Множества в начальной школе на уроках информатики

Разделы: Информатика


Тип урока: вводный урок (урок c игровыми элементами, в уроке участвует целый класс)

Вид урока: урок ознакомление с понятиями Множество, Подмножество в разных видах деятельности

Технология: групповая работа, индивидуальная работа

Место урока в учебном плане: начальный урок по теме “Множество”

Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, рисунки к уроку.

Цели урока:

  1. Формирование знаний по теме: “Множество”.
  2. Формирование практических навыков применения информационных процессов при изучении темы “Множество”.
  3. Ознакомление учащихся с новыми терминами: множество, подмножество.
  4. Повторение определения составной объект.

Задачи урока:

  1. Учебная – ознакомление с новым материалом, введение новых терминов, выработка правильной речи согласно изученным терминам.
  2. Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
  3. Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Началась новая четверть, позади Новогодние праздники, зимние каникулы. И как ведется, после любых праздников мы первым делом проводим уборку. А тем более она нужна после шумного и веселого праздника Нового года. Но это будет не простая уборка, ведь мы сможем познакомиться с такими понятиями как: множество, подмножество, свойства предметов.

Первым делом давайте разберем елку, снимем игрушки. Но они не простые, на каждой находится задача-загадка.

 

 Теперь давайте разберем домик и вспомним как называются предметы, состоящие из более мелких элементов

 img2.jpg (3456 bytes)

Из каких частей он состоит. Дети называют части домика, учитель его разбирает (крыша, труба, стена, окно)

Как называются такие объекты?

Составной объект – объект, который состоит из более мелких.

Назовите составные предметы, которые нас окружают.

Назовите составные части объектов:

  • Линейка – не является составным объектом
  • Мясорубка
  • Карандаш
  • Дерево
  • Цветок

Посмотри на доске – беспорядок. Давайте распределим объекты, находящиеся на ней на группы.

На доске:

img3.jpg (13483 bytes)

Каким одним словом можно назвать эти объекты? (магниты)

Таким образом, можно сказать здесь представлено множество магнитов.

Вы разделили их на группы, т.е. выделили подмножества, основываясь на свойствах объектов.

Если вы смогли распределить их по группам, значит, они чем-то похожи и чем-то отличаются друг от друга.

Объясните, почему вы полнили это задание именно таким образом.

А теперь помогите мне убраться на парте. Соберите эти объекты.

Каково общее имя для большинства объектов (книги).

Но посмотрите они все ведь разные, хотя у всех одно общее имя – книги.

Перечислите единичные имена объектов-книг, назовите какие книги здесь есть (сказки, поэмы, стихотворения )

Давайте наши рассуждения отобразим на доске.

Обозначим книги – черный прямоугольник

Поэмы – красный квадрат

Стихотворения – желтый круг

Сказки – синий треугольник

Блокнот – зеленый прямоугольник

Как мы разместим фигуры (стихотворения, поэмы, сказки) внутри черного прямоугольника или вне. А как мы разместим блокнот? Объясните ваш выбор.

 

Мы прибрались на доске, на парте, а теперь помогите: разбросанными оказались и слова. Они все перепутались и не могут определить кто из них важнее, кто из них общее, главное определение:

КАРТОЧКИ: найди общее понятие.

Разминка

А теперь давайте отдохнем, мы ведь сделали так много:

– Встаньте множество мальчиков.

– Встаньте множество девочек.

– Помашите руками множество мальчиков, чьи имена начинаются на гласную букву.

– Покивайте головой множество девочек.

– Покружитесь на месте множество учеников 4А класса.

– Тихо сядьте множество мальчиков нашего класса.

– Тихо сядьте множество девочек нашего класса.

– Спойте песню множество бабушек этого класса.

Песню никто не спел. А почему? т.к. нет объектов у данного множества, в нашем классе нет бабушек. Такое множество называется пустым, а если мы знаем элементы-объекты множества оно называется заданным.

А теперь давайте поиграем в игру “Найди лишний объект”.

На доске написан шаблон правильного высказывания для игры. 

Общее имя объектов______

То есть здесь представлено множество _______

Я думаю, что:

  • В одно подмножество входят _______
  • В другое ________________

Таким образом лишним является ___________

  

Например:

Общее имя объектов животные

То есть здесь представлено множество животных

Я думаю, что:

  • В одно подмножество входят травоядные (еж, заяц)
  • В другое хищники (волк)

Таким образом лишним является волк

Например:

Общее имя объектов животные

То есть здесь представлено множество животных

Я думаю, что:

  • В одно подмножество входят животные, которые с шерстью (волк, заяц)
  • В другое животные, которые с иголками (еж)

Таким образом лишним является еж

Я раздам вам карточки, на которых нарисованы объекты. Ваша задача определить кто лишний. Объяснить почему. 

Практика за ПК работа в Презентации (Приложение 1)

Вывод урока: А теперь скажите какие новые слова, термины вы узнали на уроке

  • Множество.
  • Подмножество.

Домашнее задание

Создать карточку для игры “Кто лишний”.