Природа Южной Якутии (тектоническое и геологическое строение, особенности рельефа, месторождения полезных ископаемых)

Разделы: География


Оборудование урока: карты России: геологическая, физическая. Карта Республики Саха (Якутия): физическая. Атласы области. Образцы полезных ископаемых. Слайды о природе Южной Якутии.

Цели урока:

- Углубить знания о природе своего края;
- Систематизировать полученные данные в таблицу;
- Развивать познавательный интерес обучающихся.

Тип урока: практикум.

Ход урока

1. Мотивация на изучение темы. Выход на тему урока.

Учитель: Ребята! Поднимите, пожалуйста, руки, чьи родители, дедушки, бабушки работали и работают в геологии! (Поднимают, примерно, 30% количества обучающихся в классе).

В 2007 году исполняется 55 лет освоению месторождений угля на нашей территории. Это большое событие в жизни нашего поселка, района, республики, ваших родных!

Чем занимаются геологи?

Ученики: Разведкой месторождений полезных ископаемых.

Учитель: От каких процессов зависит образование полезных ископаемых?

Ученики: От тектонических процессов.

Показ слайдов: «Рельеф Южной Якутии».

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на слайды, которые показывают рельеф нашей местности, они сняты геологами в полевых маршрутах.

На размещение полезных ископаемых влияют и другие компоненты природы. Назовите их.

Ученики: Геологическое строение и рельеф территории.

Учитель объявляет тему урока, она пишется на доске.

Ученики формируют цель своей работы, исходя из данной темы.

Учитель: По данной теме мы проводим урок-практикум. На основании карт, знаний, полученных ранее, вам предстоит оставить систематизирующую таблицу. Где была бы показана взаимосвязь природных компонентов.

Назовите, пожалуйста, графы таблицы.

Ученики:

- Тектонические структуры;
- Геологическое строение;
- Формы рельефа;
- Месторождения полезных ископаемых.

Учитель: Правильно.

Вычерчивает на доске графы таблицы, ученики в тетрадях.

На уроке-практикуме работают по двум направлениям: первая группа изучает тектонические структуры и геологическое строение; вторая группа изучает рельеф месторождения полезных ископаемых.

Ученики выбирают из состава группы руководителей. Каждая группа по мере изучения вопросов заполняет таблицу на доске и в тетради, в итоге вся таблица должна быть заполнена, а далее совместно делаем вывод.

Ученики работают в группах по картам атласа, с образцами полезных ископаемых, свободно подходят к стенным картам, ведут диалог с учителем, обсуждают вопросы в группах.

Результатом учебной деятельности является заполненная таблица и устный ответ представителя группы.

Ответ первой группы обучающихся: Тектоническое и геологическое строение Южной Якутии.

Южная Якутия расположена на юге Средне-Сибирского плоскогорья, а оно находится на древней докембрийской платформе, кристаллические породы которой выходят на дневную поверхность в форме Алданского щита. В некоторых частях Алданского щита мы видим вкрапления интрузивных пород. Наш район расположен в зоне сейсмической активности (от 7 до 8 баллов по международной шкале). Сейсмичность района мы непосредственно ощущали в 2006 году 3-4 балла. Таблица первых двух граф выполнена.

Вторая группа обучающихся отвечает по рельефу и полезным ископаемым и заполняет таблицу.

На Алданском щите докембрийской Сибирской платформы расположено Алданское нагорье, на юге Средне-Сибирского плоскогорья окаймлено Поясом гор Южной Сибири, представленным Становым хребтом.

Средние высоты Алданского нагорья 1000-2000 м., на юго-востоке нагорья проходит Алдано-Учурский хребет с юго-запада на северо-восток, высшая точка 2243 м. На крайнем юго-юго-западе расположено Олекмо-Чарское нагорье, которое на юге пересекается хребтом Удокан, высшая точка 1688 м. И на крайнем юге Алданское нагорье окаймляется северными отрогами Станового хребта, основная часть которого находится за пределами нашей республики.

Вторая группа в лице другого ученика продолжает ответ:

Полезные ископаемые представлены каменным углем Южно-Якутского угольного бассейна, одного из бассейнов коксующихся углей Дальнего Востока. На территории Алданского района расположено Селигдарское месторождение апатита, которое занимает второе место в России после Кольского полуострова. Железная руда представлена двумя месторождениями: Таежнинским на территории Нерюнгринского района и Тарыннахским на территории Олекминского района. На юге Алдснского района находится Эмельджакское месторождение слюды, и повсеместно расположены месторождения драгоценных и полудрагоценных камней.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ (стр. 10, 14 атласа)

Тектонические структуры

Геологическое строение

Формы рельефа

Месторождение полезных ископаемых

Сибирская платформа Архейская и протерозойская группа (докембрий) Средне-Сибирская платформа  
Алданский щит (выступы фундамента древних платформ) Кристаллические породы архея и протерозоя.

Вкрапления интрузивных пород

Алданское нагорье (средние высоты от 1000 до 2000м.) Алдано-Учурский хребет, высшая точка 2287м. Олекмо-Чарское нагорье хребет Удокан, высшая точка 1688м. Южно-Якутский бассейн коксующихся углей.

Таежнинское и Тарыннахское месторождение железных руд.

Селигдарское месторождение апатита.

Эмельджакское месторождение слюды. Месторождение полудрагоценных и драгоценных камней.

Таблица на доске и в тетрадях заполнены.

Учитель: Надо сделать вывод и озаглавить данную таблицу, составленную на основе карт атласа, образцов полезных ископаемых, показанных слайдов.

Ученики делятся своими мнениями:

Даем название таблице: «Взаимосвязь компонентов природы Южной Якутии».

Записываем вывод, который совместно вывели по таблице, составленной нашими группами, мы видим, что месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения: каменный уголь, слюда, апатиты приурочены к рельефу Алданского нагорья, который лежит на Алданском щите Сибирской платформы. Устанавливаем причинно-следственную связь на платформах в рельефе образуются равнины, на них как правило преобладают полезные ископаемые осадочного происхождения (Сибирская платформа – Средне-Сибирское плоскогорье: Алданское нагорье – каменный уголь, апатит, слюда).

Учитель: в один из августовских дней 1951 года совершавшие свой маршрут вдоль реки Нерюнгри геологи Г.Ю. Лагздина и О.А. Трещалова в борту реки находят уголь, при расчистке которого открывается пласт, названный «Пятиметровый». В 1953 году в результате горных работ, проводимых под руководством Л.М. Минкина, был обнаружен выше «Пятиметрового» пласт «Мощный» с основными залежами коксующихся углей.

На огромной площади от бассейна реки Учур на востоке, т.е. на протяжении 750 км. лежит Южно-Якутский угольный бассейн, площадью 25 тыс. км2.

Первооткрывателями являются ленинградские геологи Галина Лагздина и Ольга Трещалова. (Запишите, пожалуйста, в тетрадь их фамилии и запомните).

Оценивание работы: Взаимопроверка таблиц и вывода, учитель ставит оценки руководителям групп, а они, согласовав с взаимопроверкой, своей группе.

Домашнее задание: Поиск материалов о геологах Южной Якутии, работавших по разведке угольных месторождений.

Итог урока подводится учащимися: Цели урока выполнены, результат - таблица выводами. Узнали о 55-летии освоения углей Южной Якутии и имена первооткрывательниц.ТЕЗИСЫ

Урок-практикум по картам направлен на развитие навыков чтения карт и составления в процессе работы систематизирующей таблицы, показывающей взаимосвязь тектонического и геологического строения с рельефом и месторождениями полезных ископаемых Южной Якутии. В процессе урока обучающиеся работают с образцами полезных ископаемых, видят на слайдах рельеф, участвуют в взаимопроверке таблиц, подводят итог урока.