, результатами)

- Чем отличаются? (Находили по – разному)

- Как же мы умножали сумму на число? (Дети еще раз повторяют) .

2. Предлагаю проверить себя.

- Откройте учебник на стр. 6, прочитайте название темы и объяснение.

- Что вы можете сказать о наших выводах? (Мы рассуждали верно) .

- Запишите наши выводы в тетрадь.

(5+2) *3=7*3=21

(5+2) *3=5*3+2*3=15+6=21

VI. Станция “Оздоровительная” (Физкультминутка. )

Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте, ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.

VII. Чтобы попасть на следующую станцию, нужно разгадать ребус.

1 – е предлог,

2 – е летний дом,

а целое порой

решается с трудом. (За – дача) .

- Мы на станции “Задачная”.

1. Решение задачи № 1(1) , стр. 6. Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки.

- Как предлагают авторы учебника ответить на вопрос задачи на первом рисунке, на втором?

- Проверка. (Дети объясняют и с комментированием записывают решение задачи в тетрадь) .

1 способ 2 способ
1) 2+1=3 (руб. ) – стоит чашка и блюдце 1) 2*2=4 (руб. ) - чашки
2) 3*2=6 (руб. ) 2) 1*2=2 (руб. ) - блюдца
3) 4+2=6 (руб. )

2. Задача №1(2) , стр. 6.

Уровень 1 (слабые учащиеся)

Карточка.

1) Сначала узнайте, сколько яблок получил один внук.

2) Потом узнайте, сколько яблок получили 3 внука.

Уровень 2.

Карточка.

1) … + …= 1) … * …=
2) …* …= 2) … * …=
3) … + …=

Уровень 3 (сильные учащиеся) .

Решите задачу двумя способами.

VIII. Следующая станция “Проверочная”. Закрепление пройденного материала. Тест.

1 вариант.

1. Укажи значение произведения чисел 9 и 8.

а) 72
б) 82
в) 73

2. Укажи значение частного чисел 24 и 3.

а) 7
б) 6
в) 8

3. Произведение, каких чисел равно 30.

а) 8 и 4
б) 6 и 5
в) 9 и 3

4. Частное, каких чисел равно 7.

а) 45 и 9
б) 36 и 6
в) 42 и 6

5. Во сколько раз 56 больше 7?

а) 9
б) 5
в) 8

2 вариант.

1. Укажи значение произведения чисел 7 и 8.

а) 54
б) 64
в) 56

2. Укажи значение частного чисел 48 и 6

а) 5
б) 7
в) 8

3. Произведение, каких чисел равно 32.

а) 7 и 4
б) 8 и 3
в) 8 и 4

4. Частное, каких чисел равно 9.

а) 6 и 3
б) 45 и 9
в) 81 и 9

5. Во сколько раз 8 меньше 72.

а) 9
б) 4
в) 7

3 вариант.

1. Укажи значение произведения чисел 6 и 4.

а) 24
б) 35
в) 36

2. Укажи значение частного чисел 28 и 4.

а) 8
б) 9
в) 7

3. Произведение, каких чисел равно 27.

а) 9 и 3
б) 6 и 3
в) 5 и 4

4. Частное, каких чисел равно 5.

а) 36 и 6
б) 40 и 8
в) 5 и 5

5. Во сколько раз 36 больше 4?

а) 7
б) 9
в) 8

IX. Итог урока.

- С какой проблемой на уроке вы успешно справились?

- Теперь тот, кто хорошо понял вычислительный прием, поднимают сигнал . Тот, у которого есть сомнения, поднимают сигнал

- Над этим вычислительным приемом мы будем работать и дальше. Если у кого и остались сомнения, мы их разрешим на следующем уроке.

X. Домашнее задание.

Учебник стр. 6 № 3, ребусы на полях.

Приложение №1.

Карта путешествий