Интегрированный урок-экскурсия в физиокабинет поликлинники как средство формирования профильной ориентации девятиклассников

Разделы: Физика


Цель: познакомить учащихся с важнейшими применениями знаний по физике в процессе изучения медицинских приборов.

Задачи

Образовательная: познакомить учащихся с принципом действия медицинских приборов и профессиями физиотерапевта и медицинской сестры физиотерапевтического отделения.

Развивающая:

  • раскрыть принципы действия медицинских приборов на основе интеграции физики и медицины;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов/

Воспитательная: воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

В начале урока – экскурсии обучающиеся получают задания в виде фотографий медицинских приборов. Задание состоит в том, что нужно в конце экскурсии заполнить название и принцип действия каждого медицинского прибора. (см. Приложение 1)

Учитель: Уважаемые учащиеся, мы с вами находимся в физиотерапевтическом отделении поликлиники №9. В процессе экскурсии Вы познакомитесь с механизмом действия медицинских приборов. Узнаете, при каких заболеваниях их назначают, а также с квалификационными требованиями профессии физиотерапевта и медицинской сестры физиотерапевтического отделения. Позвольте представить вашего экскурсовода по физиотерапевтическому отделению - старшую физиомедсестру Валентину Александровну.

В. А.: Уважаемые учащиеся, физиотерапия разделяется на несколько разделов: ультразвуковая терапия, импульсная электротерапия, высокочастотная электротерапия, лечение при помощи постоянного тока, теплолечение, водолечение, магнитотерапия, светолечение. Сейчас мы с вами познакомимся с лечением при помощи постоянного тока. Пройдемте с вами к кабинке № 1. Перед вами прибор “Поток -1”. (См рис. 1) Этот метод называется гальванизация-применение с лечебной целью непрерывного постоянного электрического тока малой силы (до 50 мА) и низкого напряжения (30-80 В). Гальванизация способствует улучшению микроциркуляции, повышению проницаемости сосудистых стенок, а также способствует повышению обмена веществ. Назначается при заболеваниях периферической нервной системы (невралгиях, невритах, радикулитах), при хронических воспалительных процессах. При помощи данного прибора осуществляется другой метод физиолечения, также под действием постоянного тока - электрофорез. Этот метод сочетает в себе действия гальванизации с действием ионов лекарственных веществ (позволяет с помощью различной формы и размеров электродов вводить в кожу различные косметические средства, диссоциированные ионы). Данная процедура может иметь рассасывающее, подсушивающее или тонизирующее действие. Электрофорез способствует кратковременному сужению, а затем расширению сосудов; увеличению проницаемости капилляров; увеличению количества эритроцитов. Назначается при гнойных заболеваниях (фурункулы, карбункулы, абсцессы), при синуситах, отморожениях, артритах и выраженной гипотонии.

Рисунок 1

Учащиеся: Скажите, пожалуйста, есть противопоказания лечения этими методами?

В. А.: Противопоказания, конечно, имеются. Это, прежде всего, злокачественные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы, резко выраженная гипотония. Уважаемые учащиеся, пройдемте в кабинку № 2. Перед вами один из медицинских приборов импульсной электротерапии –СМГ-3 -амплипульс. (См. рис. 2)

Рисунок 2

Принцип действия: синусоидальные модульные токи. Амплипульс способствует увеличению притока крови к больному месту. Назначается при остеохондрозах, радикулитах и др.

Перейдем к следующей кабинке №3. Перед Вами один из медицинских приборов высокочастотной электротерапии-ИКВ-4-индуктотермия. (См. Рис. 3) Индуктотермия – метод электролечения, при котором определенные участки тела больного нагреваются под воздействием переменного, преимущественно высокочастотного (от 10 до 40 Мгц) электромагнитного поля. Подведение генерируемой аппаратом энергии электромагнитного поля к пациенту осуществляется посредством гибкого кабеля (кабельный электрод), изогнутого в виде цилиндрической или плоской спирали, или дисковым аппликатором – плоской спиралью из медной трубки. Назначается при травматических повреждениях нервов, воспалительные процессы.

Рисунок 3

Учащиеся: Скажите, пожалуйста, какой еще существует метод высокочастотной электротерапии?

В. А. : Еще существует дарсонвализация-метод лечения импульсным током высокой частоты (110-400 кГц), высокого напряжения (десятки тысяч вольт) и малой силы (до 100-200 мА). При местной дарсонвализации ток от высокочастотного импульсного генератора поступает к пациенту через вакуумные или заполненные графитом стеклянные электроды, которые перемещают по поверхности тела или вводят в полость (например, в прямую кишку). Местную дарсонвализацию применяют при невралгии, неврите слухового нерва, варикозном расширении вен голени, отморожениях 1-й и 2-й степеней и как средство косметики. Пройдемте в кабинку № 4. Перед вами медицинский прибор - УГН-1-тобус-облучатель ультрафиолетовый для групповых локализованных облучений в стационаре.

Рисунок 4

Принцип действия – коротковолновое ультрафиолетовое облучение. Тобус обладает бактерицидным действием. Назначается при тонзиллитах, ринитах, фарингитах, артритах.

Учитель: Уважаемые учащиеся, обязательно фиксируйте полученную информацию.

В. А. : Уважаемые учащиеся, пройдемте в следующий кабинет. Перед вами один из медицинских приборов микроволновой терапии-Луч-2. (См. рис. 5 )

Рисунок 5

Физическая основа данного метода это микроволновое воздействие, сопровождающее отражением значительной части энергии от поверхности тела человека, что создает предпосылки для рассеивания ее в окружающем пространстве и возможного облучения медперсонала. Дециметровые волны отражаются в основном от кожи, сантиметровые еще и от границ раздела, глубже лежащих тканей. Сантиметровые волны поглощаются преимущественно кожей и подкожно-жировой клетчаткой (3-5 см), температура которых может увеличится на 2-5° С.

Дециметровые волны поглощаются преимущественно мышцами и внутренними органами (до 9-10 см), температура в них может подниматься на 4-6° С при сравнительно низком нагреве подкожно-жирового слоя. Максимума нагрев тканей обычно достигает к 10-15 минуте. Назначается при воспалительных процессах.

Учащиеся: У каких приборов принцип действия основан на сантиметровых волнах, а у каких на дециметровых?

В. А. : Прибор - Луч-2 – сантиметровые волны. Дециметровые волны- прибор “Ромашка”. Следующий метод физиолечения УВЧ-терапия – метод лечения, при котором на определенный участок тела больного воздействуют непрерывным или импульсным электрическим полем ультравысокой частоты. Под влиянием УВЧ происходит изменение ионного состава крови, лимфы, мышц, в результате чего образуется переменный ток УВЧ. Прибор УВЧ-60. (См. рис. 6)

Рисунок 6

Назначается при острых и подострых воспалительных процессах, в том числе гнойных (острая пневмония), после операционных трав, травм нервной системы, невралгии, обморожениях.

Учащиеся: Чем отличается прибор “УВЧ-30” от “УВЧ-60”?

В. А. : Обратите свое внимание на размеры электродов. УВЧ -60 более мощный, чем “УВЧ-30” за счет площади поверхности электродов. Пройдемте в следующий кабинет, перед вами прибор-“Полюс-2” - последний метод физиолечения – магнитотерапия. (См. рис. 7) Магнитотерапия – использование переменного низкочастотного, пульсирующего и постоянного магнитного поля с лечебной целью. Образующиеся в тканях под воздействием магнитного поля токи низкой частоты вызывают движение электрически заряженных частиц интенсифицируются обменные процессы, улучшается микроциркуляция. Назначается при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, посттромботические состояния). Итак, наша с вами экскурсия подошла к концу. Ваши вопросы?

Рисунок 7

Учащиеся: Скажите, пожалуйста, какое образование нужно получить для того, чтобы стать медсестрой физиоотделения или врачом-физиотерапевтом?

В. А. : Медсестра - среднее медицинское образование. Специализация: физиотерапия. Получение сертификата “Физиотерапия”. Врач-физиотерапевт. Высшее медицинское образование. Интернатура – физиотерапия.

Учитель: Уважаемые учащиеся, заполните, пожалуйста, полученное вами в начале экскурсии задание и ответьте на вопросы.

Вопросы для закрепления материала экскурсии:

  1. Какие физические явления и законы положены в основу медицинского прибора – динамик?
  2. Какой метод физиотерапии основан на применении с лечебной целью непрерывного постоянного электрического тока малой силы и низкого напряжения ?
  3. Какие физические явления лежат в основе метода – амплипульс?
  4. Перечислите, наиболее знакомые вам медицинские приборы? Принцип действия данных приборов?