Урок развития речи в 1-м классе по теме: "Люблю природу русскую"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с различными формами изображения красоты русской природы.
  2. Развивать речь детей, художественно – эстетическое восприятие окружающей природы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения детей

Ход урока

1. Приветствие

У: - Доброе утро всем! У меня сегодня хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите сигналы.

(хорошее настроение - солнышко, плохое – тучка).

2. Вводная часть

У: Сейчас я вам показываю карточку со словами на 2 секунды, а вы внимательно читаете и постараетесь их запомнить.

  • заяц
  • человек
  • ручей
  • дятел

У: Какое слово лишнее? Почему?

Д: Лишним является слово “ручей”, так как оно обозначает неживое явление природы, а всё остальное – живое.

У: Следующая группа слов:

  • снег
  • проталина
  • снеговая
  • снеговик

Д: Лишним является слово “проталина”, так как все остальные слова родственные.

У: третья группа слов:

  • дуб
  • подснежник
  • берёза
  • липа

Д: Лишним является слово “подснежник”, так как это цветок, а всё остальное – деревья.

У: четвёртая группа слов:

  • голубь
  • скворец
  • воробей
  • ворона

Д: Лишним является слово “скворец”, так как это перелётная птица, а все остальные - зимующие.

У: Внимательно посмотрите на слова, которые вы выбрали:

На доске слова:

  • ручей
  • проталина
  • подснежник
  • скворец

У: О чём хотят сказать нам эти слова?

- Описывая какое время года, мы употребляем эти слова?

Д: Весну.

У: Как мы назовём тему сегодняшнего урока?

Д: (Предположения)

У: Мы продолжаем работать над разделом: “Люблю природу русскую!” и темой сегодняшнего урока будет: “Весна идёт, весна идёт!”

У: Какой вы представляете себе весну?

(Высказывания детей)

У: Весна – это прекрасное время года, когда вся природа просыпается после зимнего сна.

- Ребята, а как можно изобразить красоту весенней природы?

Д: Нарисовать картину.

3. Работа по картине

У: Как мы называем человека, который рисует картины7

Д: Художник.

На доске слово “художник”.

У: Многие великие художники изображали красоту весенней природы. Изображение природы в живописи называется пейзажем.

На доске рядом со словом “художник” появляется слово “пейзаж”.

У: Перед нами картина Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Написана картина в 1871 году. Посмотрите как мастерски Саврасов передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны.

Ребята, а как художник показывает нам приближение весны?

Д: Местами растаял снег и видна земля. Небо ещё затянуто облаками, но уже край голубеет.

У: Какие краски преобладают на картине?

Д: Жёлтые, голубые, серые, коричневые.

У: Почему художник не использует ярких красок?

Д: На картине изображена ранняя весна, природа только просыпается после долгого зимнего сна.

У: На что мы сразу обращаем внимание?

Д: Мы видим грачей.

У: Да, грачи – первые вестники весны. А как вы думаете, какие звуки можно услышать, глядя на картину?

Д: Крики птиц, шум крыльев, журчание воды.

У: Художник не старается приукрасить действительность, он рисует так, как есть на самом деле.

- Ребята, что, на ваш взгляд очень дорого самому художнику?

Д: Грачи. Они радуют людей своим прилётом.

У: Чем заняты птицы?

Д: Они строят новые гнёзда и ремонтируют старые. Здесь они будут выводить своё потомство.

У: Саврасов показывает не только пробуждение природы, но и верность грачей своей Родине.

4. Физкультминутка

Ритмические упражнения:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, тихонько помашем – это к нам гуси летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.

5. Работа со стихотворением Ф. И,Тютчева “Весенние воды”

У: Ребята. А как ещё можно изобразить красоту весенней природы?

Д: Можно написать стихотворение.

У: Кто пишет стихотворения?

Д: Поэт.

На доске появляется слово “поэт”

У: Ребята, а при помощи чего обычные фразы превращаются в стихотворения? Что обязательно должен соблюдать поэт?

Д: При помощи рифмы.

На доске рядом со словом “поэт” появляется слово “рифма”.

У: Очень много поэтов посвятили свои стихотворения весне. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф. И. Тютчева “Весенние воды”.

У: Как вы думаете, о чём будет идти речь в этом стихотворении?

Д: О ручьях, о большой воде.

У: Самостоятельно прочитайте стихотворение в учебнике, а после чтения ответите на вопрос:

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

После самостоятельного чтения стихотворения, идёт анализ прочитанного.

У: Какое же настроение в этом стихотворении?

Д: Радостное, весёлое. Автор показывает, что вся природа рада приходу весны.

У: Сейчас вы послушаете в стихотворение в записи. Найдите слова, которые мы сейчас не употребляем, или же слова, записанные не так, как мы привыкли их слышать.

(Дети прослушивают запись стихотворения на аудиокассете)

У: Какие слова вам незнакомы?

Д: Гонец, брег.

У: Гонец – так в старину называли человека, посылаемого со срочным известием.

Брег - берег.

У: Сейчас читаем первое четверостишие. Найдите слова, которые повторяются.

Д: Выразительное чтение.

У: Какие слова повторяются?

Д: Бегут – бегут.

У: Для чего Тютчев использует такое повторение?

Д: Показывает движение.

У: Читаем второе четверостишие и ищем в нём главную фразу.

Д: Выразительное чтение. Главная фраза “Весна идёт, весна идёт!”

У: Кого подразумевает Тютчев под гонцами?

Д: В роли гонцов выступают ручьи.

У: Читаем третье четверостишие. Подумайте, о каком хороводе идёт речь?

Д: Хоровод – это тёплые майские дни, которые вскоре наступят.

У: Читаем стихотворение по цепочке, по одной строчке. Постарайтесь читать очень выразительно!

Д: Выразительное чтение.

6. Физ. пауза

(Дети выполняют упражнения с мешочками на голове, для формирования правильной осанки, под музыку)

7. Работа над музыкальным произведением П. И. Чайковского “Времена года. Подснежник”.

У: А можно ли ещё как-то представить красоту весенней природы?

Д: При помощи музыки.

У: А как мы называем человека, который пишет музыку?

Д: Композитор.

На доске появляется слово “композитор”

У: Музыку нельзя увидеть, но её можно увидеть и представить каким звукам природы она соответствует. А при помощи чего композиторы записывают музыку?

Д: При помощи нот.

Слово “ноты” появляется рядом со словом “композитор”

У: Великий русский композитор П. И. Чайковский написал цикл пьес “Времена года”.

Сейчас положите головы на парты, закройте глазки и послушайте музыку.

(Дети прослушивают запись на аудиокассете).

У: Какому времени года соответствует это произведение?

Д: Это весна!

У: А как вы думаете, какой это месяц?

(Выслушиваются ответы детей)

У: Да, это произведение называется “Подснежник” и посвящено оно апрелю. А какие звуки природы вы услышали, слушая это музыкальное произведение?

Д: Звонкое журчание ручейка, шум струящейся воды.

У: Многие композиторы воспевали приход весны в своих музыкальных произведениях.

8. Работа над деформированным текстом.

У: Ребята, а можно ли написать рассказ о весне? Как мы называем человека, который пишет рассказ?

Д: Писатель.

На доске появляется слово “писатель”

У: Что нужно, чтобы написать рассказ?

Д: Использовать нужные слова, из которых можно построить предожения.

Рядом со словом “писатель” появляется “слово”

У: Сейчас вы сами выступите в роли писателя. У каждой группы на столе лежат карточки со словами. Ваша задача – составить красивое предложение из данных слов. Затем каждая группа прочитает своё предложение и мы послушаем полученный рассказ.

Дети работают в группах по 4 человека

После составления предложении. по одному человеку от группы читают полученный рассказ:

Вот и пришла долгожданная весна. Тёплые лучи яркого солнца льют на землю. Зажурчали звонкие ручьи. Из-под снега пробиваются первые цветы. Возвращаются в родные места перелётные птицы. Всё вокруг оживает после долгого зимнего сна.

У: Подберите название к нашему рассказу.

Выслушиваются предложения детей.

У: Молодцы, ребята! Родная природа красива в любое время года. Красоту природы мы можем изобразить разными способами – нарисовать картину, сочинить музыку, написать стихотворение или рассказ. А мы будем просто любить родную природу.

Послушайте, как дети рассказывают о нашей земле

Дети рассказывают наизусть стихотворение, по цепочке:

Наша планета Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!

Раздаётся стук в дверь и входит девушка в костюме “Весны”

“Весна”: Здравствуйте, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня говорили обо мне. Я принесла вам приглашение на весеннюю поляну Только я хочу спросить вас, а умеете ли вы себя вести в лесу?

Дети рассказывают стихотворение наизусть, по цепочке:

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Ветки дуба не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Хлопать, топать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость.

“Весна”: Молодцы, ребята. Спасибо вам. До встречи на лесной полянке.

Весна уходит, оставляя детям приглашение

У: Вот и закончился наш урок. Большое спасибо, ребята!