"Надо ли учиться диалогу?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. В дошкольном детстве ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых при построении монолога, который строиться по законам литературного языка. Вот почему необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств.

Именно в диалоге ребенок учиться выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учиться произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; простые и сложные бессоюзные предложения. Во время диалога особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Диалог – это не просто бытовой ситуативный разговор; богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение. Для диалога характерно сотрудничество, совместное решение интеллектуальной задачи, а не изолированная работа мысли ребенка.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Именно в диалоге проявляется сотрудничество, совместное решение интеллектуальной задачи, а не изолированная работа мысли конкретно каждого ребенка.

Как научить ребенка умению участвовать в диалоге, какими средствами и методами, вот непростая задача для педагогов. Начав работу по формированию у дошкольников культуры диалогической речи, я обратилась к произведениям фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое развивающее и воспитывающее воздействие.

Прежде всего, я составила перспективный план для каждой возрастной группы. К каждому занятию составила речевые карты на основе произведений малых фольклорных жанров, разработала конспекты занятий. Систематические занятия дали положительный результат: дети легко вступают и поддерживают диалог, они мене стеснительны.

Возможно мой опыт пригодиться молодым специалистам и опытным педагогам.

Примерный перспективный план занятий на октябрь. Вторая младшая группа.

Тема Программное содержание Действия детей Средства
“Зайкины подарки” Формировать умение выражать просьбу словами; закрепить умение использовать в речи названия овощей, слова-определения (круглый и т.п.); воспитывать умение слушать образную речь Высказывают просьбы в вежливой форме, действуют в соответствии с текстом. Д/и “Чудесный мешочек”, хороводная игра “Заюшка, походи”. Потешки “Вырастала репка”, “Огуречик, огуречик”.
“Я ребятушек люблю, вкусным соком напою. Учить правильно отвечать на вопросы предложением из 3-4 слов; упражнять в словообразовании (малиновый); воспитывать вежливость. Передавая, друг другу мяч проговаривают: “Я подарю тебе яблоко – У меня будет яблочный сок”. Ведут диалог с воспитателем, подпевают песенку. Д/и “Кафе мороженое” словесная игра “Подарки”. Р.н. песенка “Эх, калина – малина моя”
“Уж как я ль свою коровушку люблю” Формировать потребность делиться впечатлениями от увиденного; понимать содержание потешки; воспитывать заботливое отношение к домашним животным Вступают в диалог по содержанию картины. Отвечают на вопросы по содержанию потешки. Подражают звукам животных. Сюжетная картинка “Что Кис и дети увидели в деревне” автор В.Сотникова. потешка “Уж как я ль свою коровушку люблю”, д/и “Кто как кричит”
“Веселый двор” Упражнять в умении понятно отвечать на вопросы; закрепить правильное произношение гласных; учить читать потешку, соблюдая очередность. Отвечают на вопросы, участвуют в звукоподражании, читают потешку по ролям с воспитателем. Фланелеграф. Фигурки домашних птиц. Потешки: “Как у наших у ворот”, “Гуси красные лапки”, “Наши уточки с утра”. Д/и “Кто так кричит”. Пальчиковые игры “Курочка, петушок”.

Примерный перспективный план занятий на октябрь. Средняя группа.

Тема Программное содержание Действия детей Средства
“Мы любим осень” С помощью специально созданной ситуации вовлечь детей в диалог, помочь им высказать мысли, подбирая наиболее уместные слова и фразы. Учить при ответе не отклоняться от содержания вопроса. Воспитывать любовь к родному краю. “Попадают” одни в незнакомый лес, видят осенний пейзаж, грибы, по телефону рассказывают воспитателю, используя фразы из потешки. Потешка “Ой, что в лесу за крик?” иллюстрации на тему “Осень в лесу”. Нарисованные грибы, знакомые детям. Игрушечные сотовые телефоны.
“Всех гостей встречаем, вкусным чаем угощаем” Формировать у детей умение слушать и понимать, обращенную к ним речь. Закрепить умения задавать вопросы, используя интонационные средства; приучать к общению в коллективе; воспитывать общительность. Делятся на хозяев и гостей. Встречают гостей, угощают различным вареньем. Задают вопросы относительно посуды, подразумевающие ответ-описание. Наборы чайной посуды разные по размеру и цвету. Потешки: “Из-за леса, из-за гор”, “Ты, рябинушка”, “Едем, едем к бабе, к деду”
“Знатные игрушки” Учить отвечать на вопросы по поводу предметов, их качеств полным предложением. Повторить знакомую считалку, использовать ее для выбора ведущего. Воспитывать интерес к русским народным промыслам. Приходят на ярмарку, выбирают продавца считалкой. Рассказывают об игрушках, опираясь на потешки. Покупают игрушки. Дымковские игрушки; считалка “Таря Маря”, потешки: “Наши руки крендельком”, “Мы игрушки расписные”, “Дымковские барыни”
Игра-инсценировка

“Курочка-Рябушечка”

Поощрять попытки играть роли, используя все средства выразительности. Развивать умение дифференцировать звуки З_Ж; учить правильно использовать в речи личные окончания глаголов. Находят волшебную коробку. Ищут спрятанный звук. Распределяют роли, используя фишки с изображением животного. Инсценируют потешку Различные ведерки. Маска курочки и цыплят. Карточки на звуки З. Ж.. Загадка “Зимой на земле лежало, весной в реку побежало”. Потешка “курочка Рябушечка”. Фишки-картинки.

Примерный перспективный план занятий на октябрь. Старшая группа.

Тема Программное содержание Действия детей Средства
“Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска”. Вовлекать детей в беседу о том, как выращивают и убирают хлеб, помочь понять суть пословицы. Учить отвечать на вопросы несколькими предложениями, согласуя части речи. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Отправляются в путешествие во времени. Попадают на уборку хлеба, расспрашивают о том, что видят и сами объясняют происходящее. Повторяют пословицу. Колосья хлебных злаков, иллюстрации с изображением хлебоуборочных работ, орудий труда

Пословицы о хлебе.

Придумаем нелепицы Продолжать знакомить с жанровой особенностью небылиц. Учить сочинять нелепицы о животных, используя карты-схемы. Формировать умение подбирать образные выражения к придуманным героям, активизируя словарь детей. Воспитывать умение слушать товарищей. По памяти вспоминают известные небылицы. Подбирают образные выражения к словам (зайчик, мышка, козел и т.д.), исправляют нелепицы, заменяя слова в предложении. Придумывают нелепицу. Небылицы: “Как у нашего Данилы…”,

“И в какой деревне слыхано…”, “Собака садиться играть на гармошке…”.

Маски, карты – схемы, обозначающие животных.

Магазин

“Фрукты-овощи”.

Формировать у детей умение мыслить нестандартно. Разгадывая загадки, выделять существенные признаки. Формировать умение высказываться по очереди, как в краткой, так и в распространенной форме. Обогащать речь. Воспитывать интерес к устному творчеству родного народа. Делятся на две команды. Продают товар только после отгадывания загадки и объяснения своего решения. Выполняют правило – не перебивать друг друга. Загадки об овощах и фруктах, их муляжи, атрибуты к игре “Магазин”.

Примерный перспективный план занятий на октябрь. Подготовительная группа.

Тема Программное содержание Действия детей Средства
“День прозевал – урожай потерял”. Формировать умение доказывать свою точку зрения; правильно выражать мысль, облекая ее в точную словесную форму; развивать умение логически мыслить. Обогатить активный словарь детей образной лексикой. Воспитывать умение выслушивать говорящего, не перебивая его.

 

Делятся на продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, нужна загадка, которую необходимо объяснить.

Играют в дидактическую игру “Угадай на вкус”, народную игру “Огородник и воробей”

Фрукты и овощи. Загадки: “Заплатка на заплатке, а иголки не видела”; “Не бьет, не ругает, а от него плачут” и т.п.

Атрибуты для игры в магазин.

Маски птиц для игры – физминутки.

“Терем, терем расписной”. Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве. Закрепить умение формулировать вопрос. Предложить по очереди исполнить роль гостеприимных хозяев, придумывая тему для беседы. Воспитывать интерес к народной культуре Детей встречает бабушка Меланья (помощник воспитателя). Бабушка показывает различную утварь, дети расспрашивают о ней, слушают поговорки, пытаются объяснить их суть. Принимают гостей. Русский костюм для бабушки, предметы старинного быта (ухват, коромысло, самовар…). Пословицы:

Для дорогого гостя и ворота настежь. Гостю – почет, хозяину – честь. Народная игра

“У старушки, у Меланьи”.

“Во поле береза стояла…”. Вовлечь детей в диалог на заранее подготовленную тему, о символе России – березе. Вспомнить обряды, связанные с этим деревом, хороводы, загадки. Учить детей грамматически правильно строить высказывание. Воспитывать любовь к Родине. Попадают на праздник деревьев, где королева – березка. Загадывают о ней загадки. Ведут с березой диалог, рассказывают что о

ней знают. Водят хоровод. Дают слово не ломать деревьев, любить свою Родину.

Атрибуты для праздника деревьев, приготовленные руками детей (шапочки с листьями различных деревьев). У воспитателя шапочка березы.

Загадки о березе.

Пример речевых карт к перспективному плану. Средняя группа.

Октябрь Тема занятия существительные прилагательные глаголы Другие части речи
“Мы любим осень” Опушка, грибы, боровик, волнушки, Березовая, еловые, малые, дружные Надумал, скликал, собирал, отказались Он, мы, ему, им.
“Знатные игрушки” Барышни, кавалеры, хохотушки. Расписные, ладные, красивые Славимся, нравятся Вокруг, повсюду
“Мы гостей встречаем…” Хозяева, гости, посуда, угощение, варенье. Абрикосовое, клубничное, клюквенное и т.п. Угощать – угощаем, приглашать – приглашаем. Вкусно, весело, вдвоем.
“Курочка-рябушечка” Птицы: воробьи, галки, дятлы Домашние, лесные, зимующие Облететь, налететь…