Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве

Разделы: Литература


Цели:

  • знакомство с одним из главнейших христианских праздников;
  • воспитание нравственности на примере произведения Ивана Шмелева “Лето Господне;
  • добиваться духовного обогащения учащихся в процессе творческой работы;
  • воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Формирование умений и навыков:

  • выявлять и развивать творческие способности и эстетический вкус школьников;
  • развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, объясняя незнакомые слова;
  • расширять кругозор, повышать эрудицию;
  • формировать умение анализа произведений искусства и литературного текста.

Оборудование урока:

  1. портрет И.Шмелева;
  2. репродукции картин известных художников;
  3. звукоряд: церковные песнопения;
  4. колокольный звон;
  5. краткий словарь терминов к произведению И.Шмелева “Лето Господне”;
  6. украшенный стол: пасхальные яйца, кулич со свечой, пророщенная пшеница.

Звон в рассвете неумолкаемый.
В солнце и звоне утро
Пасха красная.

(И.Шмелев)

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово учителя.

Можно быть и не верующим, но в любом случае надо знать о христианстве для того, чтобы воспринимать и понимать произведения русского и европейского искусства и литературы, ибо христианская культура основана на христианской образованности и символике, воплощает в себе христианскую нравственность.И сегодня на уроке мы будем говорить о предпасхальных и пасхальных мотивах в литературе и искусстве”. Эпиграф нашего урока “Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро Пасха красная” взят из повести И. Шмелева “Лето Господне”. Как выдумаете, ребята, каковы цели нашего урока? (учитель перечисляет цели урока, обобщая ответы учащихся). Мы с вами заранее подобрали дополнительный материал по теме и сейчас ребята познакомят нас с ним.

II. Основная часть урока.

Первая учебная ситуация. Выступление учащихся.

Ученик:

Христианскими праздниками называются дни, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Его матери. Особенно торжественно чествуют двенадцать праздников (по-церковнославянски они называются двунадесятыми). Восемь из них называются Господними, так как посвящены памяти Господа Иисуса Христа, четыре — Богородичными, в честь Божьей Матери Богородицы. А самый главный праздник — это Светлое Христово Воскресение, Пасха.

Пасхе предшествует самый длительный пост в году — Великий. Во время этого поста человек употребляет постную пищу (из которой исключаются мясо, молоко, животное масло, яйца) и сосредоточивается на внутренней духовной жизни. Великий пост очищает человека физически и духовно, подготавливает его к великому празднику Воскресения Христова. Это время молитвы и покаяния за свои грехи и за страдания и смерть Христа.

В храмах в эти дни читаются особые, великопостные молитвы, в которых говорится о раскаянии и смирении.

Ученик:

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей Великого Поста.

Великий Четверг — последний день перед распятием Иисуса Христа. Это один из самых насыщенных событиями дней Страстной Недели. В этот день вспоминают Тайную Вечерю, молитву Иисуса в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Тайная Вечеря — последние часы, проведенные Христом среди своих учеников. Приближался праздник еврейской Пасхи. В это время устраивали ужин, закалывали пасхального ягненка. Христос в этот вечер умыл ноги своим ученикам, показав пример смирения. Он завещал ученикам любить друг друга и не стремиться к главенству.

Тайная Вечеря — событие Великого Четверга неоднократно изображалось на полотнах художников. Например, знаменитая фреска Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”. На ней изображен момент, когда Иисус говорит, что один из учеников предаст Его.

(ученик демонстрирует репродукции картин художников: Н.Ге, В.Шебуева, Леонардо да Винчи, Беллини, Веронезе).

Ученик:

На Руси по народной традиции Великий Четверг называли также Чистым. В этот день был принят обычай очищения водой — обмывание и купание.

На Севере России существовал обычай ходить в лес и собирать можжевеловые ветки, которые потом жгли, дымом окуривали жилище, очищая его от болезней.

С Великого Четверга в домах готовились к Пасхе. В четверг красили яйца, в пятницу готовили пасху и пекли куличи.

Вторая учебная ситуация. Знакомство с отрывком из повести И.Шмелева “Лето Господне”.

Учитель: Познакомимся с тем, как изобразил приготовление к Пасхе замечательный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев. (портрет писателя - Приложение 2)

Ученик:

Произведения Шмелева, эмигрировавшего в 1922 году из Советской России, вернулись к нам сравнительно недавно. Шмелев родился в патриархальной купеческой семье, где чтили христианские идеалы. В автобиографических книгах “Лето Господне” (1933) и “Богомолье” (1935) писатель воскрешает в памяти навсегда ушедший мир патриархальной Руси. Превосходно передана в этих книгах духовная сущность русского народа: вера, обряды, быт.

Учитель: А теперь прочтем, как изображен праздник Светлого Христово Воскресения в повести Шмелева “Лето Господне” (фрагмент главы “Пасха” от слов “Великая Суббота, вечер…” до конца главы), (читает учитель или подготовленные заранее ученики, так как текст имеет много незнакомых слов).

Ученики подчеркивают незнакомые слова и дают им толкование, используя КРАТКИЙ СЛОВАРЬ терминов отрывка из произведения Ивана Шмелева “Лето Господне”. (Приложение 1).

“Прошла Верба. Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. “Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду...” Я не могу понять: Авраам же мужского рода! Прочтешь страничку, с “морским жителем” поиграешь, с Вербы, в окно засмотришься. Горкин пасочницы как будто делает! Я кричу ему в форточку, он мне машет.

На дворе самая веселая работа: сколачивают щиты и звезды, тешут планочки для — “X. В.”. На приступке сарая, на солнышке, сидит в полушубке Горкин, рукава у него съежены гармоньей. Называют его — “филенщик”, за чистую работу. Он уже не работает, а так, при доме. Отец любит с ним говорить и всегда при с сажает. Горкин поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку.

– Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди вот, винограды сейчас пойдут...

Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает “священный крест”, иродово копье и лесенку — на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки — “X. В.”. Замирая от радости, я смотрю. Старенькие у него руки, в жилках.

– Учись святому делу. Это голубок, Дух-Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина поминать. И ложечку тебе вырежу... Станешь щи хлебать — глядишь, и вспомнишь.

Вот и вспомнил. И все-то они ушли..

Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу — доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике...

Он теперь никак при хресте не может. Спаси Христос... — крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. — Христос с тобой, матушка, не бойся... лежи себе.

Корова смотрит задумчиво и жует. Ходит и Горкин с нами. Берет у кухарки свечку и выжигает крестик над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних еще годов.

Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки — пришел Христос. И все — для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни — страстные. Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями и ничего, потому что везде Христос.

У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками и творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо совсем живые! Протирают все, в пять решет: пасох нам надо много. Для нас — самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом — для гостей, парадная, еще “маленькая” пасха, две людям, и еще — бедным родственникам. Для народа, человек на двести, делает Воронин под присмотром Василь Василича, и плотники помогают делать. Печет Воронин и куличи народу.

Третья учебная ситуация. Анализ текста повести. Беседа по содержанию текста.

Учитель: А сейчас, ребята, ответьте на вопросы:

- От чьего имени ведется повествование?

- Как складываются отношения мальчика с Горкиным?

- Какая обстановка царила в это время в доме?

- Как ее воспринимает мальчик?

- Охарактеризуйте плотника по данному отрывку.

- Как воспринимает взрослый уже рассказчик свои воспоминания.

Четвертая учебная ситуация. Работа с эпиграфом.

  1. Посмотрите по словарю В.Даля значение слова красный.
  2. Объясните словосочетания красная Пасха, красный звон.
  3. Как вы думаете, почему преобладает красный цвет?

Пятая учебная ситуация. Продолжение рассказа о встречи Пасхи.

Учитель. А теперь поговорим о том, как продолжались приготовления к Пасхе в Великую Субботу.

Ученик:

В Великую Субботу совершается погребение Плащаницы в память о погребении Спасителя Иосифом Аримофейским. При погребальном звоне колоколов с крестом, хоругвями, иконами и светильниками Плащаница обносится вокруг храма.

В Великую Субботу совершаются Литургия и Евхаристия — таинство святого причащения, которое завещал Иисус своим ученикам на Тайной Вечери.

После Литургии в церковном дворе расставляют длинные столы. Верующие ставят на них куличи, пасхи с зажженными свечами, кладут крашеные яйца. Все ждут выхода священника, который кропит все эти приношения святой водой.

Дома идут последние приготовления к встрече Светлого Воскресения. Вечером накрывают стол, ставят блюда с зелеными побегами проросшей пшеницы или овса, на которые кладут пасхальные яйца. Надевают светлые праздничные одежды.

Ближе к вечеру верующие идут в храм, который наполняется светом. Священнослужители облачаются в белые ризы — длинные широкие без рукавов одежды. Риза напоминает ту багряницу, в которую был одет Христос перед распятием. Начинается предпраздничная служба — полунощница. Вслед за ней начинается пасхальная заутреня.

Ближе к двенадцати часам все затихает в храме. Души верующих устремлены к великому событию, которое произошло около двух тысяч лет тому назад.

В старину в Москве, до наступления полуночи, люди стекались на Соборную площадь Кремля. Когда часы на Спасской башне били 12, с колокольни Ивана Великого раздавался первый удар, который слышен был по всей Москве. Начинался пасхальный благовест. На удары колокола Ивана Великого откликались ближайшие колокольни, затем все шире и шире по Москве растекалась волна звона. Начиналась пасхальная заутреня, и благовест сменялся трезвоном (трижды повторяемый звон сразу во все колокола). (зазывная – колокольный звон, песнопения).

Ученик:

У славянских народов, принявших христианство, Пасха связывалась с плодородием, с весенним возрождением природы. Связь Христова Воскресения с пробуждением природы передана в стихотворении А.Плещеева “Христос воскресе!”, которое предлагается для чтения.

Пасхальная заутреня и пасхальная Литургия — самые торжественные и вдохновенные богослужения. Замечательные русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов создали по мотивам этих Богослужений монументальные, рассчитанные на концертное исполнение сочинения, которые представляют собой обобщенный музыкально-поэтический образ Литургии.

После Литургии обычно святили (кропили святой водой) все яства для пасхального разговления: кулич, пасху, символизирующую своей формой Голгофу, и яйца. Красное яйцо знаменует радость новой жизни, воскресения, искупаемого кровью Иисуса Христа. Как из яйца появляется новая жизнь, так и мир заново родился после Воскресения Христова.

В праздник Пасхи христиане без различия сословий христосуются (обнимаются и троекратно целуются), выражая этим прощение друг друга, дарят друг другу яйца со словами “Христос воскресе!”, теми словами, которые сказала Мария Магдалина апостолам, вернувшись от Гроба Господня. Красочные пасхальные яйца изготовляли и деревенские умельцы, и знаменитые ювелирные фирмы (широко известны во всем мире пасхальные яйца фирмы Фаберже). Яйца делали из дерева, кости, хрусталя, фарфора, продавались шоколадные, сахарные яйца, были яйца большие, внутри которых прятали различные сюрпризы, и совсем маленькие, которые можно было носить на цепочке.

Вся Светлая седмица (так называется пасхальная неделя) составляет один праздник. Всю неделю в церквях раздается радостный возглас: “Христос воскресе!” Всю неделю стоят открытыми Царские врата как символ врат в Царство Небесное, открытых для людей Воскресением Христовым.

Вся неделя проходит в радостном общении. Люди ходят друг к другу в гости, сидят за праздничными столами, уставленными пасхами, куличами, яйцами. На Пасху стол накрыт все время, каждого, кто приходит, угощают. Всюду царит праздничное настроение.

Ученик: Читает стихотворение В.Морозовой

Играет и льется
Солнечный свет,
В душе раздается
С утра благовест.

В лазури безбрежной
Плывут облака,
Под ивами нежно
Лепечет река.

Дыханье весны
В зеленеющем лесе…
Как радостно жить!
Христос Воскресе!

Остальные учащиеся (все вместе): Воистину Воскресе! (Звучит праздничный колокольный звон).

Заключительное слово учителя: Ребята, сегодня мы соприкоснулись с традициями православия и одним из главных праздников – Пасхой, читая отрывок из повести И.Шмелева “Лето Господне”, увидели и услышали как художники и композиторы с благоговением создавали свои произведения на Библейские сюжеты. А теперь давайте частичку праздника перенесем на наш урок и угостимся куличом и пасхальными яйцами (учитель угощает детей).

Литература

  1. И.Шмелев “Лето Господне”. Библиотека мировой литературы для детей. М. “Детская литература”, 2003.
  2. Библейская живопись. Энциклопедия живописи для детей. М. “Белый город”, 2003.
  3. Мир Леонардо. 1452-1519. Р.Уоллейс. М. “Терра”, 1997.
  4. Беллини. Художественная галерея. №74, 2006.
  5. Веронезе. Художественная галерея. №77, 2006.
  6. Литература в школе. №”2, 1997.