Проблемы этико-правового компонента пособий "Вокруг тебя - Мир…" на уроках литературы

Разделы: Литература


Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад.

В.С. Соловьев, русский философ.

Я – учитель,
И каждый день на меня глядят
Равнодушно, пытливо и требовательно
Тридцать пар внимательных глаз.
Знаю, стих мой несовершенен,
Только я хочу рассказать,
Как не просто до них достучаться,
Сложный Мир наш им показать.

Эти пытливые глаза – глаза нового человека третьего тысячелетия…И, наверное, и от меня зависит, в каком мире мы все будем жить: страшном, где каждый день взрывают дома и поезда с мирными жителями, где тысячи беженцев годами не могут найти себе приют, а дети вырастают, не зная, что такое школа и по ночам вздрагивают от взрывов – или мы будем жить в мире, пусть не идеальном, полном проблем и несовершенств, но это будет мир, где уважается человеческое достоинство, где сострадание – деятельное, и где даже на войне должно быть место проявлению гуманности.

Да, каждый ученик – это целый мир, сложный, порой непонятный, но удивительный, и как добиться, чтобы он вырос порядочным, чтобы он уважал не только мнение, но и жизнь других людей, чтобы он ценил человеческое достоинство в себе и в других.

Пособие "Вокруг тебя – Мир..." как раз и помогает открыть моим ученикам этот сложный, многогранный и неоднозначный мир. И начинается изучение этого курса так же, как и в основном курсе литературы – со сказок. Ненавязчиво, используя основной жанровый признак сказки – поучительность, в первом же произведении поднимается сложный философский вопрос – "Что такое счастье?".

Дети волнуются, спорят, высказывают свою точку зрения, обсуждая сказку" Общее счастье", и в результате приходят к выводу, что мы живем в одном общем Доме – на планете Земля. Мы не можем надеяться на общее сказочное Счастье, которое помогло бы создать общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу.

Но если мы будем чувствовать свою ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, возможно, нам удастся создать новый Дом- Мир, в котором захочет поселиться Общее Счастье.

Интересно, что в обсуждение проблемы, поставленной на уроке, вовлекаются родители и другие члены семьи. Сфера моего влияния как учителя значительно расширяется, но и ответственность тоже увеличивается. Ведь взрослые люди имеют уже определенный жизненный опыт и их убедить в чем – либо значительно труднее.

Предлагается для изучения сказка А. Платонова "Неизвестный цветок". Казалось бы, сказка о внимательном отношении к окружающему нас миру, о том, что жизнь далеких существ на Земле может протекать совершенно незаметно от нас, но это не значит, что ее нет, что она неинтересна и в ней нет проблем. А далее моя задача как учителя – деликатно перейти от этой проблемы к тому, что любое живое существо на Земле заслуживает уважения, что деятельное сострадание является выражением истинного уважения к другому человеку и к самому себе. Здесь еще ничего не говорится ни о войне, ни о четырех Женевских конвенциях 1949 года, но маленького человека постепенно подводят к мысли о том, что любое живое существо на Земле имеет право на жизнь (будь то цветок или человек). И уже в этой сказке дети учатся деятельному (именно деятельному) состраданию. Но ведь работа Международного Комитета Красного Креста сегодня проявляется не только в помощи пострадавшим в вооруженных конфликтах.

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям.... Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильною человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние.... И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо. И прекрасно, что к деятельному состраданию мы готовим детей с детства.

Рассказ А.Куприна "Чудесный доктор" заставляет детей задуматься о том, что чудо деятельного сострадания, помощи без ожидания благодарности должно стать "обыкновенным чудом", естественным для каждого совестливого человека. Довольно редкие примеры таких "чудес" в нашей реальной жизни хотя и оставляют надежду на поддержку со стороны окружающих, тем не менее подсказывают, что "главное – никогда не падать духом", бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

Или такой незамысловатый рассказ Е.Носова "Трудный хлеб".

Казалось бы, какое он имеет отношение к этико-правовому компоненту, лежащему в основе УМК "Вокруг тебя – Мир...", к четырем Женевским конвенциям, к нормам международного гуманитарного права?

Самое прямое. Деликатно и ненавязчиво в рамках этого рассказа мы говорим об уважительном отношении друг к другу и о том, что это лежит в основе правил, по которым должны строиться взаимоотношения между людьми.

А из этого вытекает уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, по которым строятся взаимоотношения не только отдельных людей между собой, но и целых государств. И, наверное, моя задача как учителя сегодня – вложить в души детей такое понимание норм МГП, которое позволит им в будущем, занимая какие – либо ведущие посты в государстве, уважать человеческое достоинство и в любой самой сложной ситуации проявлять гуманность.

И вот, наконец, в шестой теме мы говорим с ребятами о войне. Они изучают отрывки из романа Л.Толстого "Война и Мир", подробно с которым будут знакомиться в десятом классе. Однако я думаю, брать это произведение даже в отрывках желательно в сильном классе , там, где дети не только хорошо владеют речью и всем набором изобразительно- выразительных средств языка, но и интеллектуально и нравственно готовы обсуждать проблемы войны и мира, которые испытала Россия в Отечественной войне 1812 года и которую закрутил водоворот военных событий.

Вот передо мной книга для шестого класса. Маленький человек повзрослел на год. Он уже знает, что огромный Мир, который его окружает, нуждается в его заботе. И задуматься об этом помогли литературные произведения. И я вместе со своими учениками понимаю, что каждый из нас – это тоже целый Мир. И вместе с ними открываю себя. В шестом классе зазвучали новые вопросы: почему у людей возникла потребность в соблюдении правил? По каким правилам строятся взаимоотношения между разными индивидуальностями? Почему человеку необходимо соблюдать правила в ситуации силового соперничества? Каковы последствия поступков? От каких условий зависит принятие того или иного решения в конфликтных ситуациях? Какова связь между поведением человека в обычной, повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта? Мы обращали внимание на положение тех, кто в ситуации вооруженного конфликта переставал принимать участие в боевых действиях по той или иной причине: был ранен, попал в плен, оказался потерпевшим кораблекрушение (отрывок из книги В.Гроссмана

"Жизнь и судьба", рассказ К.Воробьева "Немец в валенках", фрагмент книги М.Жюно "Воин без оружия"); знакомились с основными нормами МГП по их защите.

В седьмом классе мы обращаемся к кругу проблем, связанных с теми, кто не участвует в конфликте и тем не менее может стать его жертвой; размышляем над тем, что представляют собой последствия вооруженного конфликта для мирных людей, узнаем, какую защиту представляет МГП гражданскому населению; стараемся понять, почему медицинский персонал тоже относится к тем, кто не участвует в военных-действиях. В рамках школьной программы УМК "Вокруг тебя – Мир..." мы говорим о чувстве мести, которое в конфликтных ситуациях не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшая его последствия. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. И герой рассказа Всеволода Гаршина "Сигнал" оказался на высоте.

Несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали бы пассажиры.

Вообще, казалось бы, в рамках УМК мы говорим о том же самом, о чем всегда говорим на уроках литературы: о добре и зле, о любви и надежде, об "униженных и оскорбленных", о которых болела душа еще у Достоевского и Гоголя, и вообще о проблемах нравственности, главных для русской классической литературы.

Но в этом УМК акцент смещается, и от проблем нравственных, этических мы переходим к правовым нормам, основанным на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. А это и есть Международное Гуманитарное Право. Никогда ранее с этой точки зрения мы не рассматривали художественное произведение. Гуманистический компонент – да.

Литературоведческий компонент – да, развивающий – да, вот правовой – ,..? Ведь раньше, изучая вместе с детьми рассказ М. Шолохова "Судьба человека", производя комплексный анализ художественного образа, говоря об особенностях композиции произведения ("рассказ в рассказе"), я делала акцент на исковерканной войной судьбе Андрея Соколова, на нравственных и физических страданиях русского солдата. Очень интересно было посмотреть на этот рассказ под другим углом зрения, увязать гуманистический компонент с правовым. И уже маленький беззащитный Ванюшка становится олицетворением основных норм МГП по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения. И мы говорим с детьми о том, что беззащитное, уязвимое существо вызывает жалость. А всегда ли мы делаем хоть что – то, чтобы облегчить его страдания. И для меня самым трудным было удержаться от оценочных суждений по тем мнениям, которые высказывали дети.

В 7-м классе мы уже даем дополнительную информацию исторического и правого характера, когда говорим о необходимости щадящего отношения к тем, кто не принимает участия в вооруженном конфликте, на необходимость их защиты: такие люди уязвимы, беззащитны и последствия вооруженного конфликта для них могут оказаться очень тяжелыми. Меня поразил рассказ Б.Акимова "Ночь исцеления". Мы никогда раньше не изучали его в школе. Внутренняя драма героини связана с пережитым во время войны. Трогательный рассказ очень взволновал ребят, ведь в нем обсуждается центральная проблема всего курса – проблема гуманного отношения к страдающим людям.

Мы открыли для себя нового Михаила Пришвина в его рассказе "Голубая стрекоза". Для меня Пришвин – это автор "Кладовой солнца", писатель, пишущий о природе и о своей бесконечной любви к ней. А здесь перед нами предстает тот же умный, тонко чувствующий природу и человека как частичку этой природы писатель, но военная ситуация заставляет его из стороннего наблюдателя превратиться в активного участника событий, который не мог бездействовать, видя страдания раненых – "и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком".

Именно здесь уместно обратиться к правовому комментарию рубрики "Знаешь ли ты...", продолжающей разговор о роли медицинского персонала на войне, о проблеме оказания деятельной помощи человеку. Я знакомлю детей с дополнительной информацией из истории Российского общества Красного Креста. Рассказываю о героической работе медицинского персонала, который, руководствуясь принципом гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения, как в мирное, так и в военное время. Наверное, трудно было бы воспринять образному детскому мышлению сухие нормы МГП, если бы они преподносились на уроках истории строгим научным стилем речи. А через художественное произведение мы можем эмоционально подготовить учащихся к восприятию основ международного гуманитарного права.

Я думаю о том, что десять христианских заповедей, о которых мы сейчас так легко научились говорить, наверное, действительно должны лежать в основе нашей жизни. Ведь сколько написано законов. И каждое государство считает, что оно правовое государство, защищает интересы своих граждан, введя конституционные права, избирательные, гражданские нрава, политические, экономические, социальные и культурные права, семейное, трудовое и административное право – но это только стены общего дома, который строят все люди, живущие на планете Земля. А фундамент, по моему глубокому убеждению – это внутренние нравственные законы, внутренние убеждения, твердые гуманистические принципы, без которых рухнут стены, погребя под собой все добрые начинания, ибо "Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы" (Менандр).

И мы с детьми размышляем, каким был бы Мир, если бы каждый из живущих в нем людей поступал по совести, на основе внутренних нравственных законов, твердых гуманистических принципов, ибо "Закон, живущий в нас, называется совестью" (И.Кант).

Задача учителя уже сегодня, воспитывая нового человека третьего тысячелетия, обращаясь к лучшим образцам классики, иллюстрирующим общечеловеческие законы деятельного сострадания, прививать гуманное отношение к людям, уважение права каждого человека на жизнь, умение в любой ситуации сохранять человеческое достоинство, ибо "Сущность закона – человеколюбие" (У.Шекспир). И, как сказал Ф.М.Достоевский, "В идеале общественная совесть должна сказать: "Пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, – и не принять этого спасения"".

Хотя УМК "Вокруг тебя – Мир ..." заканчивается в 8-м классе, но и сегодня, учась в 11-м классе, мои ученики не забывают о том, чему они научились за предыдущие годы. Мой ученик Шулбаев Никита, учащийся 11А класса школы №9, на практике применяет знания, полученные на уроках литературы. Являясь нештатным корреспондентом ГТРК РХ, он принимает участие в подготовке радиопередач, иногда печатается в газете. В газете "Хакасия" вышли его статьи, в которых он, беседуя с очевидцами военных событий в Афганистане, выясняет, соблюдались ли нормы МГП обеими враждующими сторонами.

Как я хочу,
чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой
страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свист,
запели птицы,
Дохнула жизни глубина.

Закон взаимности: пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом.

Ш.А.Амонашвили