Инновационные технологии на уроке производственного обучения. Тема урока: "Раскрой юбки. Обработка потайной застежки-молнии с применением специальной лапки"

Разделы: Технология


Тема урока:

Цель урока:

РАСКРОЙ ЮБКИ. ОБРАБОТКА ПОТАЙНОЙ ЗАСТЕЖКИ – МОЛНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛАПКИ.

Освоить правильные трудовые приемы по раскрою юбки. Отработать навыки по обработке застежки с потайной молнией (освоение новой технологии).

Закрепить теоретические знания по спец. технологии, конструированию, оборудованию.

Развивать навыки решения проблемных вопросов.

Расширять профессиональный кругозор и культурный уровень учащихся.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, внимательность, заинтересованность в работе.

Наглядные пособия и материальное оснащение урока: Оборудование мастерской, набор ручных инструментов, набор ниток, ткань, лекала юбки, плакаты: “Построение чертежа юбки”, “Последовательность обработки юбки”.

Стенд “Советы технолога”, плакат-тест “Характер – это судьба”. Раздаточный материал: инструкции по раскрою юбки, требования к раскрою, инструкция по обработке застежки с потайной молнией, инструкции по ТБ.

Межпредметные связи: Спец. технология, конструирование, оборудование, история костюма, литература, психология.

Ход урока.

1. Организационная часть.

Проверить присутствующих, их внешний вид, организацию рабочих мест.

2. Вводный инструктаж.

  1. Сообщить тему программы;
  2. Сообщить тему урока;
  3. Поставить цель урока;
  4. Актуализация знаний учащихся в форме беседы, загадок, игровых сценок, ответов на вопросы.

Мастер: Сегодня наш урок проходит накануне Нового Года, а как известно в это время происходят разные чудеса. Утром, по дороге на работу, я встретила Деда Мороза. Он поздравил всех нас с наступающим праздником, а учащимся передает мешок с

сюрпризом. Интересно, что там?

Учащимся предлагается в качестве актуализации знаний, профессиональные загадки.

Загадки

1. Меня можно настрочить
И платочек положить. (Накладной карман)

2. Две обтачки притачаем,
Прорезаем с уголком,
Мешковину притачаем,
Что получится потом? (Прорезной карман “в рамку”)

3. Я деталь не основная,
Но зато красивая.
В романтическом костюме
Я незаменимая. (Оборка, волан)

4. Хоть деталь невелика,
Есть четыре уголка.
Без нее не обойдешься –
Не поднимется рука. (Ластовица)

5. Раз мешковина,
Два мешковина.
Ничего не прорезали,
А рука в кармане.(Карман в шве)

6. Если только захочу,
Силуэт я изменю.
Будет юбка по фигуре,
Только кое-что внесу. (Вытачка)

7. Я спортивный стиль люблю,
Спинку, полочку делю.
Прямо или под наклоном
Их рельефность подчеркну.(Кокетка)

Вниманию учащихся предлагается профессиональная сценка-миниатюра.

Встречаются две подружки, между ними происходит следующий диалог:

- Здравствуй, Юля! У тебя новая юбка, на рынке купила?

- Нет, я сама сшила.

- Сама пошила? Ты умеешь шить?

- Да, я учусь в училище по специальности “портной”.

- Наверное, сложно самой шить юбку?

- Нет, не сложно. Во-первых, снимаешь мерки, затем строишь чертеж выкройки и раскраиваешь. Конечно, надо освоить несколько классов швейных машин, ну и хорошо знать технологический процесс. Извини Галя, я очень спешу, до свидания.

- (Галя рассуждает) Ничего себе просто! Снять какие-то мерки. Построить чертеж, раскроить, освоить несколько машин и знать технологический процесс. Нет, это очень сложно!

Учащимся предлагается помочь Гале и подробно разобрать весь процесс изготовления юбки от начала до конца.

  • Какие мерки необходимо знать для построения чертежа юбки.
  • Как правильно снять мерки (показать практически).
  • Краткая характеристика построения чертежа прямой юбки (рисунок 1).
  • Технологическая последовательность обработки юбки (рисунок 2).
  • Какое оборудование используется для пошива юбки.

Рисунок 1

Рисунок 2

“Возникновение юбки как вида одежды, ее видоизменение за годы ее существование”

Сообщение учащегося: (краткая историческая справка).

Слово “юбка” исследователи считают близким к слову “шуба”, которое, в свою очередь, происходит то арабского слова “джубба” - так раньше называли суконную тунику без рукавов. В русский язык слово “юбка” попала из польского, а в него – из немецкого.

В средние века это – одеяние от шеи до колен, присборенное у шеи и подпоясанное на талии. Носили такую одежду, как женщины, так и мужчины. В 15 веке женская готическая “юбка” была разделена на две части: нижняя стала собственно юбкой, а верхняя – верхом платья.

В середине века ее украшали шлейфом – удлиненным концом, волочащимся сзади по земле. Он зрительно удлинял фигуру, делал ее величественной. И чем длиннее был шлейф, тем знатнее, богаче была персона, его носящая. В народной одежде шлейф просто не мог прижиться, так как мешал движению, а значит, работе. В 16 веке стали популярны широкие юбки. Для придания соответствующей формы их набивали конским волосом. Носить их было неудобно, и вскоре изобретен каркас для юбки, который делали из обручей. По-испански обруч назывался “вердугос”, поэтому такие юбки стали называть “вердугадо”. Эти юбки пропутешествовали из Испании в Италию и Францию,

В 17 веке юбка приобрела более удобные формы, но стала многослойной. Законодателями этой моды были французы. Даже летом под основную юбку надевали

несколько нижних, а зимой их количество доходило до 12.

18 век принес юбку в виде купола. Снова сооружаются каркасы, а на них натягиваются ткани. Юбка стала растянутой в боках и сплюснутой спереди и сзади. Называлась она “панье” (по-французски это слово означает “корзинка”). К концу 80-х годов широкое распространение получила английская мода, которая предложила отменить жесткие каркасы, но заставила модниц драпировать юбку сзади, образуя турнюр

(в переводе с французского это слово означает “сложение, осанка, манеры”). В начале

19 века возникает новый каркас-кринолин, созданный из льняного полотна, проплетенного конским волосом. Придумал его француз Идин.

Деревенская юбка пыталась угнаться за городской, были даже кринолины, сплетенные из ивовых веток, поскольку китовый ус или конский волос были крестьянам не по карману. Носить такие кринолины деревенским модницам было, конечно неудобно, и они нашли выход: стали надевать нижние ватные юбки.

В южных губерниях России носили поневу – поясную одежду, которую мы теперь назвали бы, скорее всего юбкой. Поневы были будничные и праздничные, отделанные вышивкой, кружевом, всевозможными вставками.

И вот, наконец, 20 век. Какой только юбка не была и как только ее не называли. В начале века была даже “хромая юбка” (женщины во время ходьбы вынуждены были прихрамывать – так сильно была она заужена на уровне щиколоток). Длина юбки несколько раз менялась, становясь то длиннее, то короче. Появились даже такие невиданные ранее формы юбок, как “юбка-портфель”, “юбка-брюки”.

Мы привыкли считать, что юбка – сугубо женский вид одежды, однако в некоторых странах (Шотландия, Греция) юбки носят и мужчины.

“Тенденции направления моды в юбках на 2006 год”

Информация мастера на основе журналов моды (рисунки 3, рисунок 4, рисунок 5).

Мастер: Переходим к теме урока: “Освоение навыков раскроя на примере юбки прямого силуэта”.

При раскрое, как и при пошиве изделия или любом другом деле, есть свои требования и привила. Раскрой изделия это очень ответственный этап в изготовлении одежды. Поговорка “Семь раз примерь – один раз отрежь” относится к раскрою в самом прямом смысле.

Какие же основные требования к раскрою необходимо соблюдать?

  • Ткань проутюжить перед раскроем, если требуется, то следует продекатировать.
  • Ткань должна лежать на столе ровно, свободно без перекосов.
  • Кромку срезают, не включают в ширину шва.
  • При раскрое ткань складывают “в сгиб” или “в разворот”.
  • При раскладке деталей на ткани учитывают направление долевой нити, структуру ткани, рисунок и узор ткани.
  • При раскладке деталей на ткани необходимо добиться наиболее рациональной и экономичной раскладки.
  • При раскрое необходимо учитывать припуски на швы.

Задание учащимся (самостоятельная работа по бригадам):

На миллиметровой бумаге выполнить наиболее рациональную и экономичную раскладку лекал юбки и определить расход ткани на данную модель. Размер изделия 164-88-96.

Бригаде выдается:

  • Комплект лекал юбки в масштабе М 1:4
  • Требования к раскрою изделия
  • Инструкционно-технологическая карта на пошив юбки.

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

После анализа проделанной работы учащимся предлагается небольшая пауза психологической разрядки.

Мастер: Я хочу предложить вашему вниманию философское размышление о человеке известного русского ученого историка, крупного деятеля русской и мировой культуры Василия Осиповича Ключевского.

“Говорят, лицо есть зеркало души, конечно, так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и через которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя: голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет физиономию и наружность человека, все это окна, через которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в которой живет человек, выразительна не менее его наружности, его платье, фасад дома, который он себе строит, вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, все это говорит про него и прежде всего говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя, напоминать другим, что он понимает, что он за человек”.

Исторические портреты. Москва изд. Правда. 1990 г. стр. 29

Пожалуй, каждый из нас желает узнать о себе как можно больше. Несложный тест, который я вам предлагаю, позволит расширить познания о себе.

Характер – это судьба

Ну что же, узнаем себя поближе? Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в четыре группы, условно названные “движение”, “спокойствие”, “уверенность”, “неуверенность”. В каждой из групп выберите по одному символу, который более всего соответствует Вашим представлениям.

Рисунок 9 Затем подсчитайте результаты по следующей шкале:
  • “движение”: а - 4, б - 8, в - 2,

г - 10 очков;

  • “спокойствие”: а - 10, б - 8,в - 2,

г - 4 очка;

  • “уверенность”: а - 10, б - 8, в - 6,

г - 2 очка;

  • “неуверенность”: а - 10, б - 8, в - 2,

г - 6 очков.

Результаты тестирования узнаем в конце занятий.

Если у Вас получилась сумма ОТ 8 ДО 13 ОЧКОВ, то Ваше поведение во многом зависит от окружающих. Вы способны быстро воодушевляться, но не менее быстро можете и потерять хорошее настроение. Вам трудно себя заставить заниматься тем, что Вам не по душе. Вы очень чувствительны к моральной обстановке в Вашем коллективе. Часто сомневаетесь в своих решениях, предпочитая сверяться с чужим мнением. Вы чрезмерно эмоциональны, слишком часто не контролируете свои эмоции, а они диктуют вам поступки.

ОТ 14 ДО 20. Вы часто “плывете по течению”, но при этом стараетесь показать “свой стиль”. Себя Вы привыкли оценивать весьма критично, окружающие не всегда могут на Вас повлиять, особенно если у них нет убедительных аргументов. В случае, если отстаиваемая позиция может Вам повредить, Вы чаще всего готовы от нее отказаться.

ОТ 21 ДО 27. Вы в своих глазах непогрешимы. И все же восприимчивы к воздействию со стороны. Предпочитаете искать “золотую середину” между собственными убеждениями и житейскими ситуациями. Выход чаще всего находите благодаря своей интуиции. Она Вас подводит редко.

ОТ 28 ДО 34. Вы без особого труда отказываетесь от своих взглядов, решений. Но если на Вас пытаются оказать какое-то давление, то Ваше сопротивление прямо пропорционально возрастает. Это продиктовано не столько Вашей самоуверенностью, сколько страхом оказаться в неблагоприятной для себя ситуации.

ОТ 35 ДО 40. Вас никто не может переубедить, если Вы для себя что-то решили. Вам свойственно безоглядное движение к выбранной цели. И лишь тот, кто знает Вашу слабость, может незаметно, но успешно направлять Вашу энергию в нужное русло. Поэтому Вам не помешает немного упрямства поменять на такое же количество сообразительности.

Мастер: Переходим ко второй теме нашего урока:

“Обработка застежки юбки потайной молнией”.

Чтобы обработку застежки выполнить с высоким качеством, необходимо иметь специальную лапку. Следует отметить, что эта обработка является наиболее передовой и относится к новым технологиям.

(Показать учащимся практические трудовые приемы, как пользоваться данной лапкой)

Рисунок 10

Рисунок 11. Специальная лапка

Рисунок 12. Притачать потайную застежку-молнию

Рисунок 13. Стачать шов

Рисунок 14. Изнаночная сторона изделия.

Рисунок 15. Лицевая сторона изделия.

Напомнить учащимся и обратить особое внимание на правила техники безопасности при выполнении раскройных и машинных работ.

Задание на урок:

1. Выполнить раскладку лекал юбки на ткани.

2. Раскроить юбку прямого силуэта.

3. Обработать застежку юбки потайной молнией.

3. Текущий инструктаж.

Целевые обходы рабочих мест.

Проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов по раскладке лекал и раскрою юбки, обработки застежки юбки потайной молнией с применением специальной лапки. Проверить организацию рабочего места, соблюдение привил и требований техники безопасности.

4. Заключительный инструктаж.

Подвести итоги выполнения заданий.

Провести анализ уровня качества кроя юбки и обработки застежки юбки потайной молнией.

Проверить результат тестирования.

Литература: Т. Н. Реут. “Технология изготовления швейных изделий по инд.заказам”.

“Я сама делаю выкройки” М., Внешсигма, 1999г., стр. 112-180.

Журнал Ателье №11/2006 стр.43-53.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9