Технология тренинга на уроках обществознания (раздел права) по теме: "Защита чести, достоинства и деловой репутации"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с основными категориями нематериальных благ – честью, достоинством, деловой репутацией. Способами и формами их защиты посредством уголовного и гражданского прав.
  2. Ознакомить учащихся с выдержками Уголовного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ.
  3. Развить аналитическое мышление, логику, память учащихся.

Оборудование:

На парте учащихся лежат карточки с тестами № 1, 2, 3, ксерокопия выдержек из Уголовного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, бланк для выполнения теста. На доске магнитами прикреплены листы с названием темы «Защита чести, достоинства, деловой репутации», таблица «2 вида защиты – уголовно-правовой и гражданско-правовой», клевета, оскорбление, порочащие сведения.

Ход урока

Не так давно на одной пресс-конференции поп звезды Ф. Киркорова произошел инцидент, который удивил всех. Когда журналистка ростовской газеты гр. Ароян задала вопрос певцу о том, что у него много ремейков (повторов), то он счел этот вопрос оскорбительным и в нецензурной форме, пройдясь по некоторым частям ее тела (словесно) отправил за дверь: «Встала и пошла. Я сказал встала и пошла……..отсюда». Журналистка могла тоже отреагировать словесной бранью, но……она подала в суд и выиграла его. При этом защитила свою честь и деловую репутацию. Так что, привыкая к хамству со стороны других, вы должны знать, что есть правовые рычаги воздействия по защите чести, достоинства и деловой репутации.

Честь, достоинство, деловая репутация – это нематериальные блага, которые охраняются уголовным и гражданским кодексами. Что же это за категории?………

ЧЕСТЬ – это социально значимая положительная оценка человека со стороны общественного мнения.

ДОСТОИНСТВО – это самооценка человеком своих моральных, профессиональных и иных качеств.

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ – это сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица (гражданина или организации).

По-другому, честь – это оценка со стороны окружающих; достоинство – оценка и осознание своих положительных свойств; деловая репутация – это положительная оценка юридического лица другими участниками имущественного оборота, а также качеств гражданина как специалиста (напр. зубной врач).

Защита бывает 2-х видов: уголовно-правовая и гражданско-правовая.

Уголовно-правовая защита.

В Уголовном кодексе РФ (глава 17, статьи 129-130) предусмотрены меры ответственности за посягательства на честь и достоинства являются клевета и оскорбление.

Клевета – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Оскорбление – унижение чести и достоинства другого лица в неприличной форме, которая противоречит установленным правилам поведения, морали.

Учащимся предлагает проработать тест № 1, используя выдержки из УК РФ.

Учащиеся начинают работать над Уголовным кодексом, чтобы выделить каким способом защищается в уголовном праве честь и достоинство.

Проверка тестового задания. Ответы выписаны на доске, учитель их зачитывает. Оценка за ответы теста: за правильный - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Учащиеся сами себе ставят баллы за тест при коллективной проверке. Приложение № 1.

Гражданско-правовая защита.

В Гражданском кодексе РФ (глава 8, статья 150-152) предусмотрены меры ответственности за посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию (порочащие сведения).

Порочащие сведения – умаление чести, достоинства и деловой репутации в общественном мнении или мнения отдельных лиц с точки зрения законов, морали, делового обыкновения.

Т. е. ложные данные, которые сообщены любому третьему лицу или группе лиц (доверительные беседы, в письме, в заявлении, жалобах, адресованных должностным лицам, в служебных характеристиках, других документах, в статьях, в СМИ).

Какие же есть средства восстановления чести, достоинства, деловой репутации? Учащимся предлагается проработать тест № 2, используя выдержки из ГК РФ.

Проверка тестового задания. Ответы выписаны на доске, учитель их зачитывает. Оценка за ответы теста: за правильный - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Учащиеся сами себе ставят баллы за тест при коллективной проверке. Приложение № 2.

Истцом может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

В судебном заседании истец обязан доказать лишь распространение ответчиком сведений, порочащих истца. Ответчик же, чтобы защититься от иска, должен убедить суд в том, что распространенные им сведения соответствуют действительности.

Учащимся предлагает проработать тест № 3 как итоговый по всему изученному материалу.

Проверка тестового задания. 5 заданий проверяют учащиеся, самостоятельно устно проговаривая варианты ответов. Оценка за ответы теста: за правильный - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Приложение № 3.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели, каким образом можно защитить свою честь, достоинство, деловую репутацию, а в случае с Ф. Киркоровым суд вынес решение, что он должен публично извиниться перед журналисткой Ароян и ввел запрет на исполнение его песен в течение 2-х лет.

Домашние задание: составить письменно 2 юридические задачи с применением статей УК РФ и ГК РФ по защите чести, достоинства, деловой репутации.

Подведение итогов.