Литературно-спортивная игра "Назад в будущее"

Разделы: Внеклассная работа


“Народ, не помнящий
прошлого своей Земли,
не имеет будущего”

В жизни каждого человека большое место занимает игра. Все понимают, что она важна для маленьких детей, как способ познания этого мира, апробации различных ролей. Дети растут и всё меньше и меньше играют, делают очень серьёзные дела, но в душе у каждого всё равно остаётся потребность в игре. В нашем лицее мы посчитали игры несправедливо забытыми и решили играть. Мы играем в игры подвижные и спокойные, на знакомство и на внимание. Игры должны быть разными. Особое место в нашей деятельности мы отводим большим сюжетным играм, сочинённым по книгам или историческим событиям. Мы хотим предложить вашему вниманию такую игру. Игру, в которой есть роли и сюжет. Игру, которую мы сами сочинили и в которой прожили три дня.

Учащиеся лицея, приехавшие на сбор, узнают завязку сбора – легенду и получают задание: в различных соревнованиях и конкурсах отыскать слова – символы, спрятанные в древней легенде, сочинить заклинанье, и, собрав всё воедино, попытаться изменить мир к лучшему.

Легенда сбора.

“Нам в руки попал древний свиток с предсказанием.

В предсказании было сказано: “…настанут смутные времена, природа взбунтуется против людей, сама Земля будет убивать человека, и человек пойдёт войной на человека… Мир будет стоять на краю страшной катастрофы и тогда проснётся король Артур и принесёт миру спасение. Тот, кто получит от сэра Артура рецепт спасения мира, убережёт Землю от огромной беды…”

Вот, что удалось нам разобрать в древнем, почти истлевшем свитке.

Мы задумались и оглянулись вокруг себя – природа не выдерживает больше пренебрежительного отношения человека – озоновые дыры и парниковый эффект, наводнения и цунами уносят жизни людей, падают самолёты, сходят с рельсов поезда, Грузия идёт войной на Абхазию, США воюет с Ираком, Корея ставит весь мир на порог ядерной катастрофы. Всё как в предсказании.

И тогда мы стали активно собирать информацию: кто такой король Артур, как можно расшифровать свиток до конца, как узнать рецепт спасения мира на земле.

Вот что нам удалось узнать: сэр Артур – король Англии в веке, который объединил Британские народы, дал отпор врагам своей страны, создал мощное единое государство, в котором царили мир и взаимопонимание. Король Артур по совету своего мага Мерлина создал круглый стол, за которым собирались рыцари – предводители народов. Круглый стол снял противоречия, уравнял и объединил всех рыцарей. Король Артур правил страной долго и счастливо, а потом он исчез, и говорят, что он не умер, а просто уснул, и когда Земле вновь потребуется его ум и знания, он проснётся и поможет людям.

Кроме этой древней истории нам удалось выяснить, что один раз в год в определённом месте Земли открывается связь между прошлым и настоящим, если выполнить все условия легенды, то можно узнать рецепт короля Артура. Связь открывается ровно на 48 часов. Мы сделали всё, чтобы оказаться в этом месте, то есть здесь в это время.

Итак, легенда началась, у нас с вами ровно двое суток, для того чтобы всем вместе попытаться найти рецепт спасения мира. Легенда требует уважительного отношения к себе, ведь она пришла к нам из прошлого. А “народ, не помнящий прошлого своей земли, не имеет будущего”. Мы стоим в кругу, как рыцари когда-то сидели за круглым столом, это значит, что мы равны и все могут внести свою долю в легенду. Значит именно сейчас и именно здесь должен появиться знак из прошлого с подсказкой о наших дальнейших шагах. Что делать нам? Как уберечь мир от страшной беды? Как найти рецепт спасения мира?”

Легенда из древнего свитка.

До того как погаснет вторая заря,
закрепив вашу веру в чудо,
вам необходимо вернуть короля,
пришедшего из ниоткуда.

Отыскать среди братьев волшебный сосуд,
мудростью древних наполнив до края,
единство и счастье его сберегут,
когда духи древних вернутся из рая.

доблестью вечных наполнить душу,
и нежной любви своё сердце отдать,
научиться друзей самых близких слушать,
и заботясь о раненых, счастье познать

До того как погаснет вторая заря,
Разгадайте, что в сердце у короля…

Первый конкурс: “Первый крестовый поход” (ориентирование в лесу).

Готовься дружина! Враг у ворот!
Единое войско, в крестовый поход!
Единая воля и бьются сердца!
Стоять мы должны до святого конца!
Мы храбрые люди и нервы – броня,
Отправимся в путь и, надежду храня,
Мы гордо войдём в заколдованный лес
И выстроим стену из наших сердец!

Конкурс готовится заранее. Для каждого отряда прокладывается трасса – направление по компасу и количество метров (шагов), в искомой точке в радиусе 3 метров спрятана записка с очередным направлением и метражом. Так закладывается несколько точек для достаточно большого поиска по местности. Конечная точка содержала глиняный осколок и записку “сила в единстве”. Отряды вернулись к исходной точке, командиры взяли все осколки, встали в тесный круг и незаметно извлекли целый сосуд. Символ чаши жизни и единства. Так был найдено первое слово – символ.

Второй конкурс: “Представление народов своей земли”. Ребята заранее читали литературу об обычаях и народах времён короля Артура, подбирали название, легенду и девиз для своего народа. На сцену в тот вечер вышли народы Ольстеры, Камелот, Саксы, Солсбери, Томплиеры, Голстенбери со своими знамёнами и песнями. Тут же устроили и конкурс между народами на лучшее заклинание, сочинённое самим народом. Народы не подкачали, все шесть заклинаний были выслушаны и голосованием единогласно выбрано одно:

Сквозь времена и сквозь пространства,
К тебе взываем, наш король!
Проснись, скажи рецепт свой тайный
И дверь нам в прошлое открой!
Открой нам в прошлое завесу,
Чтоб мы смогли спасти народ,
И мы тебе поможем тоже
Спасти на благородный род!

И сбор пришёл к выводу, что мы научились слушать самых близких друзей, а если это так, то в зале должен появиться символ. Была сформирована поисковая команда, которая внимательно обследовала каждый метр зала. Между рамами был обнаружен старинный меч. Итак, слово – символ найдено, значит, мы на верном пути. Ну и поскольку меч всегда символизирует рыцарство, то прямо здесь же в зале, при свете свечей, все народы дали клятву верности делу добра и мира и были посвящены в рыцари двора Артура.

Третье испытание: “Ночное путешествие к озеру Авалон” Каждый отряд получил карту для похода к озеру с очень таинственными названиями:

Дракон, Болотная Ведьма, Двуликий, Единорог, Жрица и Злая Ведьма. Отряды попадали на точку, там их встречали таинственные герои и предлагали всем выполнить несложные спортивные или литературные задания. В награду за работу отряды получили записки со странным содержанием:

1) “1812, 1912-1914,1853-1856 г.г.”;

2) “Любовь – женщине, жизнь – Родине, душу – Богу, а … - никому”;

3) “Поощрение высокого уровня”;

4) “Без чего не напишется ни одно литературное произведение”;

5) “Очень неординарный поступок во имя добра, людей, Родины”;

6) “Что берёт города?”

Поразмыслив, все отряды угадали зашифрованные слова:

1) война,

2) честь,

3) награда,

4) идея,

5) подвиг,

6) смелость.

Но к чему столько слов? Это слова – подсказки. Не сразу пришла мысль ещё раз прочитать легенду и подумать, какое же спрятанное там слово мы нашли. Но, в конце концов, мы додумались и поисковый отряд действительно обнаружил в одном из корпусов старинный пистолет, как символ доблести.

Четвёртое испытание стало для всех самым трудным. Называлось оно “Возвращение рыцарей из крестового похода”. Это спортивная игра, которая проходит также на местности лагеря и ближайшего леса, все задания носят спортивный характер. Трудность для отрядов заключалось в том, что, как и после любого боя появляются раненые. Необходимо проявлять милосердие и всех раненых доставить на Родину, пройдя все испытания с ними вместе. “Раненых” делали прямо в отрядах с помощью скотча – связывали руки и ноги, а потом все вместе помогали им дойти до станций и выполнить задания. Всю ночь накануне шёл снег, было сыро, и даже здоровые утратили силу духа, не говоря уже о “раненых”. Поэтому “потери” в этом испытании всё же были – не все смогли пройти дистанцию до конца. Но всё же большинство “рыцарей” с заданием справились, и в этот раз уже быстро сообразили соотнестись с легендой и произвести ревизию корпусов. Была найдена яркая цветная фреска, символизирующая счастье, познанное в помощи раненным.

Пятое испытание: диспут “Жалобная книга природы”. Отряды спорили между собой о преимуществах и недостатках цивилизации. О преимуществах, которые она даёт для человека, и о проблемах, которые она несёт природе. В итоге сделали вывод, что для того чтобы продолжать жить на этой Земле в ладу с природой человек должен обладать невероятной мудростью. Мудрость! Слово прозвучало, и тут же кто-то из ребят сам сообразил, что это слово из легенды. Поисковая команда долго искала в зале предмет-символ, пока не сообразили попросить старинную книгу из рук учителя. Книга – символ мудрости.

Шестое задание не походило на конкурс. Оно называлось “Подарок дорогому другу”. Все собрались в зале и по очереди говорили слова признательности, отрядам, руководителям, друг другу. А потом командиры подарили каждому на сборе верёвочку-пумпончик. Выдёргивая ниточки из пумпончика, можно повязать её на верёвочку любого человека и сказать ему при этом добрые слова. В зале смешались народы, пошло всеобщее признание в любви. Когда оно закончилось, все увидели, что на нашем “ритуальном” столике, где хранились вещи-символы, осталась нетронутой одна верёвочка-пумпончик. Это и был символ любви, которую мы только что нашли.

Итак, все слова символы найдены! Можно произносить заклинанье. Ребята встали вокруг стола. Учитель прочёл заклинанье. Эффекта не было. Почему? Прозвучали разные версии. Попытались всё исполнить – зажгли свечи, потушили свет, стали читать все хором. Эффекта нет. Учитель предупреждает, что любое заклинанье можно читать лишь три раза. Решили встать очень плотно, взялись за руки и опять хором читали заклинанье.

Когда включили свет, то под столом обнаружили свиток. Все замерли. Но свиток оказался абсолютно пустой. Решили, что это знак всем подумать, почему же не сработало заклинанье. Думать нужно было в отрядах. Думали всю ночь, но ответ так и не нашёлся. Все хотели видеть причину в себе – не были так уж дружны, не весь отряд вернулся на Родину в четвёртом испытании. И тогда учитель прочитал притчу-подсказку.

Притча

Жил-был добрый человек. Распахал он по весне поле, засадил его семенами пшеницы, собрал по осени урожай и испёк себе хлеб. Хорошая жизнь у человека, сытная, но вдруг увидел он, что смотрят на него соседи по деревне голодными глазами. Понял он, что не такая уж хорошая жизнь получилась.

Пришла весна, распахал добрый человек поле побольше, засадил его семенами, собрал осенью урожай и испёк много хлеба – накормил всю деревню. Хорошая жизнь пошла у них в деревне – сытная, весёлая. Но вдруг услышали они стук, оглянулись, а там – нищие ходоки с других деревень хлеба просят. Загрустил добрый человек – опять не получилось у него всех накормить.

Пришла весна, вышел человек в поле – громадное поле перед ним, и понял он не осилить ему одному работу в этом поле. Оглянулся он, а сзади него стоит вся деревня, все ходоки и ждут, когда же добрый человек их накормит…

И отчаялся человек, опустились у него руки. Пришёл он к мудрецу – “Уважаемый мудрец, я хотел сделать так, чтобы всем в этом мире жилось хорошо, но у меня не получилось. Что я делал не так?”

Что ответил мудрец доброму человеку?

“Нельзя в одиночку изменить мир. И десять человек не смогут сделать мир лучше, и сто. Не велики наши физические силы. Но есть у нас сила великая – сила мысли и сила духа. Задумал и делал ты хорошее дело, но один. Вот если бы ты научил десять человек, а они каждый по десять, а те ещё по десять. Да собрались бы все вместе единой мыслью и единым делом, вот тогда стал бы мир лучше”

После совместного размышления, делаем общий вывод: нас слишком мало, для того, чтобы изменить мир, но мы можем научить многих, и если мы это сделаем, то мир непременно изменится к лучшему.

Вот с таким философским настроением мы и покинули сбор, где дружно прожили три дня и чуть-чуть не изменили весь мир. И единственный вопрос, который волновал всех: “Когда следующий сбор?”