Интегрированный урок русский язык + окружающий мир (история) по теме: "Однородные члены предложения. Из книжной сокровищницы Руси"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. обобщить знания детей об однородных членах предложения, продолжать формировать умение работать с текстом;
  2. расширить и закрепить представление детей о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, первой печатной книги, книгопечатанья;
  3. привить интерес к истории русского народа;
  4. развивать внимание, память, умение делать выводы, обобщать;
  5. воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма и гордости за свой народ и свою страну.

Оборудование: диск с презентацией, медиапроектор, аудиозапись из статьи А.М.Васнецова «Печатный двор», карточки «шкала знаний», карточки с заданиями для работы в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. <Слайд 1>

Психологический настрой.

Учитель. Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Дарите друг другу улыбки, здоровье, радость от приятного и полезного общения друг с другом.

II. Сообщение темы, целей урока. <Слайд 2>

Учитель. Эпиграф нашего урока - слова Ярослава Мудрого: «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей».

Что это за книги мудрости, что мы должны в них искать, что это за польза для души нашей? Попробуем разобраться. <Слайд 3>

Тема нашего урока:

«Однородные члены предложения (обобщение).
Из книжной сокровищницы Руси.»

Цель (отображается на экране).

Работа со шкалой знаний. (Знаю, не знаю, затрудняюсь ответить)

Учитель. На шкале знаний покажите, как вы (по вашему мнению) усвоили тему «Однородные члены предложения».

III. Работа по теме урока.

Учитель. Совершим путешествие в прошлое России, богатую событиями историю нашего Отечества, осознаем себя частицей своего народа и гражданами своего государства.

В наше время знание истории своего народа и государства необходимо каждому, чтобы вместе со всем народом продолжать дела, начатые предществующими поколениями, завещанные ими нам и нашим потомкам.

-Что вы понимаете под понятием «общие дела нашего народа»?

Дети.

- Защита своей исторической территории от посягательств недругов;

- сбережение и приумножение достижений культуры;

- забота о том, чтобы каждому жилось хорошо на своей Родине, чтобы не рассеялся народ по всему свету, не исчез навсегда среди других народов, как исчезли за века некоторые когда-то большие народы, от которых остались только их названия на исторических картах.

Учитель. История России всегда богата личностями и явлениями, которые вызывают у нас гордость за свой народ и свою Родину.

I этап работы.

Учитель. Посмотрите на <слайд 4> и скажите:

- Кому в 1992 году в Москве был открыт памятник?

Дети. В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Учитель. Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?

Дополнительный материал (подготовленный учеником).

Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни (сейчас Салоники). Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по- русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.

После принятия Христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую азбуку. Часть букв была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о её создателе.

Учитель. Так с кириллицей широко распространилась грамота на Руси. Славянской грамоте богатые люди стали учить своих детей. Было открыто несколько школ для обучения грамоте и бедных людей.

Со знаниями пришла к славянам и культура. Поэтому Кирилла и Мефодия считают просветителями славян. Как проповедников христианства их стали почитать как святых – такое великое дело для славян они сделали.

- Как вы понимаете слово просветители? (Толкование из словаря С.И. Ожегова «просветить – сообщить кому-нибудь знания, распространить культуру»)

- Кто создал славянскую азбуку?

Дети. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в IX веке.

Учитель. Почему азбука получила название кириллицы? (В честь Кирилла).

- Составьте и запишите предложение, из которого было бы понятно, кто создал славянскую азбуку. (Дети в течение урока составляют и записывают текст, который предполагает дальнейшую работу). Пропустить одну строчку для заголовка.

В тетради. Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

Учитель. Дать характеристику предложения (по интонации, по цели высказывания, по наличию главных и второстепенных членов предложения).

Учитель. Найти главные члены предложения. (Обратить внимание на подлежащее. Это однородные члены предложения).

Повторение знаний об однородных членах предложения.

- Какие члены предложения называются однородными?

- По каким признакам мы узнаем однородные члены предложения?

- Какую роль выполняют однородные члены предложения?

- В данном предложении как соединены однородные члены?

II этап работы.

Учитель. В Древней Руси на славянском языке стали писать летописи.

- Что такое летопись?

Дети. Летопись – запись о важнейших событиях по годам (славянское слово «лето» соответствует нашему «год»). Писали их люди, которых называли летописцами. <Слайд 5>

Задание 1. Текст.

Учитель. Перед вами на партах текст. <Слайд 6) Прочитайте внимательно. Задача: узнать дополнительные сведения о летописцах.

Учитель. Что вы узнали из текста?

- Где летописцы брали сведения?

-О чём рассказывал Нестор в летописи «Повесть временных лет»? (Откуда пошла Русская земля).

Задача: найти предложения с однородными членами, доказать, определить, какими членами предложения являются однородные члены.

-Как соединены однородные члены предложения?

-Выписать предложение, в котором однородные члены являются сказуемыми. <Слайд 7>

Сведения для учеников. < Слайд 8>

«Повесть временных лет»- не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает её с историей всех славян и соседних народов,

историю создания русской грамоты, рассказывает о походах русских князей, о нападении первых кочевников – хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто очевидцем.

Труд Нестора сотни раз переписывался историками более поздних времен.

С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой последовательности, соединяя вместе различные источники. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшественников. Писали их сначала на пергаменте (специально выделанной коже), а с XV в. – на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками. Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. Слайд 3.

Задание 2. Редактирование текста. <Слайд 9>

Учитель. Перед вами второй текст. Прочитайте. (Работа в парах по карточкам).

-Какой недостаток в построении отдельных предложений вы видите? Как предлагаете его устранить?

Дети. В тексте есть неудачно построенные предложения (повтор слов). Можно объединить несколько предложений в одно с однородными членами.

Учитель. Поработайте редакторами, исправляя прямо в тексте. (Каждый раз ребята доказывают: по каким признакам данные члены предложения являются однородными, устанавливают, как связаны однородные члены предложения).

<Слайд 10, 11, 12, 13>

Подсказка для детей. В последнем предложении для связи однородных членов используется союз не только, но и.

Последнее предложение записывается.

Сведения для учеников.

На высоких идеалах первых летописцев воспитывались русские люди последующих веков, «Прочтите книги славных дел», - писал М.В. Ломоносов. Поэты и писатели, художники и композиторы черпали в Несторовой летописи сюжеты своих произведений.

И нам, людям XXI века, близки идеи «Повести временных лет», её основной мотив – любовь к родине, к Русской земле. Радость и острая боль, гордость и стыд, забота и волнение о чести и достоинстве отчизны знакомы и нам. <Слайд 14> «Не погубите землю отцов своих и дедов…»- предостерегает летописец. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого. Нестор призывает защищать русскую землю от внешних врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, сеет вражду среди соплеменников. Он осуждает князей, проявляющих жадность, забывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений. Напротив, летописец восхваляет князей миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Слайд4.

«Повесть временных лет» - первое дошедшее до нас историческое произведение и первый памятник отечественной литературы. Её повествование спокойно, просто и сдержанно. Язык летописи точен и немногословен.

Для нас древние летописи, рассказывающие о жизни нашей страны на протяжении почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценным сокровищем истории.

Минутки здоровья. Под спокойную музыку делаются упражнения на расслабление, а также упражнения для глаз.

III этап работы. <Слайд 15>

Учитель. Тяжелым был труд переписчика книг. Писали гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался специальным ножичком – перочинным. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (вспомним выражение - «писать с красной строки»). Потом листы сшивали и переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда и выражение «прочесть от доски до доски»), украшали драгоценными камнями. Не один год уходил на переписку книги. Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили. Их передавали по наследству.

Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, более доступными, как ускорить процесс создания книги. В XV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатанье быстро распространилось в Европе.

Об этом прослышали на Руси и решили тоже завести книгопечатание. Этой идеей загорелся сначала царь Иван III, но осуществить её пришлось следующему царю – Ивану Васильевичу Грозному. Сначала было приказано выписать из-за границы умельцев-печатников.

Нужных людей там нашли, но их на границе задержали немцы и не пустили на Русскую землю. Тогда царь отдал приказ отыскать в своем царстве таких искусников. «Быть того не может, - решил Иван Васильевич,- чтобы на Руси своих мастеров не отыскать». К радости молодого царя, найдены были в Москве такие умники. Одного из них звали Иван Федоров, а второй был его друг Петр Мстиславец.

<Слайд 16.>

Печатный двор было решено выстроить недалеко от Кремля. Царь не жалел на постройку типографии средств. Для возведения здания набрали лучших плотников, каменщиков и штукатуров. Иван Федоров оказался мастером на все руки. Он и за строителями следил, и печатный станок придумал, и литеры сам вырезал.

Ведь чтобы отпечатать книгу, надо сначала сделать буквы, сложить их особым образом – составить слова, провести по ним краской и прижать к ним листок бумаги. Вот полученный оттиск и будет книжной страницей. Некоторое время спустя в типографиях придумали отливать буквы из металла, так они дольше работали. А сначала буквы вырезали из дерева. Иван Федоров еще успевал учеников себе в помощь обучать и тексты книг сверять.

А еще он знал, что надо людям рассказывать, на какое великое дело Русь сподобилась, поэтому он нередко говорил строителям: «Братцы, доброе дело творят руки ваши. Умными будут дети Руси, а вы Русь мощной делаете».

Сейчас книги, газеты и журналы печатают очень быстро, а тогда все делалось вручную и потому долго. Печатание первой в России книги («Апостол») продолжалось почти год.

Взяв первую книгу в руки, рассмотрев её, царь сказал: «Великое дело начал ты на Руси, Иван. Благословят тебя Бог и потомки наши». <Слайд 17>

Так в нашей стране начали печатать книги. А в память о том, кто стал родоначальником отечественного книгопечатанного дела, в Москве, недалеко от того места, где размещалась первая русская типография, возвели памятник. Первопечатник Иван Федоров стоит возле типографского станка и снимает с него страницы первой русской печатной книги. И каждый, кто проходит или проезжает мимо этого места, вспоминает о подвиге, совершенном этим человеком во имя нашей с вами Родины.

- Сформулируйте и напишите, кто напечатал первую книгу?

- Как поэтому его назвали? (Первопечатником).

IV этап работы. Заключительный. Работа с отредактированным детьми текстом.

Учитель. Обратим внимание на предложения, записанные в тетради на уроке. <Слайд 18> Можно ли сказать, что данные предложения составляют текст?

Дети. Нет, так как НЕТ плавного перехода от одной части к другой.

Учитель. Составьте предложение, которое связало бы первое со вторым. (На славянском языке стали писать первые летописи).Запишите.

- Теперь, данные предложения можно ли назвать текстом? <Слайд 19>

Дети. Да, так как предложения связаны по смыслу и располагаются друг за другом.

Учитель. К какому типу текстов можно отнести данный текст?

Дети. Текст-повествование: в нем рассказывается о том, что произошло; говорится о событиях, которые следуют друг за другом

Учитель. Какого предложения не хватает?

Дети. Предложения со значением оценки.

Учитель. Что это за предложения?

Дети. Предложения со значением оценки – это предложения, в которых коротко высказываем своё мнение о предмете. Предложения со значением оценки обычно выражают главную мысль.

Учитель. Каждый из этих людей в разное историческое время оставил свой след на земле в памяти благодарных потомков.

IV. Домашнее задание по русскому языку: составить и записать предложение со значением оценки (к данному тексту) и озаглавить текст. <Слайд 20>

Домашнее задание по окружающему миру (истории): узнать как можно больше о жизни людей, внесших свой вклад в развитие человечества и культуру. <Слайд 20>

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. <Слайд 21>

Возвращение к шкале знаний.

Учитель. Наш урок я хотела бы закончить стихотворением Ивана Бунина.

(Учитель читает слова под спокойную музыку). <Слайд 22>

Слово.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы
И страданья
Наш дар бессмертный – речь.