"Черный квадрат" Казимира Малевича: шедевр мирового значения или антишедевр?"

Разделы: МХК и ИЗО


Форма урока: проблемный, исследовательский, интегрированный урок-дискуссия.

Тип урока: урок формирования знаний.

Время: два учебных часа.

Технология: “дебаты”.

Дебаты ведут своё начало из Древней Греции, где они были важной составляющей обучения и элементом развития демократии. Учеников учили спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.

Сегодня дебаты проводятся в учебных заведениях всего мира.

“Дебаты” - это интеллектуальная игра (спор по правилам, дискуссия, обсуждение).

Почему они так необходимы? Умение вести дебаты, то есть спорить организованно, помогает в развитии критического мышления, учащиеся получают навыки слушать, учатся работать с различными источниками, значит, развивают свои исследовательские качества.

Актуальность темы. В последнее время в обществе ставятся проблемы выживания культуры под напором рынка, подмены искусства суррогатами, его интеллектуальной и профессиональной деградации.

На этот раз мы решили выбрать тему урока, не связанную с реалистической живописью - творчеством Шишкина, Айвазовского или, скажем, Левитана.

В изобразительном искусстве ХХ столетия, по мнению некоторых исследователей, имеются четыре столпа: Пикассо, Матисс, Дюшан и Малевич.

Для дебатов, посвящённых величайшему российскому художнику Казимиру Малевичу и его самой знаменитой на весь мир картине - “Чёрному квадрату”, нами были подготовлены две команды учащихся.

Безусловно, что эта легендарная картина ХХ века интересна хотя бы тем, что уже столько лет является идеальным объектом для дискуссий, вызывает ожесточённые споры, бурные страсти. Зрители по-разному оценивают её, на этот счёт имеются прямо противоположные мнения. Кто-то убеждён, что знаменитая картина никакого отношения к изобразительному искусству не имеет, а кто-то считает её точкой отсчёта новейшего искусства. Одни говорят, что это - гениально, а другие - плюются.

Вообще случай, на наш взгляд, представился особый: само имя художника дорого, а его “Чёрный квадрат” - дорог в квадрате, как действительно эпохальный переворот в искусстве. Имя и образ Малевича очень популярны в мире, он - признанный авторитет, один из родоначальников авангарда, новатор и реформатор, художник, который совершил действительно эпохальный переворот в искусстве.

Цель дебатов заключалась в том, чтобы помочь учащимся глубже задуматься о важных культурных проблемах, подтолкнуть к размышлению о самих себе, об окружающей жизни.

Разработка урока оригинальна, её просто не с чем сравнивать, так как подобных разработок ни в педагогических журналах, ни в Интернете попросту нет.

Дебаты вызвали огромный интерес у преподавателей и учащихся. Последние получили много новых, нужных знаний, навыков и умений: критически мыслить, уметь выступать перед аудиторией, правильно строить свою речь, аргументировано отстаивать свою точку зрения, работать с информацией, отбирая нужную и важную, вести записи и слушать других, да и просто уметь общаться со своими сверстниками.

Оборудование. Для технического и методического обеспечения урока использовались мультимедиа-проектор, DVD-плеер и телевизор.

Цели и задачи урока:

  • - пропаганда знаний о современном мире и культуре человеческого сообщества;
  • - развитие исследовательских и аналитических навыков, навыков общения, ораторских способностей и умения аргументировать свою позицию;
  • - стимулирование интеллектуальных потребностей и творческой активности школьников;
  • - выявление и поддержка одарённой молодёжи;
  • - закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения;
  • - развитие навыков жизнедеятельности в демократическом обществе, таких как: толерантное и уважительное отношение к различным взглядам, партнёрское общение и умение работать в команде, умение критически мыслить.

Ключевые понятия и термины: абстрактное искусство; авангардизм, концептуальное искусство, супрематизм.

Основные этапы подготовки урока.

1 этап. Класс делится на две команды и получает опережающее задание. На этом этапе анализируются известные авторитетные журналы, периодические издания универсального характера и газеты, печатающие информацию о художниках: “Искусствознание”, “Мир культуры”, “Художественный журнал”; “Наше наследие”; “Русское искусство”, “Мир музея”, “Реликвия”, “Третьяковская галерея”, “Место Печати”, “Максимка”, “Новый Мир Искусства” (НоМИ), “Искусство”, “Искусство кино”, “Пинакотека”, “АртХроника”, “Культура”.

Просматриваются и внимательно изучаются множество книг, сборников, каталогов, альбомов, справочных изданий, статей, имеющих отношение к теме дебатов, а также выдержек, мнений, эмоциональных оценок творчества Малевича из самых различных источников, в основном из форумов в Интернете, где авторы самовыражаются действительно искренне и без оглядки.

Кроме журналов и периодических изданий при подготовке к дебатам были задействованы такие информационные ресурсы по изобразительному искусству в сети Интернет

как порталы, поисковые системы, информация о музеях, организациях, исследовательских центрах, коллекции изображений.

В результате у нас образовался скорее избыток, чем недостаток материала. Надо заметить, что даже прочитать, а уж тем более переработать такое количество материала было весьма непросто.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • <Сочинения>; <Книги. Статьи>.
  • Транскрипты радиопрограмм.
  • Информационные ресурсы в сети Интернет: <Музеи>; <Порталы. Сайты>.
  • Видеопродукция.
  • Мультимедиа продукция.
  • Примечания. Приложение 0.

2 этап. Команды под руководством двух педагогов готовят материал для проведения дебатов о том, является ли “Чёрный квадрат” Казимира Малевича могучим феноменом в искусстве ХХ века (с точки зрения утверждения и отрицания).

3 этап. Каждая команда выбирает трёх человек (спикеров), которые будут принимать непосредственное участие в дебатах.

4 этап. Накануне проведения дебатов проводится жеребьёвка, с помощью которой определяются команды Утверждения и Отрицания

Оформление класса.

На школьной доске и на стенах класса развешаны плакаты:

1. В музее перед “Чёрным квадратом”. Приложение 1.

2. Малевич Казимир Северинович (1879 - 1935). Приложение 2.

3. Малевич. Автопортреты. Приложение 3.

4. Брюссель. Дворец изящных искусств. 3 октября 2005 года. Приложение 4.

5. Эспоо. Музей современного искусства. 24 ноября 2006 года. Приложение 5.

6. “Чёрный квадрат” имеет право выбирать, кому нравиться, а кому нет. Приложение 6.

7. Путин и “Чёрный квадрат”. Приложение 7.

8. Цитата (Харуки Мураками. “Охота на овец”). Приложение 8.

9. Мазня или искусство? Приложение 9.

Бонус. Выдержки из рабочих блокнотов спикеров, которые не были использованы во время дебатов. Приложение 10.

Регламент дебатов.

В игре принимают участие две команды из трёх человек, называемых спикерами, одна из которых доказывает некоторый тезис, а другая - отрицает его. Цель игры: более убедительно, чем оппоненты, представить свою позицию. Выступления игроков следуют друг за другом в соответствии с регламентом.

Запрещаются замечания личного характера в адрес оппонентов.

Обе команды перед заключительными выступлениями третьих спикеров могут взять до пяти минут на подготовку.

Победа той или иной стороны - это, прежде всего, ощущение у судьи, что именно эта команда его убедила. По ходу игры судьи фиксируют все аргументы и контраргументы. Каждый судья отдаёт свой голос в пользу одной из команд. Команда - победитель определяется большинством голосов.

Ведёт учёт времени таймкипер (им может быть любой учитель или ученик).

Порядок выступления Выступающий спикер Время выступления Роль спикера
1 Первый спикер утверждающей команды (У1) 7 мин Первая речь утверждения.

Представляет утверждающую команду.

Формулирует тему дебатов.

В ходе своего выступления утверждает тезис, используя набор аргументов (кейс), выстроенных в логической последовательности.

2 Третий спикер отрицающей команды задаёт вопросы первому спикеру утверждающей команды

(О3 к У1).

3 мин. Первый раунд вопросов отрицания к утверждению.

О3 задаёт перекрёстные вопросы с целью принизить значение аргументов У1.

У1 отвечает на вопросы.

Дискуссия во время раунда не допускается.

3 Первый спикер отрицающей команды (О1) 7 мин. Первая речь отрицания.

Представляет отрицающую команду.

Отрицает тезис утверждения, формулирует тезис отрицания (представляет отрицающий кейс).

Отвергает утверждения У1 и выдвигает свои всевозможные аргументы

(в поддержку тезиса отрицания). Заканчивает чёткой формулировкой общей линии отрицающей стороны.

4 Третий спикер утверждающей команды задаёт вопросы первому спикеру отрицающей команды

(У3 к О1)

3 мин. Первый раунд вопросов утверждения к отрицанию.

У3 задаёт перекрёстные вопросы О1.

О1 отвечает на вопросы.

5 Второй спикер утверждающей команды (У2) 7 мин. Вторая речь утверждения.

Восстанавливает утверждающий кейс, приводит новые доказательства, опровергает отрицающий кейс.

6 Первый спикер отрицающей команды задаёт вопросы второму спикеру утверждающей команды

(О1 к У2)

3 мин. Второй раунд вопросов отрицания к утверждению.

О1 задаёт перекрёстные вопросы У2.

У2 отвечает на вопросы.

7 Второй спикер отрицающей команды (О2) 7 мин. Вторая речь отрицания.

Восстанавливает отрицающую позицию, развивает свою линию, обосновывая отрицающий кейс, продолжает опровергать утверждающую позицию, приводит новые доказательства.

8 Первый спикер утверждающей команды

задаёт вопросы второму спикеру отрицающей команды

(У1 к О2)

3мин. Второй раунд вопросов утверждения к отрицанию.

У1 задаёт перекрёстные вопросы О2.

О2 отвечает на вопросы.

9 Третий спикер утверждающей команды (У3). 7 мин. Третья речь утверждения.

Акцентирует основные моменты дебатов.

Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон. Объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны. Завершает линию утверждения. Цель- убедить аудиторию в том, что игра уже выиграна его командой. Делает эффектное заключение:

10 Третий спикер отрицающей команды (О3). 7 мин. Третья речь отрицания.

Акцентирует узловые моменты.

Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон. Объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны. Завершает линию отрицания, пытается убедить зрителей в правильности позиции отрицания. Делает эффектное заключение.

Критерии оценки.

Оцениваются:

  • убедительность выступающих команд;
  • количество и весомость аргументов, выдвигаемых обеими командами в поддержку своего утверждения;
  • умение команд реагировать на аргументы оппонентов (контраргументация);
  • ораторское искусство;
  • общее впечатление от игры команд (рассуждения и аргументация какой из команд были более убедительными?).

Штрафуются:

  • замечания личного характера в адрес оппонентов.

Ход и содержание урока.