Урок по русскому языку на тему: "Три типа склонения имен существительных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию в начальной форме и по роду.
2. Развивать у детей умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова.
3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: Словари, веера (1 скл., 2 скл., 3 скл.), карточки для самооценки, таблица, карточки с дифференцированными заданиями.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово!

II. Минутка красивого письма.

Ддд     ди     да      до     ед     де

III. Знакомство с новыми словарными словами. Запись этих слов, составление предложений с этими словами.

Календарь, директор, председатель.

К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные).

IV. Актуализация знаний.

Что мы знаем об именах существительных?

Для чего мы учимся определять падеж имени существительного?

V. Орфографическая минутка.

1. Ребята, сейчас вы будете в роли учителя. Ваша задача дать рекомендации этому ученику. Какие орфограммы ему необходимо повторить? (текст на доске).

Пчелы литят к сирени и к яблоне. Лотка быстро плыла по глаткой поверхности воды. На фасоли и на копусте паевились вридители. Па шырокой аллее сада мы подошли к лесу.

-правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.
- правописание парных согласных в корне слова.
- правописание предлогов и приставок.
- правописание гласных после шипящих.

2. Определите падеж подчеркнутых имен существительных (Д.п.), выделите окончание. Что вы заметили?

VI. Новая тема.

1. Проблемный вопрос:

Почему же в одном и том же падеже у имен существительных разные окончания? Отчего это зависит?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.

Определите род этих имен существительных.

Вывод: У имен существительных мужского, женского и среднего рода бывают разные падежные окончания. По окончаниям имена существительные делятся на три склонения.

2. Работа по учебнику страница 54. Чтение правила, вывод по таблице.

VII. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали-
А потом пустились вскачь,
Будто мы - упругий мяч.

VIII. Закрепление.

1. Коллективная работа. Определить склонение имен существительных и веером показать.

Дорога, класс, клен, липа, осень, ключ, помощь, село, яблоня, дочь.

Устно объяснить, доказать.

2. Письмо под диктовку.

Зеленодольск по площади зеленых насаждений занимает первое место в республике.

Сделать разбор предложения по членам и по частям речи. Определить склонение и падеж имен существительных.

IX. Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания, (ученики по выбору выполняют задания по карточкам).

Уровень 1

Определите склонение и падеж имен существительных.

I вар.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землей.

II вар.

Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.

Уровень 2

Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных.

I вар.

Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький).

На припеке горячо и сладко пахли трава и крапива. (И. Бунин).

Ближняя сопка была покрыта зеленым ковром брусничника. Глянцевитый лист блестел, прикрывая кисточку цветка. (Т. Дремова).

II вар.

Желтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю. (П. Воронин).

Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка-все обсыпано сахарной пудрой. (В. Солоухин).

Уровень 3

Напишите рассказ об осени из 5-6 предложений, используя данные слова. Можно менять форму слова. Определите склонение и падеж всех имен существительных.

Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.

Проверка по готовым ключам.

X. Самооценка знаний.

Оцените свою работу «на лесенке успеха». Обозначьте «+» ту ступеньку на лесенке, на которой, по вашему мнению, вы оказались к концу урока.

  1. ступенька-многое не понял, и остались вопросы.
  2. ступенька - во время работы было много трудностей.
  3. ступенька-многое понял, но были ошибки
  4. ступенька - трудности преодолены

Кто доволен своей работой? Хлопните в ладоши, кто доволен своей работой.

XI. Итог урока.

Ребята, значит с какой целью нужно научиться правильно и быстро узнавать склонение имен существительных?

Где можно использовать новые знания? Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

XII. Домашнее задание.

Повторить правило, выполнить упражнение 125.