Япония на пути модернизации

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока.

Показать особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Учащиеся должны учесть, что Япония без всякого вмешательства извне, но привлекая достижения Запада, модернизировала промышленное производство, образование и систему управления страной, при этом сохранила свои традиции и привычный образ жизни. На материале этой темы учащиеся должны увидеть действие закона неравномерности развития капитализма.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают, что столкновения с Западом угрожало потерей независимости и в этих условиях молодое государство, используя традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушивших традиционное общество. Развитие капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка. Нищета подавляющей части населения, рост националистических настроений – всё это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.

Оборудование:

  • карта “Япония в XIX веке”;
  • Юдовская А.Я., Баранов П.А. “Новая история”, учебник;
  • таблицы;
  • выдержки из документов.

Основные понятия: сёгун, консул, модернизация, экстерриториальность, Ямато, Мейдзи, самурай, “бусидо”, синтаизм, национализм, традиционализм.

Ход урока

1. История Японии в конце XIX – нач. XX веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела специфические черты, которые были связаны с её географическим положением и историческим развитием. Давайте мы с вами познакомимся с новыми понятиями и терминами.

Национализм идеология, в основе которой лежит идея национальной исключительности, обособленности.

Традиционализмустойчивость японской цивилизации, основанной на традиционных средневековых ценностях.

Мейдзи “Просвещённое правление” - время реформ, благодаря которым страна стала стремительно превращаться в великую державу.

Бусидосамурайский кодекс чести.

Самурай замкнутая военная каста (самурау – служить, солдат, дворянин).

2. До середины XIX века Россия была “закрытой страной”. Это обусловило экономическую, политическую и военную слабость страны. В 1854 году США, использовав силу оружия, вынудили правительство сёгуна “открыть” страну. Был подписан договор о мире и дружбе. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны. Они навязали Японии неравноправные договоры, что означало насильственное открытие страны.

3. Конец 60-х гг. XIX века ознаменовался событиями, которые повлияли на весь дальнейший ход развития государства. Эти события в истории Японии принято называть “Мейдзи Ими” или “Революция Мейдзи”. Она связана с реставрацией власти императора и низложением “сёгуната” (правление феодальной аристократии, “сёгуна”), опиравшегося на военную силу самураев, власть императора лишь номинальную. В 1867 году сёгун отказался от власти в пользу 15-летнего императора Муцихито.

Сообщение о Муцихито, сенквейн.

Япония вступила в эпоху модернизации. Задача, стоявшая перед правительством, была очень сложной: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою самостоятельность, традиции. При помощи работы с таблицей мы с вами узнаем, как решалась эта задача.

Заполнение таблицы с помощью учебника

(комментированное чтение).

Реформы Мейдзи.

Направление реформ Содержание реформ Значение реформ
Аграрная реформа Крестьянам передавалась на определённых условиях часть земли. В сельском хозяйстве стал развиваться капиталистический уклад.
Административная реформа Конфискация части земель и лишение власти князей. Уничтожила власть князей и деление страны на княжества.
Военная реформа Введена всеобщая воинская повинность. Ликвидирована военно-феодальная структура. Японская армия приобрела высокую боеспособность.
Денежная реформа Введена единая денежная единица – иена. Создала условия для формирования единого национального рынка.
Реформа образования Принят указ об обязательном начальном образовании Уничтожена сословная система образования.

Политическое устройство: в 80-х г.г. в стране развернулось широкое движение за конституцию. В Европу и США была послана специальная миссия (ознакомиться и выбрать наиболее подходящий вариант конституции). Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка.

Составление схемы “Политическое устройство” при помощи документа.

Избирательное право: сопоставить таблицы. Вспомнить, что такое имущественный ценз?

Новые черты экономического развития: первые монополистические объединения появились в стране в 90-х гг. XIX века.

В чём заключалась промышленная политика правительства Мейдзи? (Работа с документом).

Какие фирмы упоминаются в учебнике?

4. Изменения в образе жизни общества. (Индивидуальное задание).

5. Внешняя политика Японии. (Индивидуальное задание).

Заключение: Япония единственное неевропейское государство. Чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских стран. Развитие империализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения и это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.

Синквейны о Японии.

Подведение итогов урока, задание на дом: § 24, работа с терминами, вопр. 1 на стр. 254.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4